• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Ноябрь

«Стажировки в компаниях — бесценный опыт, который стоит получать с самого начала обучения»

Екатерина Сучкова и Анна Берг

Екатерина Сучкова и Анна Берг

Мы продолжаем публиковать интервью со студентами образовательной программы «Психология» НИУ ВШЭ, которые этим летом успешно прошли стажировки в известных международных и российских компаниях. Одной из таких компаний стал крупнейший в России кадровый холдинг АНКОР. Об особенностях стажировки в компании Freework (группа АНКОР) рассказывают студентка второго курса Екатерина Сучкова и ее куратор, старший менеджер по развитию партнеров Анна Берг.

Екатерина, как возник ваш интерес к психологии?

Екатерина: Когда передо мной встал выбор дальнейшего пути, я решила, что психология — это та наука, которая может быть мне интересна. Пообщавшись с разными выпускниками и студентами-психологами, я поняла, что сейчас наиболее перспективной областью применения психологических знаний является HR. Также я узнала, что организационная психология лучше всего преподается в Высшей школе экономики, поэтому выбрала именно на этот вуз.

Почему вы решили пойти на стажировку сразу после первого курса и как выбирали место для практики?

Екатерина: Я понимала, что чем больше практического опыта ты получаешь во время учебы, тем более востребованным специалистом ты можешь стать после окончания университета. Это подтолкнуло меня к мысли, что надо начинать получать такой опыт как можно раньше. В марте этого года на «Дне карьеры психолога» в Высшей школе экономики я заполнила анкету стажера компании по подбору персонала АНКОР. А в мае получила предложение выполнить задание для участия в конкурсе на прохождение стажировки.

В чем оно заключалось?

Екатерина: Нужно было провести анализ рынка труда и посчитать показатели средней заработной платы и условий труда менеджеров определенных отраслей в российских и зарубежных компаниях. В интернете я нашла информацию о запросах и предложениях по таким вакансиям и провела небольшое исследование. После этого меня пригласили на собеседование в компанию.

Анна, какую пользу для компании вы видите в привлечении студентов на стажировки?

Анна: Все работодатели знают, что в 90-х годах в России образовалась демографическая яма. Каждая компания, имеющая лидерские амбиции, понимает, что если сейчас не привлечь качественные молодые кадры в свои ряды, через какое-то время может оказаться, что не из кого растить хороших менеджеров. Сейчас работодатели буквально воюют за молодые таланты, именно поэтому мы участвуем в ярмарках вакансий, стремимся чаще взаимодействовать со студентами и выбираем среди них наиболее подходящих стажеров, формируя таким образом кадровый резерв.

То есть у студентов есть реальный шанс остаться работать в вашей компании?

Анна: Да, у нас такие случаи были. АНКОР централизованно проводит стажировки всего три года. В первой волне у нас проходили стажировку только студенты Высшей школы экономики, семь человек, из которых двое остались работать в одном из наших подразделений и совмещали работу с учебой. Мы были друг другом очень довольны. В этом году опять так вышло, что все стажеры оказались студентами Вышки, хотя мы рассматривали кандидатов из разных вузов.

На какие позиции вы берете студентов?

Анна: АНКОР — очень большая компания, которая состоит из бизнес-единиц, каждая отвечает за свой рынок и предъявляет разные требования к специалистам на стартовые позиции, но почти всегда это вчерашние выпускники без опыта работы. В АНКОРе работают представители самых разных специальностей, но, по статистике, количественно лидируют психологи, экономисты, менеджеры и педагоги. Рекрутмент в России появился вместе с АНКОРом, то есть в масштабах страны сравнительно недавно, всего 25 лет назад, поэтому академическая школа по специальности еще не успела сформироваться. Мы отдаем себе отчет в том, что человек на входе в компанию может не иметь глубоких знаний о нашем бизнесе. Мы готовы дать молодому специалисту всю необходимую информацию во время наших встреч в вузе, ну и конечно в процессе стажировки. Например, Катя проходила стажировку в нашем стартап-проекте Freework (группа АНКОР).

Надо было понимать по разговору, готов ли человек выполнять те обязанности, которые мы ему поручим, насколько он ответственен и адекватен в оценке самого себя

Freework занимается предоставлением временных сотрудников. В основном это студенты, то есть люди, которые не могут работать постоянно, но работать хотят. Такие ребята работают только тогда, когда могут и только на тех проектах, которые им интересны. Временные сотрудники нужны компаниям в самых разных подразделениях, это может быть отдел финансов, HR, отдел маркетинга и т.д. Таким образом, студенты получают представление о том, что такое крупная компания, чем она занимается, узнают особенности ее корпоративной культуры. Катя на интервью заявила, что ей было бы интересно работать с кандидатской аудиторией, которая находится в таком же статусе, что и она, и, как следствие, мы пригласили ее во Freework. Катя во время стажировки выполняла усеченные обязанности ассистента рекрутера.

Екатерина: Да, я занималась поиском сотрудников и проводила первичное интервью по телефону. За время поиска людей на рекрутинговых интернет-порталах я прочитала огромное количество резюме. Со временем начинаешь понимать, на что стоит обращать внимание. Например, если резюме составлено с ошибками, то и в работе человек может быть не собран. Бывало и наоборот — резюме безупречно, а при телефонном контакте соискатель не может сказать, кем он хочет работать или рассказывает такие подробности о своей жизни, о которых вовсе не стоило упоминать. Таким образом, я отсеивала неподходящих кандидатов на предварительном этапе собеседования, а подходящим рассказывала о специфике работы и условиях труда и, если кандидата все устраивало, приглашала его на собеседование.

Екатерина, а что вас как будущего психолога привлекало в этой работе?

Екатерина: Подбор персонала — это общение с огромным количеством людей. Мне было очень интересно на практике применять знания, полученные во время обучения. Например, надо было понимать по разговору, готов ли человек выполнять те обязанности, которые мы ему поручим, насколько он ответственен и адекватен в оценке самого себя. Я сумела развить очень полезные навыки, получила новые знания, поняла, как правильно разговаривать с кандидатом и работодателем. Команда Freework была очень открыта к общению, благодаря чему я многое узнала об обязанностях разных сотрудников компании. Это помогло мне понять, в каком направлении стоит развиваться и еще больше убедиться в том, что HR — это то, что мне действительно интересно.

Сколько длилась стажировка?

Екатерина: Я проходила стажировку месяц: с середины июля до середины августа. У меня был стандартный рабочий график с двумя выходными в неделю и рабочим днем с 9 до 18. Первое время я проходила обучение. Сначала Аня рассказала мне о рекрутменте в целом, а потом уже и о специфике рекрутмента во Freework. Вместе с ней мы написали сценарий моего разговора, после чего я начинала звонить кандидатам, Аня слушала разговор, и мы анализировали ошибки, если такие были.

Анна: Стажировка обычно длится месяц, в редких случаях полтора. Первая неделя-две всегда посвящены плотному обучению, потом наступает время практики. Мы передаем стажеру базовые функции, такие как поиск и анализ резюме, работа с внутренней базой данных, проведение телефонных интервью с кандидатами и т.д. В процессе мы помогаем и контролируем. Для всех стажеров составляются настоящие рабочие планы, выполнение которых позволяет нам оценивать эффективность их работы, а стажеру помогают понять, что такое работать на результат.

Анна, какие компетенции должны быть у студента, чтобы пройти собеседование на позицию стажера вашей компании?

Анна: Первая и основная компетенция, на которую мы обращаем внимание — это коммуникация. Человек должен быть смел, быстр, но при этом склонен к анализу. На интервью мы интересуемся, какими учебными дисциплинами увлекается наш будущий стажер, как он определял свой жизненный путь, по каким критериям выбирал вуз после школы. Все это многое нам объясняет. Иногда на интервью мы даем кандидатам кейсы, например, моделируем рабочую ситуацию и смотрим, как наш потенциальный сотрудник поведет себя, как он мыслит, какие решения предложенной задачи будет искать. В следующем году мы планируем провести ассессмент-центр (центр оценки) помимо прочих этапов отбора, планируем отбирать стажеров из числа лучших участников групповой бизнес-игры.

Насколько я вижу, Вышка понимает, что нужно приобретать практические навыки, используя весь теоретический материал, который дается в вузе

Вы берете на стажировку студентов разных курсов?

Анна: Как правило, мы набираем студентов после третьего-четвертого курса, но при этом легко делаем исключение, если нам нравится человек, так как все зависит от личностных особенностей. Например, Катя — совсем молодой наш стажер и в тоже время находка для нас. У нее живой ум, она мыслит стратегически, аналитически и генерирует огромное количество ценных идей. Это очень важно в рекрутменте и консалтинге. Сейчас в АНКОРе интенсивно развивается направление работы со студентами, в том числе, в соцсетях. И Катя самостоятельно вызвалась усовершенствовать работу в онлайн-пространстве. Она специально прошла онлайн-курсы по SMM, читала статьи, а потом приходила с отличными, глубоко продуманными идеями. Такой подход большая редкость и персонально мне очень нравится, поэтому я предложила Кате дальше поработать со мной над одним интересным проектом, когда убедилась в том, что это не будет мешать ее учебе. Специфика проекта позволит Кате большую часть времени работать удаленно. Но вообще важно понимать, что кадровый консалтинг — сфера очень сложная, работа напряженная, мы часто не вписываемся в рабочий график. Поэтому только в исключительных случаях мы можем пригласить на работу студента дневного отделения. Катя стала таким приятным исключением из правил.

Какие советы вы могли бы дать студентам, которые только собираются пройти стажировку? Как правильно расставить приоритеты между работой и учебой?

Екатерина: Я бы посоветовала не упускать ни одной возможности, не бояться подавать заявки и заявлять о себе, даже если стажировка рассчитана на студентов исключительно старших курсов. Главное — ваша мотивация. Нужно хорошо представлять, зачем вам нужна эта стажировка. Не бойтесь ходить на собеседования, отрицательный опыт — тоже опыт! В случае отказа не стесняйтесь спрашивать, что было не так, и почему вы не подошли. Если вы сможете показать себя адекватным, думающим и мотивированным человеком, все получится. Стажировки в компаниях — бесценный опыт, который стоит получать с самого начала обучения. Но, конечно же, это не должно быть в ущерб учебе.

Анна: Конечно, первый приоритет — учеба. Второй — приобретение дополнительного опыта. Но всем тем, кто еще не собрался приобретать практический опыт, советую этим озадачиться, чтобы впоследствии чувствовать себя уверенней. Когда университет уже окончен и нужно сделать первый серьезный выбор — выходить на работу в первую компанию, важно не совершить ошибку. Часто бывает, что молодой специалист, который прилежно учился, но никогда не практиковался, не уверен в том, в какую сферу хочет попасть в принципе или вовсе глубоко заблуждается насчет выбранного направления. Помимо расстройств, такая ситуация может привести вас к тому, что резюме начнет «рваться». То есть будут происходить частые прыжки из компании в компанию, а это всегда смущает работодателей. Насколько я вижу, Вышка понимает, что нужно приобретать практические навыки, используя весь теоретический материал, который дается в вузе. Вышкинцев отличает широта мышления, знания в университете даются качественные и соответствующие времени. Именно это очень помогает развитию студентов и их дальнейшему профессиональному успеху.

«Стажировка — это приключение, которое очень многое тебе дает»: Елизавета Галкина о практике в компании Puma