Остракизм - это явление, которое подразумевает намеренное исключение индивида из социального взаимодействия. Феномен известен людям с древних времен. Психологи признали это явление только в конце 1990-х годов. Работы Баумейстера, Лири и Вильямса оказали мощное влияние на изучение феноменологии и влияния остракизма на психологическое благополучие. К.Д. Вильямс доказал, что остракизм нарушает 4 фундаментальные потребности человека: в принадлежности, в самоуважении, в осмысленном существовании и в контроле. Самоуважение также связано с самопринятием и формирует самоотношение человека. Низкий уровень самопринятия сказывается на уровне стресса, склонности к депрессии, физическом и психологическом благополучии индивида.
Основной целью данной работы было изучение влияния опыта переживания ситуаций остракизма со стороны «значимых» других на уровень самопринятия индивида на русскоязычной выборке, а также изучение возможного модерирующего эффекта социокультурных синдромов. Эмпирические гипотезы, выдвигаемые в работе, звучат следующим образом: 1. Люди, имеющие в жизни опыт социального исключения со стороны «значимых» других, будут иметь более низкий уровень самопринятия по сравнению с теми, кто не имеет такого опыта. 2. Люди, имеющие склонность к индивидуализму и опыт социального исключения со стороны «значимых» других, будут иметь более низкий уровень самопринятия по сравнению с людьми, имеющими склонность к коллективизму и опыт социального исключения.
Исследование состояло из двух частей: качественной и количественной. В качественной части использовалась техника прайминга социальным исключением или социальной принадлежностью. Техника была впервые имплементирована в исследовании феномена остракизма. Количественная часть включала в себя прохождение двух методик: методика Хофстеде для измерения культурной вариативности на индивидуальном уровне и сокращенный тест - опросник Столина и Пантелеева для измерения уровня самопринятия.
Первая гипотеза нашего исследования, которая заключалась в том, что люди, имеющие в жизни опыт социального исключения со стороны «значимых» других, будут иметь более низкий уровень самопринятия по сравнению с теми, кто не имеет такого опыта, подтвердилась на основе построенной нами линейной регрессии. Однако вторая гипотеза исследования не подтвердилась. То, что наши результаты статистически значимы говорит в пользу того, что методика прайминга социальным исключением, которая ранее использовалась только для прайминга принадлежностью - была успешна имплементирована в контексте исследования остракизма.
В качестве практических рекомендаций мы видим обоснованным создание методических материалов и проведение практических тренингов, направленных на развитие эмпатии, эмоционального, социального интеллекта подростков, взрослых (работающих с детьми, подростками) и других категорий людей, которые могут стать объектами или свидетелями ситуаций остракизма. Также важной рекомендаций является создание групп поддержки для лиц, подвергшихся остракизму.