В ВШЭ стартует запись на майноры
![](/data/2018/03/16/1164426344/20170831_0031.jpg)
© Михаил Дмитриев
19 марта начинается запись на майноры, которые нынешние первокурсники бакалавриата будут изучать на 2 и 3 курсах. В 2018 году эта процедура пройдет в четвертый раз. Как система показала себя за эти годы и что нового ждет студентов, новостной службе рассказал проректор ВШЭ Сергей Рощин. Бонус: несколько историй о том, как майнор может изменить жизнь (к лучшему).
Сергей Рощин
В 2014 году в Вышке стартовала новая образовательная модель бакалавриата, подразумевающая дополнительное направление обучения (майноры). Она до сих пор, насколько нам известно, не имеет аналогов в вузах России. За эти годы сложилась определенная система и даже некоторые традиции, хотя они и подвергаются изменениям, потому что майнор как элемент образовательной программы не застыл, он развивается и с точки зрения процедур выбора, и с точки зрения наполнения.
В этом году выбор майнора будет происходить так же, как в прошлом, то есть в соответствии с алгоритмом Шепли, когда все студенты упорядочиваются по своим академическим достижениям и обозначают приоритет из пяти майноров. Приоритетное право получают те студенты, которые находятся выше в рейтинге. Когда майноры выбирались по принципу «кто первый успел записаться, тот и молодец», возникало много проблем и недовольств. Теперь же у студента есть возможность выбрать некоторый пул предпочитаемых майноров, и мы увидели, что эта схема хорошо работает.
Нельзя сказать, что у студентов определенных образовательных программ есть какие-то абсолютно устойчивые предпочтения, все идут всюду. У нас только запрещено выбирать те майноры, которые соответствуют бакалаврской программе студента, а все остальное — это свободный выбор, и мы видим, что гуманитарии идут и на психологию, и на менеджмент, и на международные отношения, а, например, студенты факультета компьютерных наук идут и на прикладную экономику, и на майноры, связанные с предпринимательством и стартапами.
В московском кампусе в 2017 году состоялся очень большой набор в бакалавриат, поэтому и перечень майноров довольно большой. В этом году студентам будет предложено 43 майнора, 17 из которых новые или сильно модернизированные. В санкт-петербургском кампусе ВШЭ в этом году открыт набор на 10 майноров, в Перми — на 6, половина которых новые, а в Нижнем Новгороде студенты могут выбрать из 7 майноров.
Многие новые майноры связаны с командами, которые недавно пришли в ВШЭ и формируют новые исследовательские и образовательные пространства. Например, майнор «Визуальная культура Востока и античности» реализует новый Институт классического Востока и античности, а майнор «Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику» предложен Музеем современного искусства «Гараж», базовая кафедра которого открывается в Вышке. Очень интересный обновленный майнор «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» представили коллеги из Института образования ВШЭ. Он нацелен на формирование преподавательского мастерства у тех, кто хотел бы заняться академической карьерой и понять, как строится современное образование в университете.
В прошлом году мы впервые предложили два майнора, связанные с развитием предпринимательских компетенций, которые вызвали большой интерес у студентов. В этом году они также будут предложены студентам, но в обновленном виде. Мы предлагаем и англоязычный майнор «Russia in Comparative Perspective», который в этом году реализуется на базе факультета социальных наук.
Нижнее пороговое значение студентов, при котором открывается майнор — это по-прежнему 60 человек. Если такое количество желающих не наберется, майнор не будет открыт.
Иногда и у преподавателей, и у студентов, выбирающих тот или иной майнор, возникают сложности адаптации. Это связано с тем, что студенты не всегда внимательно относятся к пониманию пререквизитов, нужных для того, чтобы учиться на том или ином майноре. Например, майнор по интеллектуальному анализу данных всегда вызывал очень большой интерес, но и отток студентов, которые понимали, что недостаточно подготовлены, был большим. Поэтому я призываю студентов обратить на это внимание, оценить риски и понять, что если он выберет майнор, то нужно идти до конца.
Основания для выбора майнора могут быть самыми разными: кто-то может захотеть удовлетворить свое любопытство, потому что вопрос широкой культурной и интеллектуальной эрудиции является важным компонентом современного образования, кто-то с помощью майнора может сформировать у себя важные инструментальные компетенции, связанные, например, с анализом данных, менеджментом или преподаванием, и так далее. Так что основания могут быть разные, но главное, чтобы студент, выбирая, понимал свою мотивацию и относился к майнору так же ответственно, как он относится к основным дисциплинам на своих образовательных программах, потому что майнор — обязательная часть обучения в университете.
Список новых майноров:
- Russia in Comparative Perspective
- Антропология
- Визуальная культура Востока и античности
- Внешняя политика России
- Внутрикорпоративное предпринимательство
- История литературы: от классики до постмодерна
- История правовой и политической мысли
- Логистика
- Педагогика словесности: образовательные технологии
- Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху
Полный каталог майноров
- Правовое регулирование управления
- Прикладная электроника
- Регулирование международного бизнеса
- Религии мира: традиции и тексты
- Россия в международной торговой политике и интересы национального бизнеса
- Советская и постсоветская культура: политики, практики, конфликты
- Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику
- Спортивный менеджмент
- Стартап с нуля: практика создания собственного бизнеса
Анастасия Якунина, студентка 4 курса образовательной программы «Математика»
Специальность, на которой я учусь, носит теоретический характер, и мне очень не хватало свежего воздуха среди формул и доказательств. Поэтому, когда в Вышке появилась система майноров, я почти не раздумывала о выборе направления, хотя даже не предполагала, что это может пригодиться мне в профессиональной деятельности. Первый год обучения на майноре «Медиа и массовые коммуникации» был вводным. Сначала мы развивали свою новостную грамотность, без которой в современном мире, перегруженном контентом, причем не всегда правдивым, не обойтись. Затем мы изучали историю аудио-визуальных коммуникаций, что позволило взглянуть на привычные вещи, например, любимые фильмы, иначе — рассмотреть основные мотивы, отследить влияние опыта других режиссеров и технологий. На второй год обучения нас ждала практика, и это было невероятно интересно, ведь с одной стороны, у нас не было навыков и знаний для профессиональной работы, а с другой, нам хотелось себя проявить в чем-то новом, и многие успешно с этим справились. Некоторые работы, которые мы делали в качестве домашних заданий, теперь вполне можно включать в портфолио при устройстве на работу или подаче документов в магистратуру.
Сначала мне казалось, что этот майнор имеет скорее общеобразовательный характер, но я не просто расширила свой кругозор в гуманитарном направлении, но и приобрела очень много полезных практических навыков. Журналистика в целом является областью, в которой одной теорией не обойтись, надо пробовать что-то делать, изучать разные форматы, поэтому практически на каждый семинар у нас было задание снять репортаж или сверстать лонгрид. Был даже один хакатон на целый день, в ходе которого нам нужно было за ограниченное количество времени написать материал, основанный на данных. Но майнор — это все-таки дополняющий профиль, у нас нет тех академических часов, которые есть у студентов специализированных направлений, чтобы преподаватели могли научить нас монтировать видео или вести интервью. Так что для выполнения проектов нужно было подключать креативность и изучать много дополнительных материалов. Это было очень интересно, поскольку мы бы, возможно, и не попробовали никогда себя в подобной деятельности.
Когда я выбирала этот майнор, я даже не думала, что он может повлиять на мою карьеру, но именно он вызвал у меня интерес к медиа и коммуникациям. На курсе «Цифровые медиа для будущего» во второй год обучения я впервые узнала о журналистике данных, которая меня очень заинтересовала, ведь в ней можно объединить мои знания в области математики и анализа с любовью рассказывать истории. Сейчас я активно развиваюсь в этом направлении, успешно участвую в хакатонах и рассматриваю магистратуру «Журналистика данных» как основную траекторию после окончания бакалавриата. Помимо этого, я являюсь призером и победителем олимпиады «Я — профессионал» по направлениям «Реклама и связи с общественностью» и «Журналистика» соответственно, чему тоже способствовали занятия именно на этом майноре.
Вадим Габриэлов, студент 2 курса образовательной программы «Юриспруденция»
Одной из образовательных программ, которые я выбирал при поступлении, была программа «Менеджмент». Мне это казалось наиболее интересным и перспективным вариантом. Тем не менее, в конце приемной кампании я перенес аттестат на «Юриспруденцию», так как поступление на бюджет для меня было важным, и эту программу я изначально также рассматривал. Выбор майнора в такой ситуации для меня не был сложным. Я сразу поставил «Менеджмент» в качестве основного приоритета.
Пока мы изучили лишь первую дисциплину на майноре — «Теория организации и управление персоналом», и начали изучение «Маркетинга». Действительно интересной была разработка оптимальных организационных структур для различных компаний. Мы создавали модель собственной организации, вносили свои поправки в уже существующие структуры, решая реальные кейсы. Это полезный опыт, который поможет любому из нас, если мы когда-нибудь решим создать свой бизнес. Кроме того, знания по управлению персоналом дали представление о том, как строится интервью при приёме на работу, по какой технологии вообще отбирают кандидатов. Приятно удивила свобода мысли, которую предоставляет менеджмент. Являясь наукой с богатой теоретической базой, теория организации оставляет простор для фантазии, что, на мой взгляд, очень важно для бизнеса.
Майнор убедил меня, что менеджмент — это многостороннее и перспективное направление, которое развивается вместе с бизнесом, а он очень чутко реагирует на внешнюю среду и подвержен постоянным изменениям. Пока я не знаю, какую карьерную траекторию выберу, но знания, полученные на майноре, в любом случае мне будут полезны. Возможно, изучив остальные дисциплины, я решу связать свою карьеру именно с менеджментом.
Маргарита Колиуш, студентка 3 курса образовательной программы «Культурология»
Я пришла на майнор «Современная культура: теории и практики» в 2015 году, когда училась на факультете мировой экономики и мировой политики. Нужно было выбрать, и я думала о «серьезных» майнорах типа «Менеджмента» или «Правовой защиты бизнеса», но так сложилось, что в последний момент я решилась на майнор «Современная культура: теории и практики». К тому же прошел слух, что майнор, который я выбрала изначально, не откроют, и я была вынуждена в короткий срок сменить курс. Позже выяснилось, что тот майнор все-таки открыли, а мне предложили перевестись, но прошло уже несколько занятий, и все мои сомнения исчезли. Я просто влюбилась в свой майнор.
Меня покорило, насколько интересно и с энтузиазмом рассказывали на лекциях о своем предмете преподаватели — Ян Сергеевич Левченко, Виталий Анатольевич Куренной, Ольга Олеговна Рогинская. На лекциях Куренной много шутил, устраивал интерактивы, поэтому посещаемость всегда была высокой, а семинары попросту стали моими любимыми 80 минутами на учебной неделе.
Пожалуй, если речь идёт об академических направлениях вроде философии, культурологии и истории искусства, то говорить о «полезности» несколько некорректно, по крайней мере, если мы говорим о полезности в практическом понимании. Но я могу сказать, что раньше, например, ходила в театр или кино бездумно. Оценка режиссерской работы, значения визуальных кодов, рефлексия увиденного были для меня чуждыми вещами. Сейчас все по-другому. Культурология открыла для меня новый мир. У меня сильно изменилась система ценностей, я стала более толерантной и open-minded. А самое главное, что я почувствовала себя частью культурного сообщества, по-новому взглянула на город, в котором так долго живу, нашла единомышленников.
Проучившись на майноре год, я приняла ответственное решение перевестись на факультет гуманитарных наук, к культурологам. Невозможно описать, как сильно это решение поменяло меня и мою жизнь. Главное — я ни разу об этом не пожалела. Сейчас я учусь у потрясающих людей, я стала частью маленькой, но верной культурологической семьи: мы вместе празднуем Новый год, устраиваем посвящения, ездим в экспедиции, ходим в музеи и театры. Преподаватели на культурологии поддерживают тебя даже в личных вопросах, они и учителя, и друзья, и наставники, и ориентиры.
Сейчас я участвую в организации книжных выставок, иногда занимаюсь проектами типа Библионочи в Некрасовке и подобными. Мой совет всем первокурсникам, которые сейчас выбирают майнор — при выборе руководствуйтесь не логическими доводами или соображениями, а интуицией, сердцем. Это правда ваш шанс изменить себя и свою жизнь!
Куренной Виталий Анатольевич
Руководитель Школы культурологии
Левченко Ян Сергеевич
Профессор Школы культурологии
Рогинская Ольга Олеговна
Доцент Школы культурологии
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ