Состоялся цикл лекций профессора Тьеерда Андринги
15-19 мая департамент психологии принимал профессора Тьеерда Андрингу (Гронинген, Нидерланды), специалиста в области междисциплинарных исследований в психологии и искусственного интеллекта, основателя лаборатории Sound Appraisal.
Профессор Тьеерда Андрингу (Tjeerd Andringa) прочитал цикл лекций, посвященных остроактуальным проблемам психологии и смежных дисциплин. Были затронуты такие темы, как: звуковая среда и раздражение от звуков в российском контексте; интеллектуальное развитие студентов, взрослых и общества; субъектность (агентность) как центральное понятие психологии. Также профессор Андринга провел консультации и беседы в неформальном режиме, посвященные перспективам сотрудничества в области исследований и публикаций.
Лекция 1: Звуковая среда и раздражение от звуков в российском контексте. Слышат ли русские?
В отличие от западных стран, исследование звуковой среды и раздражения от звуков в России сложно назвать активно изучаемой областью, в то время как именно эта область является источником множества неудобств и препятствий для физического и психического здоровья. Tjeerd Andringa, основатель некоммерческой лаборатории SoundAppraisal, профессионально занимается изучением звуковой среды и проблем, связанных с ней. В списке его клиентов числятся европейские железнодорожные компании, санатории, а также целые города (Амстердам, Роттердам).
В своей лекции Андринга рассказал о побочном и систематическом (структурном) раздражении, вызываемом звуковой средой и о его последствиях, влияющих на поведение людей в повседневной жизни. Концепт звуковой среды, известный еще со времен советской психологии, требует междисциплинарного подхода. Учитывая особенности жизни в сложных и запутанных условиях современного мира и прибегнув к данным биологии, физики, социологии и, конечно же, психологии, Тьеерд Андринга показал, что́ именно делает одни места аудиально привлекательными для нас, а что вызывает отторжение, и почему это происходит.
Исследования звуковой среды не могут сказать нам, как выглядит будущее, однако говорят, как именно здоровое и приятное будущее будет звучать.
Лекция 2: Интеллектуальное развитие студентов, взрослых и общества Задавались ли Вы вопросом, почему некоторые люди умнее других?
В чем отличие образованного человека от необразованного? Можно ли стать образованным человеком в университете? Почему диктаторами становились высокоинтеллектуальные, но необразованные люди? Почему рассуждения интеллектуальных людей порой слишком абстрактны и расплывчаты?
Тьеерд Андринга ответил на эти вопросы. Он занимается изучением интеллектуального развития студентов и разработкой стратегий, позволяющих ускорить этот процесс и сделать его наиболее эффективным. Здоровый путь развития интеллекта включает в себя три этапа: на первом происходит получение контроля над собственным телом, на втором – превращение разума в мощный и надежный инструмент, что открывает путь к мудрости и самоактуализации. Многим из нас не удаётся пройти путь до конца и стать подлинно независимыми творцами своей жизни.
Профессор Андринга рассказал, почему высокие оценки по предмету не приводят к развитию образованности и интеллекта, как правильно воспитывать в себе мудрость и самостоятельно развивать себя. Критическая оценка знания, выход из зоны комфорта, ответственный подход к саморазвитию позволяют не только стать более свободным человеком, но также пробуждают взаимный интерес и уважение к вам со стороны других.
Также слушатели узнали о том, как правильно развивать себя, как группа образованных людей может повлиять на разумность и качество общества, а также — какие общества становятся более тоталитарными, в то время как другие обретают свободу.
Лекции 3-4: Познание из жизни: субъектность (агентность) как центральное понятие психологии
Что изменилось, когда появились первые субъекты? Откуда берется познание и каковы его основные понятия? Уникальна ли свобода воли и познание для человека или для животных с нервной системой?
Профессор Андринга доказывает, что познание значительно старше, чем люди или даже нервная система. Он утверждает, что определяющие свойства познания возникли с появлением живых субъектов и что многие основополагающие психические явления возникли из процессов, породивших саму жизнь.
В действительности многие традиционные оппозиции в психологии, такие как подход vs избегание, рациональность vs эмоции, неявное знание vs явное знание, левое vs правое полушарие, положительные vs отрицательные эмоции и эгоистичное vs просоциальное, по-видимому, восходят к моменту происхождения жизни и к требованию быть живым субъектом.
Хотя дистанция от происхождения жизни до современного общества огромна, два механизма помогают понять глубокие связи между жизнью и психологией: Правило консервативных изменений и Адаптивный цикл. Первый подразумевает, что живой агент не может изменить основы, от которых зависят его функции, и таким образом защищает субъекта. Второй – это понятие, заимствованное из экологии, которое объясняет, как сложные системы субъектов (агентов) развиваются и учатся быть все более сложными и устойчивыми.