7 ответов на 7 вопросов абитуриентов
Для многих школьников выпускных классов приближение лета связано не с каникулами и отдыхом от учебной суеты, а со сдачей ЕГЭ, получением аттестатов и поступлением в институты. На этой страничке вы найдете ответы на самые распространённые вопросы абитуриентов. Ксения Лисина, студентка образовательной программы "Экономика и статистика" собрала ответы на те вопросы, которые ей были еще недавно интересны самой. Надеемся, данная информация, собранная со всех разделов нашего сайта, и представленная в сжатом виде, поможет Вам сделать осознанный выбор.
Ксения Лисина
Для подачи документов и поступления на образовательную программу «Экономика и статистика» необходимо предоставить в приёмную комиссию результаты ЕГЭ по следующим предметам: русский язык, математика (профильная), обществознание, иностранный язык. Кроме того, необходимо отметить, что по каждому предмету необходимо иметь не менее 60 баллов.
С опытом поступления нынешних студентов, их мотивацией, ожиданиями и впечатлениями от учебного процесса вы можете ознакомиться в разделе сайта «Истории поступления».
На этот вопрос невозможно ответить заранее, поскольку всё зависит от количества поданных абитуриентами заявлений, их суммы баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения и вашего места в рейтинговых списках. Тем не менее, Вы можете ознакомиться со статистикой приёма за предыдущие годы , но следует помнить, что это позволяет создать лишь общую картину, а реальная сумма баллов, позволяющая претендовать на поступление, будет известна только в конце июля, когда Приёмная комиссия НИУ ВШЭ проведёт анализ поданных документов и опубликует списки «Зелёной волны».
Экономика - это комплексная наука, рассматривающая широкий круг проблем и применяющая огромное количество инструментов для изучения и анализа явлений окружающей действительности, именно поэтому здесь есть место как теоретическим знаниям, так и практическим навыкам.
Прежде всего, необходимо отметить, что с детальной образовательной программой и набором учебных предметов можно ознакомиться в разделе «Структура программы». Учебный план является сбалансированным, уделяется достаточное внимание общему развитию студентов, выработке профессиональных компетенций и усвоению важнейших практикоориентированных навыков в сфере экономики и статистики.
Значительная часть курсов, действительно, связана с математикой и подразумевает активное использование инструментов математического анализа. Многие абитуриенты считают, что, не имея углубленных знаний по школьному курсу математики, они не смогут успешно освоить программу большинства предметов в ВШЭ, однако, подобные сомнения напрасны, поскольку на первом курсе особое внимание уделяется изучению линейной алгебры и математического анализа, так как именно знание этих предметов формирует фундамент для дальнейшего успешного освоения экономических, финансовых и математических дисциплин. Таким образом, стоит понимать, что доля дисциплин, так или иначе использующих математический инструментарий, действительно велика, однако освоить их под силу каждому, кто готов узнавать новое и старательно изучать данные предметы.
Логическим следствием является ответ на вопрос: много ли гуманитарных дисциплин в структуре программы. Основная часть данных предметов изучается на первом курсе и в этом учебном году включает в себя психологию, социологию, философию и экономическую историю. Однако, 'технарям' не стоит бояться этих курсов, ведь именно они расширяют ваш кругозор, освещают важнейшие и интереснейшие аспекты различных наук, развивают навыки участия в дебатах, формулирования и выражения мыслей в устной и письменной формах, а также способствуют выработке способностей к критическому мышлению.
Это один из самых популярных вопросов, задаваемых абитуриентами, поэтому пришло время приоткрыть завесу тайны и подробно во всём разобраться.
Во-первых, следует отметить, что и «Экономика и статистика», и «Экономика» являются образовательными программами, реализуемыми на Факультете экономических наук НИУ ВШЭ.
Во-вторых, в течение первых двух лет изучаемые предметы практически идентичны (чтобы убедиться в этом, можно сравнить учебные планы, представленные на сайтах данных образовательных программ), разница лишь в преподавательском составе, хотя многие преподаватели ведут занятия как у групп с ОП «Экономика и статистика», так и у студентов ОП «Экономика».
В-третьих, основные различия появляются на 3-4 курсах бакалавриата, когда студентам предоставляется возможность выбора специализации (более подробно об этом можно почитать в разделах «О программе» на страницах данных образовательных программ).
В учебные планы студентов, действительно, должно входить определённое число предметов, преподающихся на английском языке, но это, скорее, плюс, нежели минус, поскольку опыт работы с иностранными источниками информации, развитие навыков коммуникации и восприятия на английском будут полезны для поддержания и повышения уровня владения языком, а также для освоения профессиональной лексики. Кроме того, в течение первых двух лет обучения студентам предоставляется возможность изучения английского языка как отдельного предмета, чтобы у всех была возможность «подтянуть» знание иностранного языка, овладеть обширным запасом узкоспециализированных терминов, научиться выполнять задания в формате международного экзамена и быть готовым к освоению в дальнейшем некоторых учебных дисциплин на английском языке.
Да, в Высшей Школе Экономики на протяжении многих лет практикуется модель обучения, при которой студенты имеют право самостоятельно формировать свой учебный план, исходя как из личных предпочтений, так и из требований образовательных стандартов. На нашей образовательной программе, начиная уже со второго курса, студенты могут выбрать наиболее интересные для них дисциплины и изучать их наряду с обязательными предметами. В разделе «Учебные курсы» можно получить более подробную информацию об обязательных курсах, предметах по выбору и факультативах.
Кроме того, важной особенностью Вышки является всестороннее развитие учащихся, их навыков и компетенций, именно поэтому на 2 и 3 курсах студены в рамках майноров изучают выбранные ими дисциплины, не связанные напрямую с их основным профилем обучения. Постигаете тонкости экономики, но увлекаетесь театром и литературой, хотите разбираться в юриспруденции и правовых основах бизнеса, а, может быть, вам интересна сфера медиа или маркетинга? Выбирайте майнор по душе и изучайте наиболее привлекательные дисциплины параллельно с основной программой!
Ответ на этот вопрос напрямую зависит от ваших способностей концентрироваться на учёбе, рационально распределять время, расставлять приоритеты и усваивать необходимую информацию. Если рассматривать данный вопрос более формально, то в Вышке существует система оценки «трудоёмкости» учебных курсов в зачётных единицах – кредитах (1 кредит = 38 академических часов =25 астрономических часов), на основании данной информации можно составить некоторое представление о сложности того или иного предмета и времени, необходимом среднестатистическому студенту на его качественное освоение (более подробно ознакомиться с данной системой можно здесь). В течение учебного года студентам, как правило, необходимо набрать 60 кредитов, которые начисляются за успешное освоение обязательных предметов, дисциплин по выбору, майноров и выполнение исследовательских проектов.