• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Арабский язык

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
5-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Арабский язык – крупнейший по числу носителей семитский язык, являющийся официальным языком в 25 странах мира и одним из рабочих языков ООН. Задолго до появления ислама в VII в. носители арабского языка начали расселяться по Ближнему Востоку, а исламские завоевания лишь многократно усилили эту тенденцию. История арабского языка тесно переплетена с историей христианства на Ближнем Востоке. Один из ранних письменных памятников на арабском языке – Зебедская надпись – происходит из христианского мартирия на территории Сирии, а большинство современных христианских церквей на Ближнем Востоке использует арабский язык в литургии. Арабский язык распространился на огромные территории, заметно потеснив языки, прежде имевшие хождение в регионе, в частности арамейский. Арабский важен для исследователей современных арамейских языков в Сирии и Ираке: в этих языках много адстратных арабских черт, часть носителей современных арамейских свободно владеет одним из арабских диалектов как языком общения с арабским большинством. Владение арабским языком на высоком уровне необходимо для специалиста по восточному христианству, а также для общей профессиональной культуры специалиста по любому семитскому языку. В рамках курса арабского языка студенты научатся читать и говорить на стандартном арабском, а также получат общее представление об арабской диалектологии: классификации и распространении живых арабских диалектов, и об их грамматическом устройстве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1) овладение навыками чтения и письма на арабском языке; 2) освоение основных фактов фонологии, морфологии и синтаксиса арабского языка, достаточных для чтения и осуществления филологического анализа текстов на классическом арабском языке при помощи грамматических и лексикографических справочных материалов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение образовывать формы II, V, VII, VIII породы правильных и неправильных глаголов. Употреблять объектную частицу ʔiyyā-. Знать правила расположения энклитических аккузативных местоимений в цепочке, значения моделей CaCīC- и CaCCāC-. Образовывать диминутивы. Употреблять частицу layta. Знать количественные числительные второго десятка и употреблять с ними исчисляемое. Знать структуру арабского имени собственного.
  • Умение образовывать формы III, IV, VI, IX и X породы правильных и неправильных глаголов. Спрягать четырехсогласные глаголы. Образовывать формы прилагательных ʔaCCaCu – CaCCāʔu, имена места, инструмента, однократности и манеры действия. Употреблять десятки, сотни, тысячи с исчисляемым. Образовывать простые и составные порядковые числительные, дроби, дистрибутивные числительные. Строить конструкции с генитивом спецификации, фазовыми глаголами, безличными пассивными формами.
  • Умение образовывать формы субъюнктива, юссива и императива правильных и неправильных глаголов. Образовывать формы пассива I породы. Строить условные реальные и нереальные предложения. Образовывать формы усиленного наклонения.
  • Умение образовывать формы суффиксального спряжения правильных и неправильных глаголов. Образовывать простые глагольные предложения, правильно согласовывать субъект и глагольный предикат. Правильно употреблять генитивные и аккузативные формы личных местоимений, указательные местоимения. Образовывать активные и пассивные причастия I породы правильных и неправильных глаголов. Строить относительные предложения с определенной и неопределенной вершиной. Образовывать союзные фоновые предложения.
  • Умение строить формы префиксального спряжения правильных и неправильных глаголов. Спрягать частотные вдвойне неправильные глаголы. Образовывать конструкции со значением компаратива и суперлатива. Знать количественные числительные первого десятка и употреблять с ними исчисляемое. Правильно выбирать падежные формы в конструкциях с частицей ʔillā и абсолютным отрицанием.
  • Умение читать и писать почерком насх по-арабски. Склонять имена с основами различных типов. Умение образовывать атрибутивные и генитивные конструкции, генитивные цепочки. Умение строить именные предложения с прямым и обратным порядком главных членов (экзистенциальные и поссесивные предложения).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1
  • Тема 2
  • Тема 3
  • Тема 4
  • Тема 5
  • Тема 6
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашние задания
  • блокирующий Экзамен
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * Домашние задания + 0.2 * экзамен + 0.2 * экзамен
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашние задания + 0.25 * Домашние задания + 0.25 * Домашние задания + 0.25 * Домашние задания
  • 2024/2025 учебный год 1 модуль
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A grammar of classical Arabic, Fischer, W., 2002
  • An introduction to Koranic and classical Arabic, Thackston, W. M., 1994
  • Арабско-русский словарь : около 42000 слов, Баранов, Х. К., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Неправильные глаголы арабского языка : грамматический справочник, Яковенко, Э. В., 2000

Авторы

  • Дунцов Алексей Николаевич
  • Хомченкова Варвара Валентиновна