• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология мышления

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Психология мышления» является формирование у студентов: знаний о предмете психологии мышления, основных направлениях ее изучения, возможностях практического приложения данных и выводов, полученных в исследованиях мышления.Особое внимание в курсе уделено психологии решения комплексных проблем: систем взаимосвязанных проблем, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись и требующих для своего решения комплекса различных способностей: познавательных, личностных, эмоциональных, социальных (связанных с пониманием и учетом намерений и действий множества людей).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология мышления» является формирование у студентов: знаний о предмете психологии мышления, основных направлениях ее изучения, возможностях практического приложения данных и выводов, полученных в исследованиях мышления. Особое внимание в курсе уделено психологии решения комплексных проблем: систем взаимосвязанных проблем, относящихся сразу ко многим областям, которые ранее в такую систему не объединялись и требующих для своего решения комплекса различных способностей: познавательных, личностных, эмоциональных, социальных (связанных с пониманием и учетом намерений и действий множества людей).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - студент должен знать концепции связи мышления и речи; - студент должен уметь различать функции и виды речи.
  • - студент должен знать основные подходы к сопоставлению и анализу исследовательского поведения, интеллекта, креативности; - студент должен уметь различать исследования, сделанные в рамках того или иного подхода к интеллекту, креативности, исследовательскому поведению.
  • - студент должен знать различия между алгоритмами и эвристиками, критерии психологической оценки принимаемых решений, психологические эффекты, наблюдающиеся при вынесении оценок; - студент должен уметь применять критерии психологической оценки принимаемых решений в различных ситуациях.
  • - студент должен знать теории мышления, представленные в курсе - студент должен уметь различать исследования, сделанные в рамках той или иной теории мышления.
  • - студент должен знать характеристики зон развития в условиях разных социальных взаимодействий; - студент должен уметь анализировать ситуации помощи и противодействия интеллектуальной и творческой деятельности.
  • - студент должен знать характеристики комплексных проблем - студент должен уметь анализировать комплексные проблемы по выделенным критериям.
  • -студент должен знать определение мышления и специфику мышления как познавательного процесса; - студент должен владеть различением видов, операций и процессов мышления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие о мышлении. Виды, операции и процессы мышления
  • Тема 2. Теории мышления, их типы
  • Тема 3. Исследовательское поведение, интеллект, креативность
  • Тема 4. Алгоритмы и эвристики. Оценочные суждения. Принятие решений
  • Тема 5. Решение комплексных проблем и системное мышление
  • Тема 6. Помощь и противодействие интеллектуальной и творческой деятельности
  • Тема 7. Мышление, общение и речь
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная (форма – письменный тест с выбором правильного ответа). Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе занятий.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен Студент должен продемонстрировать: 1) знание - специфических особенностей мышления по сравнению с другими познавательными процессами; - основных отечественных и зарубежных подходов к проблемам мышления; - методологии и методов, используемых в исследованиях психологии мышления; - основных результатов и выводов, полученных в этих исследованиях. 2) умения применять знания, составляющие содержание курса, к анализу ситуаций развертывания мышления.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    Порядок формирования оценок по дисциплине Оценка по промежуточной аттестации (итоговая оценка по дисциплине) складывается из оценок аудиторной работы, текущего контроля и экзамена. Оценка рассчитывается по нелинейной формуле. В ней представлены следующие элементы. Аудиторная работа (Оауд): Оауд = 2Nп.ауд / Nоб.ауд, где Nп.ауд – число посещенных аудиторных занятий Nоб.ауд – общее число аудиторных занятий Самостоятельная работа (Осам. работа) - проявленная активность на одном семинарском занятии: Осам. работа = 6Nсам / Nсем, где Nсам – число семинарских занятий, на которых была проявлена активность Nсем – общее число семинарских занятий Оценка за текущий контроль выставляется по следующей формуле, где Оконтрольная.работа – оценка, полученная студентом за контрольную работу: Отекущий = Оконтрольная работа Опромежуточная аттестация = Оауд+ Осам. работа + Отек  0,2 Оценка по дисциплине рассчитывается по следующей нелинейной формуле. 1. Если до экзамена Опромежуточная аттестация >= 8, то эта оценка, по желанию студента, может быть выставлена как итоговая без сдачи экзамена. Тогда Оитоговая аттестация = Опромежуточная аттестация 2. Если до экзамена Опромежуточная аттестация < 8, то студент сдает экзамен, за которую получает оценку О экзамен = О экзаменационный тест. Тогда Оитоговая аттестация = 0,7 Опромежуточная аттестация + 0,3Оэкзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова, И. В., 2002
  • Поддьяков, А. (2012). Матрицы Игр Человеческого Метакапитала: Игры На Повышение И Понижение Столяров, Грабителей И Профессоров. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.72561F1
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005
  • Психология мышления : учеб. пособие для вузов, Тихомиров, О. К., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • What do Tests of Intelligence and Creativity Show? ; Что выявляют тесты интеллекта и креативности? (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.98671715
  • Богоявленская, Д. (2004). Что Выявляют Тесты Интеллекта И Креативности? Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693995
  • Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт, Поддьяков, А. Н., 2006
  • Поддьяков, А. (2004). Противодействие Обучению Конкурента И «Троянское» Обучение В Экономическом Поведении. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15694007

Авторы

  • Поддьяков Александр Николаевич