• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология и нейрофизиология памяти и научения

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

1.Учебная дисциплина Психология и нейрофизиология памяти и научения знакомит студента-психолога с основными понятиями в психологии нейрофизиологии памяти и научения. Кратковременная и долговременная память. Формы долговременной памяти: декларативная и недекларативная память. Ассоциативная и неассоциативная недекларативная память. Неассоциативная память: сенситизация и габитуация. Ассоциативная память: условные рефлексы (двигательные и вегетативные) и моторная память. Рабочая память. Осцилляторные механизмы рабочей памяти. Эпизодическая память как конструктивный процесс. Структура и связи гиппокампальной формации. Осцилляторные корреляты запоминания и воспроизведения информации. Консолидация памяти. Роль сна в консолидации памяти. Эмоциональная память и роль миндалевидного тела. Научение в условиях стресса. Молекулярно-генетические механизмы памяти. Долговременная потенциация и депрессия. Нейротрансмиттеры, связанные с памятью. Навигационная система мозга.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить базовые знания об основных понятиях психологии и нейрофизиологии памяти и научения.
  • Получить представление о современном состоянии и актуальной тематике психологических и нейробиологических исследований памяти.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Критическая оценка высказывания о положительной и отрицательной роли билингвизма.
  • Определение соотношения между диагностикой и терапией афазии.
  • Перечисление речевых симптомов неречевых неврологических и психиатрических нарушений.
  • Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
  • Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне предложения. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
  • Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне слова. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
  • Знание нейрональных основ лексико-семантической обработки.
  • Знание нейрональных основ синтаксической обработки.
  • Знание определения афазии и понимание её отличия от иных когнитивных расстройств.
  • Знание основных лингвистических понятий. Студент может определить, к какому лингвистическому уровню относится явление.
  • Критическая оценка методов обследования нейрональных основ языковой функции
  • Определение и распознавание симптомов и типа афазии.
  • Определение роли лингвистических факторов в механизмах чтения и использование этих факторов при составлении парадигм с регистрацией движений глаз
  • Определение типа афазии.
  • Перечисление и сравнение основных понятий дискурсивного уровня языковой обработки.
  • Перечисление и характеристика основных этапов усвоения языка и основных теории относительно его механизмов.
  • Перечисление принципов диагностики афазии.
  • Перечисление причин афазии
  • Перечисление целей нейролингвистического сопровождения нейрохирургических операций.
  • Сравнение и оценка адекватности соответствующих нейролингвистических заданий.
  • Формирование базовых представлених о нейрональных основах языковой функции.
  • Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
  • Формирование навыков подбора и критической оценки подходящих методов элиситации дискурса.
  • Формирование навыков распознавания нарушений в усвоении языка.
  • Характеристика билингвизма с точки зрения нескольких релевантных факторов.
  • Характеристика взаимосвязь речи и иных когнитивных функций (памяти, моторной функции и т. п.).
  • Вспомнить основные определения, функции и структуры памяти Получить представление о поведенческих и клеточных механизмах простейших форм научения
  • Получить представление о механизмах формирования и классификациях условных рефлексов. Вспомнить механизмы формирования УР и инструментального обучения.
  • Получить представление о моделях и основных исследованиях моторной памяти. Уметь перечислить уровни построения движения.
  • Уметь назвать основные модели рабочей памяти. Получить представление о нейронных механизмах РП.
  • Получить представление о нейронных механизмах семантической памяти. Уметь объяснить механизмы возникновения ложных воспоминаний.
  • Получить представление об эпизодической памяти как конструктивном процессе. Уметь назвать и зарисовать основные структуры и связи гиппокампальной формации. Получить представления об осцилляторных коррелятах запоминания и извлечения инофрмации.
  • Получить представления о механизмах консолидации памяти и роли сна в консолидации памяти. Получить представления об оптимальных условиях консолидации памяти.
  • Получить представления об эмоциональной памяти и роли миндалевидного тела в ее формировании и активации. Уметь перечислить основные симптомы ПТСР. Получить представления о механизмах и эффектах научения в условиях стресса.
  • Получить представление о молекулярно-генетических механизмах памяти. Уметь объяснить механизм долговременной потенциации.
  • Получить представление о навигационной системе мозга и ее клеточных механизмах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Недекларативная память
  • Недекларативная память: моторная память.
  • Рабочая память.
  • Семантическая память.
  • Эпизодическая память.
  • Консолидация памяти.
  • Эмоциональная память.
  • Молекулярные механизмы памяти.
  • Навигационная система мозга.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание: подготовка презентации с защитой на семинаре
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Посещение занятий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.6 * Домашнее задание: подготовка презентации с защитой на семинаре + 0.3 * Письменная работа + 0.1 * Посещение занятий

Авторы

  • Воробьева Алисия Нуньес