• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Ноябрь

Состоялся цикл лекций профессора Тьеерда Андринги

15-19 мая департамент психологии принимал профессора Тьеерда Андрингу (Гронинген, Нидерланды), специалиста в области междисциплинарных исследований в психологии и искусственного интеллекта, основателя лаборатории Sound Appraisal.

Профессор Тьеерда Андрингу (Tjeerd Andringa) прочитал цикл лекций, посвященных остроактуальным проблемам психологии и смежных дисциплин. Были затронуты такие темы, как: звуковая среда и раздражение от звуков в российском контексте; интеллектуальное развитие студентов, взрослых и общества; субъектность (агентность) как центральное понятие психологии. Также профессор Андринга провел консультации и беседы в неформальном режиме, посвященные перспективам сотрудничества в области исследований и публикаций.

Лекция 1: Звуковая среда и раздражение от звуков в российском контексте. Слышат ли русские?

В отличие от западных стран, исследование звуковой среды и раздражения от звуков в России сложно назвать активно изучаемой областью, в то время как именно эта область является источником множества неудобств и препятствий для физического и психического здоровья. Tjeerd Andringa, основатель некоммерческой лаборатории SoundAppraisal, профессионально занимается изучением звуковой среды и проблем, связанных с ней. В списке его клиентов числятся европейские железнодорожные компании, санатории, а также целые города (Амстердам, Роттердам­).

В своей лекции Андринга рассказал о побочном и систематическом (структурном) раздражении, вызываемом звуковой средой и о его последствиях, влияющих на поведение людей в повседневной жизни. Концепт звуковой среды, известный еще со времен советской психологии, требует междисциплинарного подхода. Учитывая особенности жизни в сложных и запутанных условиях современного мира и прибегнув к данным биологии, физики, социологии и, конечно же, психологии, Тьеерд Андринга показал, что́ именно делает одни места аудиально привлекательными для нас, а что вызывает отторжение, и почему это происходит.

Исследования звуковой среды не могут сказать нам, как выглядит будущее, однако говорят, как именно здоровое и приятное будущее будет звучать.

Лекция 2: Интеллектуальное развитие студентов, взрослых и общества Задавались ли Вы вопросом, почему некоторые люди умнее других?

В чем отличие образованного человека от необразованного? Можно ли стать образованным человеком в университете? Почему диктаторами становились высокоинтеллектуальные, но необразованные люди? Почему рассуждения интеллектуальных людей порой слишком абстрактны и расплывчаты?

Тьеерд Андринга ответил на эти вопросы. Он занимается изучением интеллектуального развития студентов и разработкой стратегий, позволяющих ускорить этот процесс и сделать его наиболее эффективным. Здоровый путь развития интеллекта включает в себя три этапа: на первом происходит получение контроля над собственным телом, на втором – превращение разума в мощный и надежный инструмент, что открывает путь к мудрости и самоактуализации. Многим из нас не удаётся пройти путь до конца и стать подлинно независимыми творцами своей жизни.

Профессор Андринга рассказал, почему высокие оценки по предмету не приводят к развитию образованности и интеллекта, как правильно воспитывать в себе мудрость и самостоятельно развивать себя. Критическая оценка знания, выход из зоны комфорта, ответственный подход к саморазвитию позволяют не только стать более свободным человеком, но также пробуждают взаимный интерес и уважение к вам со стороны других.

Также слушатели узнали о том, как правильно развивать себя, как группа образованных людей может повлиять на разумность и качество общества, а также — какие общества становятся более тоталитарными, в то время как другие обретают свободу.

Лекции 3-4: Познание из жизни: субъектность (агентность) как центральное понятие психологии

Что изменилось, когда появились первые субъекты? Откуда берется познание и каковы его основные понятия? Уникальна ли свобода воли и познание для человека или для животных с нервной системой?

Профессор Андринга доказывает, что познание значительно старше, чем люди или даже нервная система. Он утверждает, что определяющие свойства познания возникли с появлением живых субъектов и что многие основополагающие психические явления возникли из процессов, породивших саму жизнь.

В действительности многие традиционные оппозиции в психологии, такие как подход vs избегание, рациональность vs эмоции, неявное знание vs явное знание, левое vs правое полушарие, положительные vs отрицательные эмоции и эгоистичное vs просоциальное, по-видимому, восходят к моменту происхождения жизни и к требованию быть живым субъектом.

Хотя дистанция от происхождения жизни до современного общества огромна, два механизма помогают понять глубокие связи между жизнью и психологией: Правило консервативных изменений и Адаптивный цикл. Первый подразумевает, что живой агент не может изменить основы, от которых зависят его функции, и таким образом защищает субъекта. Второй – это понятие, заимствованное из экологии, которое объясняет, как сложные системы субъектов (агентов) развиваются и учатся быть все более сложными и устойчивыми.