• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международная конференция по научению и памяти

18-22 апреля прошла Международная конференция по научению и памяти (UC Irvine International Conference on Learning and Memory), организованная центром нейробиологии научения и памяти при Университете Калифорнии в Ирвайне, США. Рассказывает Сара Алескерова, студентка 4 курса образовательной программы «Психология».

Конференцию открыл знаменитый нейробиолог в области изучения памяти, Джеймс Макго (James McGaugh), который один из первых начал изучать процессы консолидации памяти.

С пленарными лекциями выступили ведущие исследователи в области изучения эпизодической памяти (Нил Коэн, Дэниэл Шахтер), болезни Альцгеймера (Кэрол Барнс), пространственной памяти (нобелевский лауреат Эдвард Мозер, Брюс МакНофтон, Ричард Моррис). Знаменитая Элизабет Лофтус рассказала о том, насколько хрупки наши воспоминания и о текущих исследованиях ее лаборатории, посвященных изменению воспоминаний, их достоверности и правомерности использования свидетельской информации в сложных уголовных делах. Также выступил Георг Бузаки с интереснейшей лекцией о коннективности между неокортексом и гиппокампом и о роли гиппокампа в восприятии времени и пространства.

Каждый день нужно было выбрать один из четырех симпоузимов, на которых выступали представители лабораторий со всего мира и рассказывали о своих исследованиях. На симпозиумах обычно было по 4 доклада и все они были объединены одной темой. Такой формат позволял рассмотреть довольно узкий научный вопрос с разных сторон, сравнить экспериментальные дизайны, применяющиеся в разных лабораториях, а также обсудить более сложные теоретические вопросы. Например, на одном из первых симпозиумов, посвященных изучению энграмм, после окончания докладов Ричард Моррис сказал, что считает понятие энграммы ошибочным и неполноценным, и что необходимо его пересмотреть. Таким образом, получилось не только сравнить результаты разных исследований и обсудить подходы, но и обсудить более широкий вопрос о том, правильно ли исследования в этой области выстроены с теоретической точки зрения.

Что касается постерных сессий, то каждый день было представлено около 40 постеров. Постеры были на самые разнообразные темы. Были представлены работы с использованием как фМРТ, структурной МРТ, интракраниальной ЭЭГ и неинвазивной стимуляции, так и с использованием методов оптогенетики, фармакологии, регистрации активности отдельных нейронов и других нейробиологических методов. Поскольку конференция проводилась на базе центра нейробиологии научения и памяти при Университете Калифорнии в Ирвайне, подавляющая часть работ была посвящена молекулярным и нейрональным механизмам памяти. Однако были и нейропсихологические работы, и некоторая часть работ в области когнитивной психологии.

Участие в этой конференции было невероятно полезным опытом, т.к. благодаря представленным работам мне удалось многое узнать о механизмах, которые лежат в основе процессов запоминания, хранения и извлечения информации, сравнить подходы к изучению памяти и познакомиться с методологической базой, которая используется в зарубежных лабораториях. Например, огромный пласт исследований в США посвящен изучению изменению процессов научения и запоминания у людей пожилого возраста. Многие университеты проводят исследования, сотрудничая с домами престарелых и больницами. У нас на факультете есть научная группа, которая занимается изучением когнитивного развития у детей. Я надеюсь, что в будущем появится возможность открыть лабораторию, которая будет изучать изменение работы высших психических функций у пожилого населения, а департамент психологии и Институт когнитивных нейронаук будут проводить высококлассные исследования также и в этой интереснейшей области.

Я выступала с работой «Influence of the BDNF Val66Met Polymorphism on Spatial and Temporal Working Memory». Конференция была полезна еще и потому, что лекции Бузаки и Лина Надела, которые занимаются изучением временной и пространственной памяти, позволили по-новому переосмыслить свою работу и познакомили меня с большим пластом нейробиологических работ, в которых осуществляется попытка раскрыть механизмы запоминания временной информации и ее использования для предвосхищения событий.


Сара Алескерова,
студентка 4 курса образовательной программы «Психология»