12 причин учиться на психолога в Вышке
В Высшей школе экономики давно уже развивается масса направлений, не связанных собственно с экономикой. Одно из них — психология. Расскажем подробнее, чему и как учат студентов на бакалавской программе «Психология», и приведем аргументы, почему нужно идти именно в Вышку, если вы решили стать психологом.
1. Возможность выбрать подходящую именно вам специализацию.
На программе «Психология» предусмотрено три специализации, которые отражают основные потребности современного рынка труда в психологах.
Во-первых, это социальная и организационная психология — она подходит для тех, кто хочет помогать налаживать работу в компаниях и организациях или работать с персоналом.
Во-вторых, исследования личности и консультирование — это направление должно заинтересовать тех, кто хочет заниматься психологическим консультированием, в том числе открыть свою частную практику.
И наконец, когнитивная психология и психофизиология — на эту специализацию стоит обратить внимание тем, кого интересует, как мы вопринимаем окружающий мир, как работает человеческий мозг, и кто хочет заниматься самыми передовыми исследованиями с использованием современнейшей аппаратуры.
2. Востребованность на рынке труда.
Более 70% выпускников программы начинают работать в различных компаниях по специальности сразу после окончания бакалавриата. Их можно встретить в кадровых службах, отделах рекламы, консультантами в «Сбербанке», «МТС», «Вимм-Билль-Данне», «Норильском никеле», Московской службе психологической помощи населению, KPMG, PwC, PEPSI и др.
Около 5% выпускников продолжают свое обучение в зарубежных университетах: Университете Калифорнии (США), Нью-Йоркском университете (США), Сямыньском университете (Китай), Венском университете (Австрия), Университете Гронингена (Нидерланды), Лондонской школе экономики и политических наук (Великобритания), Женевском университете (Швейцария), Брюссельском свободном университете (Бельгия) и др.
3. Шанс стать «своим» в Европе.
Обучение на программе «Психология» позволяет выпускникам быть кандидатами на получение сертификата EuroPsy, который подтвердит их квалификацию для европейского рынка труда.
4. Индивидуальная траектория обучения и получение дополнительной специальности.
Образовательный процесс в «Высшей школе экономики» построен таким образом, что большую часть курсов студент выбирает для изучения сам. Кроме того, в университете введена система «мейджоров» (основная специальность) и «майноров» (дополнительная). Помимо «мейджора» по психологии у студента есть возможность специализироваться в одном из 22 других направлений — от философии и социологии до компьютерных наук и финансов.
5. Учеба у выдающихся ученых и практиков.
В департаменте психологии ВШЭ преподают один из создателей нового направления психологического консультирования — персонологии — Вадим Артурович Петровский, ведущий российский позитивный психолог Дмитрий Алексеевич Леонтьев, выдающийся семейный психотерапевт Анна Яковлевна Варга, известный российский психофизиолог Юрий Иосифович Александров, нейробиологи Михаил Вениаминович Угрюмов и Василий Андреевич Ключарев, ведущий специалист в области психологии труда и способностей Владимир Дмитриевич Шадриков (научный руководитель департамента, ординарный профессор НИУ ВШЭ) и многие другие.
6. Приобщение к настоящей передовой науке.
В департаменте психологии ВШЭ шесть крупных научных лабораторий, часть из них носят статус международных, соруководителями которых являются ученые с мировыми именами. Это единственные в России Международная лаборатория социокультурных исследований, Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, а также Центр нейроэкономики и когнитивных исследований, оснащенный самым современным и передовым оборудованием.
7. Доведение английского языка до совершенства.
Ряд курсов преподается на английском языке. В международных научных центрах и лабораториях департамента работают иностранные ученые и профессора. В аспирантской школе по психологии учатся иностранные аспиранты. Таким образом, английская речь в департаменте психологии звучит отовсюду, обеспечивая постоянную и естественную практику языка. Кроме того, у лучших студентов есть возможность изучать второй язык — немецкий или французский.
8. Справедливая оценка результатов.
В университете действует кумулятивная система оценивания. Это означает, что при выставлении итоговых оценок учитываются все предыдущие достижения студента в ходе изучения курса. Таким образом, если вам на экзамене достался неудачный билет, это еще не значит, что экзамен провален.
9. Возможность еще в бакалавриате попробовать себя в роли преподавателя.
У студентов программы есть уникальная возможность попробовать себя в роли преподавателя уже с 1-2 курса — как в Школе юного психолога, так и работая учебным ассистентом в одной из лабораторий департамента.
10. Свободный доступ к информационным ресурсам.
Wi-Fi, электронная библиотека и лучшая в России система онлайн-подписки к книгам и журналам значительно облегчает подготовку к занятиям и написание студенческих работ.
11. Возможность получать стипендию. И не одну.
В университете действуют множество стипендиальных программ. У студентов программы «Психология» есть возможность получать как именные стипендии (Потанинская стипендия, Оксфордская стипендия, стипендия Альфа-шанс, стипендии Президента и Правительства), так и обычные стипендии за успехи в учебе, науке, спорте, творчестве, социальную активность.
12. Масса интересных занятий помимо учебы.
В департаменте есть свой Студенческий совет и студенческий актив, организующий множество мероприятий — Весеннюю психологическую школу, Школу юного психолога, благотворительные проекты, посвящение в студенты, творческий конкурс «Голос PSY», известный далеко за пределами департамента и даже университета. А еще — КВН, танцевальная, театральная, вокальная студии и т.д.
Александров Юрий Иосифович
Профессор Кафедры психофизиологии
Варга Анна Яковлевна
Доцент Департамента психологии
Ключарёв Василий Андреевич
Декан Факультета психологии
Леонтьев Дмитрий Алексеевич
Профессор Департамента психологии
Петровский Вадим Артурович
Профессор кафедры психологии личности
Шадриков Владимир Дмитриевич
Ординарный профессор ВШЭ