• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Социология»

Научно-исследовательский семинар "Организация, подготовка и презентация социологического исследования"

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчётности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Организация, подготовка и презентация социологического исследования». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ», актуальным паспортом образовательной программы 39.03.01 «Социология» подготовки бакалавра (https://www.hse.ru/ba/soc/passport), актуальным учебным планом (https://www.hse.ru/ba/soc/learn_plans).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса – привить студентам устойчивые навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, научить их грамотно формулировать и излагать в письменной форме результаты социологических исследований (при этом делать это в соответствии с существующими канонами и правилами). Практическая цель курса заключается в том, чтобы помочь слушателям подготовить по итогам учебного года качественную дипломную работу и получить отличную оценку на её защите. В рамках данного курса студенты должны получить всю необходимую информацию и рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. Курс знакомит студентов с основными правилами написания и устной презентации научно-исследовательских работ. Рассматриваются особенности таких письменных форм как учебное эссе, курсовая работа, магистерская диссертация, научная публикация. Поэтапно анализируется весь процесс создания текста, начиная от разработки материала, поиска релевантных литературных источников и заканчивая оформлением письменной работы и её устной презентацией на семинаре, конференции, защите. Особое внимание уделяется таким темам, как научный штиль, цитирование, оформление ссылок на литературные источники и оформление библиографического списка. Специальный раздел курса посвящен основным ошибкам, возникающим при написании научного текста, предлагаются возможные пути их устранения. Основными задачами данной дисциплины являются получение студентами теоретических знаний и рекомендаций, а также закрепление у них практических навыков по следующим направлениям деятельности в рамках подготовки и презентации выпускной квалификационной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет знаниями ролевой структуры публичной защиты.
  • Владеет навыками постановки проблемы / формулирования ключевого исследовательского вопроса.
  • Владеет навыком выбора методологической парадигмы под проблему / ключевой исследовательский вопрос.
  • Владеет навыком формирования методологического ядра социологического исследования..
  • Владеет научным стилем аргументации.
  • Владеет приемами отбора релевантных и качественных публикаций.
  • Владеет приемами отбора релевантных и качественных публикаций.
  • Владеет приёмами работы над обзором литературы.
  • Владеет ролевыми навыками участников публичной защиты.
  • Знает базовые функции и структурные элементы обзора литературы.
  • Знает жанровые особенности презентаций результатов исследования
  • Знает особенности презентация эмпирических результатов исследования в жанре научной статьи.
  • Знает структуру и виды библиографических описаний
  • Знание жанровых особенностях защиты результатов исследования как открытой научной дискуссии. : назначение, роли участников, стиль аргументации. Особенности презентации результатов исследования
  • Знание требований к ВКР по специализации: отчетные сроки, нормативные документы, план семинарских занятий по курсу
  • Знания особенностей научной статьи (ВКР) как научного жанра.
  • Приобретает навыки защиты результатов исследования как открытой научной дискуссии. :
  • Умеет эффективно находить литературу по теме в системах поиска
  • Умение пользоваться поисковыми системами
  • Умение представлять обязательные элементы количественных и качественных данных в формате начной статьи (ВКР).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Требования к ВКР по специализации: выбор темы и постановка проблемы исследования. Структура работы
  • Тема 2. Поиск релевантной литературы, работа с базами научного цитирования и библиографическими менеджерами
  • Тема 4. Работа над обзором литературы.
  • Тема 3. Формирование программы исследования.
  • Тема 5. Представление эмпирических данных социологического исследования.
  • Тема 6. Научная коммуникация. Устная презентация результатов исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Библиографические описания
    Необходимо исправить ДАННЫЙ СПИСОК библиографических описаний - привести его к "каноническому" виду. Культурные образцы можно посмотреть ЗДЕСЬ. Просьба уместить результат на 1 странице (14 шрифт, полуторный интервал делать не нужно). Просьба указывать свою фамилию в самом файле (в тексте), а не только в его названии. Удачи!
  • неблокирующий Проект по рассказу Шукшина
    Прочитать рассказ В.Шукшина "А поутру они проснулись". (Если есть возможность - посмотреть одноимённый фильм). На его основе нужно полностью реконструировать проект описываемого там социологического исследования так, как будто бы оно проводилось вами сейчас. + Выделить в этом рассказе наиболее характерные способы уклонения респондентов от ответов на вопросы социолога. Структура проекта исследования - Название исследовательского проекта - Актуальность темы исследования. Постановка проблемы - Методологическое основание – теоретическая основа - Степень разработанности проблемы (эмпирические исследования по данной теме, имеющийся у автора научный задел) - Цель и задачи - Объект и предмет - Гипотезы - Операционализация основных понятий - Информационная база исследования (методы сбора данных, характеристика используемого эмпирического материала) - Структура анкеты или гайда интервью (если таковые имеются) - Методы анализа данных, эмпирические модели - Краткая библиография (5-7 основных источников)
  • неблокирующий Рецензия на чужую работу
    Необходимо внимательно ознакомиться с дипломной работой "Влияние денег на межличностные отношения" (2002), которая содержит множество ошибок и недочётов. (ИЛИ другую предложенную преподавателем работу) Постарайтесь определить, какие именно из 33 основных ошибок содержатся в этой работе. Подготовьте, пожалуйста, рецензию на работу Е.Чубаровой. Для рецензии используйте вот эту ФОРМУ.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность на занятиях. Содержательные комментарии и вопросы к работам других студентов в течение всего времени обучения (2 и 3 модуль). Устные выступления и письменные комментарии.
  • блокирующий Итоговая работа
    Итоговая работа Прошу загрузить сюда файл итогового проекта ВКР, выполненного по следующей структуре: 1. Актуальность темы исследования. Постановка исследовательской (научной) проблемы 2. Теоретическая основа исследования 3. Степень разработанности проблемы (эмпирические исследования по данной теме, имеющийся у автора научный задел) 4. Цель и задачи 5. Объект и предмет 6. Гипотезы (предположения) 7. Операционализация основных понятий 8. Информационная база исследования (методы сбора данных, выборка / характеристика используемого эмпирического материала) 9. Структура анкеты или гайда интервью (если таковые имеются) 10. Методы анализа данных, эмпирические модели 11. Ограничения исследования 12. Краткая библиография (5 7 основных источников) Общий объем текста (12 кегль, полуторный интервал) ни при каких обстоятельствах не должен превышать 8 страниц!
  • неблокирующий Исследовательская проблема
    Придумать название для своей будущей дипломной работы. Кратко описать свою исследовательскую проблему (1 абзац). «Проблема – это некое несоответствие наших знаний об объекте – другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу. Это некий парадокс, если угодно, загадка, которую предлагается разгадать. Это противоречие в понимании, столкновение смыслов и интерпретаций» (В. Радаев). Иными словами, исследовательский вопрос должен звучать так: Что непонятно? (неправильный вариант - Что неизвестно?) Почему нечто происходит, хотя вроде бы этого быть не должно? ОБРАЗЕЦ (Нужно сделать так же талантливо и так же оформить!) 0. Пушкин Александр Сергеевич Тема: Воспоминания в Царском селе Руководитель: Державин Г.Р. Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощи, В седом тумане дальний лес; Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, Чуть дышит ветерок, уснувший на листах, И тихая луна, как лебедь величавый, Плывет в сребристых облаках.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Активность на семинарах + 0.06 * Библиографические описания + 0.03 * Исследовательская проблема + 0.4 * Итоговая работа + 0.12 * Проект по рассказу Шукшина + 0.09 * Рецензия на чужую работу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Steps to academic writing : with key, Barry, M., 2011
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Технология социологического исследования : учеб. пособие по курсу "Практикум по экономической социологии", Сусоколов, А. А., 2008

Авторы

  • Стрельникова Анна Владимировна
  • Оберемко Олег Алексеевич
  • Климов Иван Александрович
  • Десятова Мария Ивановна
  • Стребков Денис Олегович