• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Успех студентов-психологов на олимпиаде “Я – профессионал”: от желания проверить свои силы до формирования культуры психологического мышления

Уже четвертый год по всей стране проводится масштабная Всероссийская олимпиада студентов “Я – профессионал”, в которой принимают участие сотни тысяч студентов российских вузов. Будущие молодые ученые и специалисты в самых разных областях науки соревнуются за звание лучших, за право считаться настоящими профессионалами. Победа в олимпиаде не только открывает перспективы для дальнейшего образования и успешного трудоустройства, но и является важным показателем качества обучения в университете.

Тимофей Березнер и Илья Зимняков

Тимофей Березнер и Илья Зимняков
личный архив

В этом году Высшая школа экономики заняла первое место в медальном зачете среди всех российских вузов, студенты принесли в ее копилку целых 13 золотых медалей, две из которых по направлению “Психология” были завоеваны студентами бакалаврской программы “Психология”  Ильей Зимняковым и Тимофеем Березнером. Мы попросили ребят рассказать об опыте участия в олимпиадах, научных интересах и планах на будущее.

Ребята, а почему вы вообще решили участвовать в олимпиаде “Я – профессионал”?

Илья: Я уже несколько лет как являюсь участником данной олимпиады. В самом начале, то есть на втором курсе, моей целью было поступление в магистратуру без вступительных испытаний. На третьем курсе я получил это право, став серебряным медалистом олимпиады. На четвертом курсе я решил улучшить свой результат и взять “золото”. У меня получилось.

Тимофей: Честно скажу, что основной мотивацией было желание поступить в магистратуру без вступительных испытаний, и кажется, что мне это удалось. Конечно, олимпиада “Я – профессионал” дает много других приятных бонусов, например, возможность пройти стажировку в крутой компании, но все же именно близость поступления в магистратуру подтолкнула меня поучаствовать. Высока была и роль интереса и некоторого вызова самому себе, желания проверить свои силы и, в соответствии с названием олимпиады, профессионализм. Могу сейчас сказать, что четыре года на психолога я точно учился не зря!

Был ли у вас опыт участия в олимпиадах? Это всегда тревожно и волнительно. И как вы справлялись с этими состояниями на пути к успеху?

Илья: В олимпиадах я участвую с 3-го класса и причем довольно активно. Недавно подсчитал, что в этом году написал 155-ю по счету олимпиаду. Волнение в ходе решения заданий у меня есть всегда, оно помогает мне максимально сконцентрироваться и активизировать все ресурсы. Когда оно выходит за пределы “полезного” уровня, то я вспоминаю, что олимпиада – не конец жизни, а само участие в ней – это незаменимый опыт.

Тимофей: В различных олимпиадах я тоже участвовал еще в школе, пожалуй, класса с 5-го. Причем предметный разброс был очень велик, так как мне нравилось почти все: и математика, и биология, и право с географией. Как ни странно, наибольших успехов в школе я достиг в довольно далеких от психологии областях – литературе и астрономии. Даже всерьез задумывался о том, чтобы стать астрономом. Но сейчас ни капли не жалею, что выбрал психологию! Будучи студентом, я сделал трехлетний перерыв в олимпиадных активностях, и только на выпускном курсе, во многом ради поступления в магистратуру, “возобновил карьеру”. И у меня получился неплохой дебют в “Я – профессионал”. Кроме золотой медали по психологии, я еще призер междисциплинарного направления “Детство как феномен” и дипломант вышкинской олимпиады “Высшая лига” по когнитивным наукам и по направлению “Обучение и оценивание как наука”. Погрузившись в олимпиады в этом году, я понял, что скучал по этой атмосфере решения творческих заданий, и, скорее всего, продолжу участвовать в олимпиадах уже в магистратуре ради удовольствия и интереса. Ну а тревога, разумеется, всегда есть, хотя в случае олимпиад эта тревога приятная.

Ребята, поделитесь опытом. Расскажите о том, как вы готовились к олимпиаде. Что определило ваш успех?

Илья: Мой олимпиадный опыт показывает, что важно не просто знать или уметь что-то, а еще и организованно и четко этими знаниями и навыками оперировать. Я готовился скорее формально: изучал структуру заданий, критерии оценивания и спецификации. Содержательно же я делал упор на то, что точно представлено в заданиях – математическую статистику и основы экспериментальной психологии.

Тимофей: Особой подготовки не было, я лишь посмотрел демоверсии заданий прошлого года. Задания были такие, что к ним специально заранее и не подготовишься. Это содержательные творческие кейсы на основе всего, чему тебя учили в университете. Так что моя подготовка – это хорошая учеба в Вышке, посещение всех занятий и крутые преподаватели! При этом я учусь на когнитивном треке, но только одно из трех заданий было связано с когнитивной наукой – написать аннотацию к статье. Два других были по экспериментальной психологии и по психологии личности. Здесь я благодарен Елене Сергеевне Горбуновой, которая научила нас всех грамотному планированию экспериментов, и Анне Александровне Лебедевой, которая вела у нас курс “Психология здоровья”. Как раз одно из олимпиадных заданий касалось тем про качество жизни, субъективное благополучие, которые мы изучали и обсуждали на занятиях.

Какие у вас научные интересы и планы на дальнейшее обучение и карьеру?

Илья: В научном плане мне интересна “психология выбора”, которой я занимаюсь со второго курса и провожу исследования в рамках курсовых проектов и бакалаврской выпускной работы. В фокусе моих исследований находятся выборы различной субъективной сложности. Будущее обучение и карьеру я хочу связать со сферой HR, а именно – с обучением и развитием персонала организаций. Благодаря своей победе в олимпиаде “Я-профессионал” на втором курсе я смог поработать в HR-отделе крупной госкорпорации и понял, что это мое.

Тимофей: Я занимаюсь когнитивной психологией. Более конкретно, мне интересны память, мышление и метакогнитивные процессы, то есть “знание о знании”, а также роль всех этих когнитивных процессов в обучении. В Вышке есть замечательная магистратура по когнитивным нейронаукам, куда я собираюсь поступать, а дальше уже буду продолжать заниматься наукой.

Что вам дало обучение в стенах Вышки на программе “Психология” для победы в олимпиаде?

Илья: На мой взгляд, обучение в бакалавриате дало мне навык мыслить психологически ориентировано и научно. Благодаря этому я могу уловить сущность психологического явления, сформулировать его в научных терминах, при этом выражаясь доступно и кратко. При равных знаниях с другими участниками олимпиады, на мой взгляд, именно этот навык помогает завоевать первые места.

Тимофей: Как я уже говорил, мой успех напрямую связан с качеством преподавания в Вышке. Если бы не блестящие преподаватели общепсихологических дисциплин и когнитивного трека, то сам я вряд ли смог бы показать такой результат. Я убежден, что именно в Вышке готовят лучших психологов в стране. В нас не только вкладывают знания, но и формируют особенную культуру мышления и рассуждения, взгляда на психологическую проблематику. Кроме того, научно-исследовательские семинары оттачивают различные полезные навыки, например, написание аннотаций к статьям, что пригодилось в олимпиаде. Так что если вы хотите выиграть олимпиаду по психологии, то нужно поступать в Вышку!

И наконец хотелось бы у вас узнать, а кому и зачем вообще нужно участвовать в этой олимпиаде.

Илья: Думаю, что в олимпиаде стоит поучаствовать всем, кто хочет профессионально развиваться. Любой результат в олимпиаде является прекрасной обратной связью о том, какой уровень знаний и навыков сформирован в настоящий момент, в чем сильные стороны и зоны развития студента. Студентам 1 курса можно впервые попробовать себя в студенческих состязаниях. Студентам 2 и 3 курса олимпиаду можно рассматривать как возможность получить место в магистратуре или начать карьеру со стажировки в компании. Наконец, студентам 4 курса можно посмотреть, что за весь период бакалавриата они приобрели и освоили.

Тимофей: Мне кажется, что любому должно быть любопытно проверить свои силы и свое понимание той специальности, которая станет основой твоей профессиональной карьеры. Я бы советовал участвовать в олимпиаде ради рефлексии и самоанализа – что я понимаю хорошо, а что не очень, и что поэтому мне нужно освоить для комплексного психологического мышления. Есть и прагматическая сторона этого вопроса, которая касается разных наград для победителей. Если психология для тебя любовь на всю жизнь, то в олимпиаде однозначно стоит участвовать, она открывает много дверей! И важно не опускать руки, если сразу не получилось. Чем больше стучишься в двери, тем вероятнее, что их откроют.

Ребята, вы, конечно, молодцы, и я думаю, что ваш опыт мог бы стать стимулом для поколения студентов, которое следует за вами! Что бы вы рекомендовали тем, кто примет решение участвовать в олимпиаде “Я-профессионал”?

Илья: Со своей стороны я бы рекомендовал здраво оценивать свои способности и быть последовательными в достижении намеченной цели. Мне кажется, что постепенное развитие и стабильная подготовка являются залогом успеха в олимпиаде. И не стоит забывать, что отсутствие призового места – это тоже результат, из которого можно сделать выводы для будущих проб и состязаний.

Тимофей: Во-первых, не нужно волноваться до и во время олимпиады. Это кажется чрезвычайно банальным, но любая олимпиада – не экзамен, а лишь дополнительная возможность. Если решать задания не с мыслью, что ты должен обязательно выиграть для поступления или чего-то еще, а пытаясь проникнуть вглубь скрывающейся за ними проблемы, испытывая удовольствие от собственных рассуждений в ходе обдумывания заданий, пытаясь не обогнать кого-то другого, а ориентируясь только на себя, получше сформулировать – то так решать олимпиаду и приятнее, и проще, и эффективнее. Во-вторых, нужно полностью погрузиться в олимпиаду, думать целиком только о заданиях, чувствовать себя детективом на месте преступления. Если отвлекаться на другие учебные или рабочие дела, думать о дедлайнах, встречах, чем-то еще, то олимпиадные задания не будут в фокусе вашего внимания. Наконец, самая лучшая подготовка именно к такой студенческой олимпиаде – это напряженная работа в течение всей учебы. Если олимпиады школьников намеренно выходят за рамки школьной программы, то студенческая олимпиада – это демонстрация всего того, чему тебя учили и как ты это на самом деле освоил. А так как психологии в Вышке учат прекрасно, для олимпиады даже “с запасом”, то рекомендация напрашивается сама собой – нужно лишь учиться и все! И ведь действительно учимся мы не для школы, а для жизни!


Мы благодарны Илье и Тимофею за их самоотверженный труд и желание быть первыми там, где они действительно сильны! Хотелось бы также заметить, что успех наших студентов не ограничивается на этом. Не только обе золотые медали по психологии у бакалавров принадлежат нашим студентам, но и обе серебряные – также у нас! Кроме того, сразу 6 студентов бакалавриата стали победителями олимпиады “Я – профессионал” по психологии и еще четверо стали призерами. Высокие результаты показали и студенты магистратуры, трое из которых стали победителями и четверо призерами.
Эти успехи показывают, что на образовательных программах по направлению “Психология” в НИУ ВШЭ обучаются очень талантливые и мотивированные студенты!