«Как помочь — знает каждый, не навредить — сложнее»
В Вышку уже давно поступают не только на экономические факультеты, популярность пользуются различные образовательные программы по множеству направлений. Мы решили поговорить с академическим руководителем образовательной программы «Психология» Натальей Владимировной Кисельниковой и выпускницей «Психологии» НИУ ВШЭ Асей Моспан и выяснить, в чем преимущества этой программы Вышки перед другими вузами факультет и что такое современный психолог.
Есть ли возможности ещё будучи школьником понять, насколько тебе интересно будет учиться именно на «Психологии» и именно в Вышке?
Да, наш департамент устраивает много открытых мероприятий для старшеклассников, где они могут «примерить» на себя обучение психологии. Например, Школа юного психолога работает уже долгое время и интерес к ней растет с каждым годом. Кроме того, есть Весенняя психологическая школа, которая проводится в конце марта. В рамках этой школы ребята могут почувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса: профессора и студенты программы «Психология» проводят различные семинары, лекции и мастер-классы. Очень многие студенты пришли к нам именно после участия в этих школах.
Мы также проводим разовые мероприятия для всех желающих побольше узнать о нашей образовательной программе и Департаменте психологии в целом. Это Дни открытых дверей и WelcomeLabDay. В этот день открываются все лаборатории департамента, и школьники вместе с родителями могут посмотреть, чем именно занимаются наши исследователи и студенты, как выглядит работа в лабораториях.
Все это помогает расширить представления о работе психолога и отойти от сложившихся стереотипов относительно этой профессии.
Как школьнику выбрать правильно стратегию подготовки к поступлению?
Есть два стандартных пути поступления на нашу программу: по результатам ЕГЭ или же по олимпиаде. Наши исследования, направленные на изучение успешности абитуриентов, показали, что те, кто поступают по ЕГЭ и имеют высокий средний балл в аттестате, в дальнейшем лучше успевают в университете, чем олимпиадники. Мы это объясняем тем, что ребятам, поступающим по олимпиадам, как правило, легче концентрироваться на решении конкретных, довольно узких задач и достигать в этом высоких результатов. Возможно, им труднее работать в условиях многозадачности, которая так необходима при обучении в Вышке. Однако оба пути поступления имеют место быть, и каждый может выбрать для себя подходящую стратегию подготовки - бросить все ресурсы на глубокое овладение одним-двумя предметами или же систематично, но, возможно, на более поверхностном уровне — не выходя за рамки школьной программы — работать надо всеми. Правда, свою победу или призерство на олимпиаде все-таки надо подтверждать и баллами ЕГЭ по предмету. Зато стоит отметить, что с этого года мы существенно расширили список олимпиад, благодаря которым абитуриент может поступить к нам без вступительных испытаний. Многие не знают обо всех льготах — очень рекомендуем следить за информацией на сайте.
Если еще понятно, зачем психологу сдавать ЕГЭ по биологии, то для чего нужно ЕГЭ по математике?
Это довольно закономерный вопрос, который нам часто задают. Думаю, это связано как раз со стереотипами о работе психолога, которые складываются из-за фильмов, книг и сериалов, где психолог — зачастую человек, сидящий в мягком кресле и выслушивающий проблемы других людей. Конечно, для подобного вида деятельности конкретные знания в области математики никак не пригодятся. Однако в психологии очень много специализаций - есть более гуманитарного характера, есть естественно-научного.
Математика в качестве вступительного экзамена — это фильтр людей, обладающих аналитическом складом ума. Даже если человек захочет в дальнейшем развиваться как психолог — консультант, это не значит, что ему не придется анализировать информацию, структурировать её и делать определенные логические выводы. Математика — это тот инструмент, который позволяет воспитывать в человеке рациональность и логику. Кроме того, у наших студентов есть курс по математическим методам анализа данных. В процессе обучения ребята читают много научной литературы, в том числе и на иностранном языке, где используется математический аппарат анализа данных — надо понимать, как он используется, что и зачем делают исследователи, а затем уметь применять это в собственных студенческих работах. Если человек совсем не видит себя рядом с математикой, то учиться ему может быть непросто.
Можете ли вы проанализировать — каким складом личности, характера нужно обладать человеку, чтобы быть успешным психологом?
Для каждой специализации внутри психологии требуются и свои компетенции, и свои черты характера. Есть такое представление, что психолог — это обязательно человек, который любит людей и любит общаться с ними. Это, конечно, очень хорошие качества для психолога, и они становятся особенно профессионально значимыми, если человек идет в область практической, консультативной психологии, где общение выступает инструментом работы, а направленность на другого человека, заинтересованность в нем просто необходимы. Но в тоже время есть такие направления в психологии, которые не построены на непосредственном взаимодействии с другими людьми. Например, в области психодиагностики, разработки методов и методик психологического исследования вполне успешным может стать и человек не слишком общительный и даже замкнутый. Здесь уже на первый план, по моему мнению, выйдут не столько личностные качества или характер, сколько склад ума. Но для всех психологов, вне зависимости от выбранной специальности, крайне важно быть открытыми новому и иметь стремление к познанию.
Специализаций в психологии действительно много, а есть ли возможность, уже учась, выбрать что-то конкретное?
Наша образовательная программа отличается от многих других тем, что у студентов, начиная с третьего года обучения, есть курсы по выбору. В рамках этих курсов ребята выбирают одну из трех специализаций: социальная и организационная психология; исследование личности и психологическое консультирование; когнитивная психология и психофизиология. Каждое из этих направлений содержат в себе два «поднаправления», которые связаны с исследовательской деятельностью и с практической, прикладной.
Социальная и организационная психология связана с работой в сфере HR (от англ. Humanresource, кадровая служба – прим. ред.) , организационным консультированием, проведением бизнес-тренингов, изучением социально-психологических явлений и процессов в обществе — например, общения людей, взаимодействия в группе, различных стереотипов и т.п. Как показывает наш опыт, многие студенты трудоустраиваются впоследствии именно в этой области. Трек «Когнитивная психология и психофизиология» знакомит ребят с работой мозга, особенностями того, как человек познает мир. Это невероятно интересно! У нас существует целых три научных подразделения, которые поддерживают эту специализацию и даюи возможность студентам приобщаться к исследованиям мирового уровня. Третий трек — «Исследование личности и психологическое консультирование» — будет интересен тем ребятам, которые видят себя в будущем психологами — практиками или хотят изучать мотивы, эмоции человека, понимать, как люди принимают решения и делают выбор, что их делает счастливыми и многие другие интереснейшие вещи. Эти три образовательных трека и их сочетание покрывает собой львиную долю пространства профессий в области психологии, которое существует, поэтому наши выпускники имеют не только общую, но и специализированную подготовку, и в дальнейшем могут продолжить свое образование в магистратуре уже в более узкой области.
Где студенты проходят практику?
У нас есть много организаций-партнеров, они же и организации-работодатели. Это как коммерческие, так и государственные структуры. Студенты могут выбрать одно из этих учреждений, либо самостоятельно найти место для прохождения практики — мы предоставляем полную свободу выбора. Любая деятельность, которая интересует студента, может стать его практикой. Если студент видит себя в качестве исследователя, то он может пройти практику на базе научного-исследовательского центра или института как внутри Вышки, так и за ее пределами, если он хочет развиваться в области HR и консалтинга, то мы также можем предоставить такую возможность. В перечне наших баз практики есть и образоваьельные учреждения, и консультативные центры и многое другое. После прохождения практики многие студенты остаются на стажировки в этих же организациях, а некоторых в дальнейшем берут работать в штат.
Есть ли возможность у ребят участвовать в программах обмена с зарубежными вузами?
У нас есть ряд зарубежных университетов-партнеров. Тесные связи налажены с Италией, но прямо сейчас, например, одна студентка собирается ехать на семестр в Нидерланды. Естественно, опыт обучения за границей очень важен для студентов-мы стараемся идти навстречу и ищем те программы, которые по изучаемым предметам максимально совпадают с нашей. Это важно для того, чтобы по возвращении студента в Россию пропущенные дисциплины были бы ему засчитаны, и ему не пришлось ничего досдавать.
При этом круг университетов постоянно расширяется и во многом зависит от инициативы самих студентов. У нас на втором курсе учится девушка, которая решила организовать клуб по изучению китайского языка для всех желающих. Сейчас она поехала в Китай на длительную стажировку, а с сентября этот клуб приобретет статус официального проекта Вышки и в списке вузов-партнеров постепенно будут появляться высшие учебные заведения Китая.
Как проходит трудоустройство: работают ли ребята во время учебы? Помогает ли найти место работы университет?
Мы систематически ведем работу по помощи с трудоустройством студентов в процессе их обучения. Наши усилия направлены на то, чтобы устраивать как можно больше встреч работодателей со студентами. В рамках нашей программы проводятся мастер-классы, где студенты имеют возможность задать вопросы потенциальному работодателю (а часто ими бывают и наши выпускники), попробовать себя в деле, договориться о практик и стажировке.
Насколько нам известно, большинство наших студентов к моменту окончания Вышки уже работают. У нас очень активные студенты, которые успевают заниматься волонтерской деятельностью, работать, проходить научные стажировки и не забывать про учебу. Это не значит, что у нас так легко учиться, что остается много свободного времени, но это значит, что если есть мотивация и желание получить от этих четырех лет как можно больше, то все получится.
Меняется ли учебный план? Какие изменения будут у первокурсников этого года?
Основные изменения произошли два года назад: были введены три специализации, про которые я уже говорила, и общеуниверситетский майнор. Кроме того, если раньше студенты проходили практику на третьем курсе, сейчас она реализуется в рамках проектной деятельности и практикумов на каждом курсе. Для первокурсников этого года никаких кардинальных изменений не будет, будут только те, что коснулись студентов всей Вышки, а именно — введение в учебный план онлайн-курсов.
Если я уже поступил, то чем заняться летом: какие специфически «психологические» книги/фильмы почитать/посмотреть? Посоветуйте из того, что нравится вам самой.
Я очень приветствую бурное развитие популяризации науки в мире, волна которой докатилась сейчас и до России. Интересующимся психикой и мозгом могу порекомендовать книгу Криса Фрита «Мозг и душа». В ней автор доступно и интересно рассказывает о том, как наша физиология влияет на поведение и мысли. Если говорить про фильмы, то есть ряд сериалов, которые показывают, как достижения современных исследований психики и поведения используются в жизни («Мыслить как преступник» (Criminal minds), «Обмани меня» (Lie to Me). Конечно, жанр сериалов вынуждает преувеличивать и упрощать возможности такого использования. Тем не менее, благодаря им у людей возникает в дальнейшем интерес к настоящей научной психологии и желание разобраться, как там все устроено «на самом деле». Тех, кто интересуется консультированием, наверняка привлечет сериал «Лечение» (In Treatment). А вообще, я советую всем будущим студентам в оставшийся летний месяц как следует отдохнуть и набраться сил для будущей новой, крайне насыщенной и интересной жизни.
Что бы Вы ещё могли пожелать будущим студентам образовательной программы «Психология»?
Я от души завидую тем, кто только начнет учиться на нашей образовательной программе. Если человек приходит с искренним интересом к профессии, мы готовы дать все и даже больше, чтобы этот интерес удовлетворить. Поэтому мое основное пожелание — быть открытым новому опыту и всем тем возможностям, которые мы предоставляем, и внести свой вклад в наше общее дело. Мы очень хотим, чтобы студенты сами желали как можно больше всего, придумывали новые, уникальные проекты, и мы постараемся сделать все возможное для воплощения самых смелых идей. Только так наша программа будет развиваться и становиться все лучше и интереснее.
Ася, почему ты решила поступать на психолога , какие были ожидания?
Этот вопрос — тема первого эссе, которое нам задали написать на первом курсе в бакалавриате. Там как раз нужно было рассказать, почему я здесь, почему психология, про ожидания. Я не могу выделить какую-то конкретную причину, по которой я выбрала это направление, скорее от обратного — я больше нигде себя не представляла. Помню одну фразу из того эссе: как помочь — знает каждый, не навредить — сложнее. Психология, особенно консультирование — это действительно ремесло, и я хотела ему обучиться и продолжаю обучаться из года в год.
Почему выбрала Вышку?
Изначально я рассматривала другие вузы. В 10 классе про Вышку даже не знала. И мне подруга предложила поехать в летний профориентационный лагерь от НИУ ВШЭ. Эти лагеря и сейчас проводятся студенческой организацией Школа Тренинга. Мне там безумно понравилось, именно там я определилась, что психология — это мое, и там я окончательно и бесповоротно влюбилась в Вышку. Я уже закончила бакалавриат, магистратуру в Вышке, и в аспирантуру собираюсь поступать туда же.
Ты поступала по ЕГЭ? Пригодился ли как-то экзамен по математике?
Да, я поступала по ЕГЭ. К сожалению, я не прошла по Олимпиаде. Но это ничего особо не определяет, у меня однокурсница, наоборот, прошла по Олимпиаде, а по ЕГЭ не поступила бы на бюджет. На тот момент нужен был русский язык, математика и биология. Многие удивлялись, зачем на психологии математика, но она там действительно нужна. Психология — это не обязательно консультирование/терапия, многие идут в HR, науку и другие сферы. В науке математика необходима для статистической обработки данных, к тому же у нас были все виды экономики: макро, микро, институциональная, поэтому какие-то основы экономического образования тоже есть.
Что было самым сложным в процессе обучения?
Не могу сказать, что в учебе я столкнулась с какими-то особыми сложностями, но некоторые сессии действительно проходили тяжело. Каждый год еще нужно было писать курсовую, а потом диплом, сдавать ГОС. Еще не всегда было легко вникать во все дисциплины, психология — она разная. Там и психофизиология, и организационная психология, и консультирование, и статистика. Это и возможности развиваться во многих сферах, и определенный вызов.
Какие самые важные навыки дало обучение на психологии в Вышке?
Очень хорошая теоретическая база, много возможностей для практики полученных знаний, например, в проектной работе. В целом Вышка очень поддерживает формат группой работы, и для дальнейшей карьеры это очень ценный навык. У нас очень много лабораторий и научно-учебных центров. Не обязательно идти в консультирование/терапию, можно проводить собственные исследования, поэтому все берут те навыки, которые релевантны именно их дальнейшей жизни. Вышка учит грамотно организовывать свое время: много задач, дедлайнов, а тут еще хочется сходить на какое-нибудь крутое мероприятие (в Вышке их, конечно, хватает), учит успевать все, ну, или хотя бы самое важное.
Какими качествами, по твоему мнению, должен обладать хороший психолог?
Если говорить про психолога-консультанта, то в первую очередь, терпимость и открытость. Качества психолога — это очень большая и отдельная тема, но что есть во всех психотерапевтических школах/направлениях — это открытость психолога, эмпатия, умение слушать, не осуждать. Но психологи все таки разделяют личную и профессиональную жизнь. Мы тоже люди, мы можем быть агрессивными, необъективными и самыми разными в своей жизни. Психология, конечно, оказывает влияние на личность специалиста, но это все же работа — это только часть жизни.
Где практику проходила во время обучения? Самой приходилось искать или направляли?
У нас было несколько видов практики. На втором курсе — учебно-ознакомительная. Нам нужно было выбрать психолога-специалиста из любой сферы и взять у него интервью на тему особенностей его профессии. На третьем курсе мы выбирали сферу психологии (консультирование, HR и т.д.) и после этого нас уже направляли в определенную структуру. Я, например, проходила практику в центре консультирования «Диалог». Нам подробно рассказывали о процессе терапии, там я получила очень много ценных навыков, хотя настоящих клиентов нам не дали, тренировались друг на друге.
Хотелось бы продолжать обучение?
Да, безусловно, я хочу продолжить развиваться в психологии. В ближайшее время готовлюсь к поступлению в аспирантуру.
Ты сейчас работаешь?
Да, работаю. Во-первых, в Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, а во-вторых, я начала частную практику консультирования, поэтому развиваюсь и в этом направлении.
Не пожалела, что выбрала такую специальность? Что можешь посоветовать нынешним абитуриентам?
Не жалею, я очень рада, что связала свою жизнь с психологией. Это и интересно, и много возможностей для развития. Абитуриентам могу посоветовать не бояться рассматривать самые разные направления в образовании, в каждом деле можно достичь много, если иметь достаточно желания и упорства. Поддержка родителей и близких значит очень много, не стоит игнорировать их советы и желание помочь, но специальность выбирать вам и работать по ней тоже вам. Удачи!
Беседовала: Юлия Вагапова, 3 курс «Журналистики»