• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эргономика и юзабилити

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Эргономика и юзабилити – одна из важнейших сфер практической деятельности психолога. Понятие «юзабилити» означает такое направление работы, которое направлено на улучшение различных объектов и средств деятельности в плане удобства их использования. Например, целью юзабилити может быть создание удобного, простого и понятного даже для самого неопытного пользователя интерфейса сайта. В рамках данного курса будут рассмотрены основные понятия из области эргономики и юзабилити. Помимо этого, будут проанализированы базовые методы работы юзабилити-специалиста: юзабилити-тестирование, массовый опрос пользователей, карточная сортировка, основы веб-аналитики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Эргономика и юзабилити» являются: 1.Приобретение базовых знаний в области эргономики и юзабилити (определения предметной области, основных подходов, методов и назначения). 2. Освоение навыков юзабилити-тестирования и других методов исследования юзабилити пользовательских интерфейсов. Полученные в рамках данной дисциплины знания и навыки могут быть использованы при реализации научно-исследовательской деятельности в области когнитивной эргономики, изучения человек-компьютерного взаимодействия, а также при реализации практической деятельности в области юзабилити и изучения пользовательского опыта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знания и умения применять ключевые принципы методологии юзабилити-тестирования, составлять сценарий тестирования, выбирать метрики, проводить юзабилити-тестирование, анализировать результаты тестирования, подготовка отчёт о проведённом тестировании.
  • Особенности проведения тестирований и рекомендации по проектированию мобильных интерфейсов, киосков, а также банковских продуктов.
  • Представление о понятии юзабилити, основных подходах, соотношении со смежными отраслями знания, ключевых терминах и феноменах.
  • Представление о предмете, задачах, методах и назначении эргономики, её истории и соотношении со смежными отраслями.
  • Представление об основных методах, их достоинствах и ограничениях, выбирает метод адекватный задаче. Умения применять методы карточной сортировки (в т.ч. обратной), экспертной оценки. Знания ключевые особенности проведения интервью и массовых опросов в области юзабилити.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление об эргономике
  • Общее представление о юзабилити
  • Психология в юзабилити
  • Методы исследования пользовательских интерфейсов
  • Основные принципы юзабилити-тестирования
  • Особенности юзабилити отдельных видов интерфейса
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание включает в себя работу в проектных группах размером 1 – 3 человек, направленную на планирование и проведение самостоятельного юзабилити-тестирования. Задача состоит в том, чтобы выбрать сайт, мобильное приложение или игровой интерфейс для тестирования, определить его пользователей, составить список задач и сценарий тестирования, провести тестирование, проанализировать его результаты, выявить основные проблемы сайта, предложить рекомендации и написать отчёт. Для этого задания можно выбрать любой сайт, однако рекомендуется не брать очень удобный сайт (т.к. в таком случае вероятно, что особых проблем выявить не удастся, и соответственно, материала для отчёта будет немного) и очень неудобный сайт (т.к. в этом случае пользователи могут просто не справиться с заданиями, что также осложнит написание отчёта). Выбор сайта, пользователей, задач и сценария обсуждается на семинарских занятиях. По итогам обсуждения в план тестирования вносятся корректировки. Оценке полежит итоговый отчёт-презентация, по форме схожий с отчётом о коммерческом тестировании. Помимо этого, участники проекта предоставляют аудио- либо видеозаписи двух проведённых ими тестирований (любых по их усмотрению). Если студенты не обсуждают свои планы на семинарских занятиях, они вправе всё равно выполнить это задание, однако оценка за отчёт ставится независимо от того, обсуждался план на семинарских занятиях или нет. Также участники делают устную презентацию о выполненном задании на семинарских занятиях. Оценка презентации проводится по системе зачёт/незачёт. Преподаватель имеет право не принимать работу после дедлайна.
  • неблокирующий Экзамен
    В рамках первой пересдачи пересдаётся только экзамен. В рамках второй пересдачи пересдаётся только экзамен. Вторая пересдача проводится при участии не менее трёх преподавателей. Формула оценки для первой и второй пересдачи тождественна формуле оценки за дисциплину (результаты промежуточного контроля не обнуляются). Примеры заданий для повторной пересдачи и критерии их оценки хранятся в департаменте.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: результаты текущих тестов, проводимых на семинарских занятиях. Результаты каждого теста приводятся в десятибалльной шкале. Оценки за все работы суммируются и преобразуются в оценку в 10-ти балльной шкале путём деления на количество проведённых тестов. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Каждый тест состоит из 8 закрытых и 2 открытых вопросов, при этом открытые вопросы оцениваются только если закрытые выполнены верно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.15 * Аудиторная работа + 0.45 * Домашнее задание + 0.15 * Самостоятельная работа + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Norman, D. A., & Eschenfelder, C. (2016). The Design of Everyday Things : Psychologie und Design der alltäglichen Dinge (Vol. Überarbeitete und erweiterte Auflage). München: Vahlen. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1140377
  • Интерфейс : основы проектирования взаимодействия, , 2018
  • Интерфейс : основы проектирования взаимодействия, Купер, А., 2016
  • Эргономика : человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды : учебник для вузов, Мунипов, В. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психбольница в руках пациентов : почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие, Купер, А., 2005

Авторы

  • Горбунова Елена Сергеевна
  • Рыбина Елена Петровна