«Тот, кто знает одну страну, не знает ни одной»: как городские планировщики изучают географию
География — одна из базовых дисциплин, необходимых будущему городскому планировщику. О том, что включают в себя географические курсы на бакалаврской программе «Городское планирование», мы поговорили с их преподавателем Семеном Павлюком.
Семён Павлюк, доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского, к.г.н.
Совместно с коллегами я читаю два первых модуля, которые посвящены социально-экономической географии, а также на третьем модуле веду свой авторский курс, который называется «Страноведение и география городов».
Социально-экономическая география рассказывает про основные направления и базовые понятия этой науки. Правильнее ее было бы называть общественной географией, но у нас этот термин еще формально не утвердился. В западной традиции принято название human geography. В рамках этого курса студенты выполняют несколько практических работ, в том числе полевого характера. Например, они исследуют различные районы Москвы: высотной жилой застройки, элитной жилой застройки, центральный и университетский. Затем они сравнивают их с такими же районами американских городов — как правило, мы берем Нью-Йорк или Сан-Франциско, которые они изучают по гугл-картам.
Курс «Страноведение и география городов» знакомит с различными макрорегионами мира — Европой, Ближним Востоком, Латинской Америкой и т.д. — и характерными для них городами. Как говорил известный американский географ Сеймур Мартин Липсет, «тот, кто знает одну страну, не знает ни одной». Задача моего курса в том, чтобы представить студентам картину мира, рассказав о специфике регионов, их вызовах и проблемах — демографических, экономических, социальных. Это создает базу для последующего обучения и работы городского планировщика, позволяет понять, что российские города существуют не в вакууме, а являются частью сложной мировой социально-экономической системы. В этом курсе студенты выполняют несколько творческих заданий. Среди них — создание образной карты выбранной страны, которая включает в себя различные социально-экономические аспекты и важные исторические события. Также студенты исследуют типичные для этой страны города — обычно мы берем столицу, экономические и культурные центры — и, выявляя их характерные особенности, сравнивают их с соседними странами из того же региона. Такие задания развивают аналитические навыки и приучают рассматривать любые объекты в комплексе.
Павлюк Семен Геннадьевич
Доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского