Небоскребы, самокаты, дрейфы и ментальные карты — о чем пишут в дневниках практики студенты бакалавриата «Городское планирование»
В июле студенты второго курса бакалавриата «Городское планирование» побывали на двухнедельной выездной практике. У каждой из четырех групп был свой маршрут и свои открытия больших и малых городов, результаты исследования которых ребята ежедневно записывали в дневниках практики.
Первая группа отправилась по маршруту Пермь-Соликамск-Екатеринбург, вторая — Екатеринбург-Нижний Тагил-Пермь, третья — Нижний Новгород-Арзамас-Казань, четвертая — Казань-Йошкар-Ола-Нижний Новгород. Также студенты работали в Верхотурье, Невьянске, Чердыни, Ныробе, Березниках, Волжске, Дивееве, Иннополисе и Свияжске.
Публикуем выдержки из дневников практик и ссылки на страницы соцсетей, где вы можете прочитать их полностью.
Почти все в центре говорит о том, что город готовится к своему дню, который будет через полтора месяца. Много где в центре ведутся работы по реставрации исторических зданий, ремонт тротуаров и дорог. В городе много вывесок с логотипом «Нижний 800», причем интересно, что на многих баннерах «800» имеет несколько совершенно разных начертаний. Интересной находкой стал дом-коммуна в стиле конструктивизма в центре города. Он представлял из себя комплекс домов, соединенных деревянными проходами на верхних этажах. Двор внутри был довольно благоустроенный. Заметил на Большой Покровской несколько отреставрированных дореволюционных вывесок.
Встали мы рано утром, чтобы выехать в один из старейших городов России — Муром (дорога из Арзамаса, между прочим, составляет около трех часов). Он ведет отсчет своих лет от 862 года, когда впервые был упомянут в «Повести временных лет». По приезде мы впервые за всю практику всей компанией пообедали в кафе «Капитан Крюк» (пометка: пиратская тема не является локальным брендом!). Там же нам рассказали суть задания и цель на день: на основе наблюдений, интервью и анализа материалов составить ментальную карту города. Ментальная карта — компактное место хранения знаний о городе, связь элементов образа друг с другом. Отобедав, мы отправились в дрейф по Мурому (конечно же, по парам). Одни из самых популярных мест, которые посетили почти все , — парк развлечений (кто-то даже катался на аттракционах!) и пляж (кто-то даже купался!). Последний является точкой притяжения горожан всех возрастов несмотря на то, что пляж сформирован более стихийно.
Практически сразу нас ожидало первое задание — дрейф, который предполагал блуждание по городу (без или с использованием карт) с целью фиксации наблюдений и первых впечатлений (в нашем случае) о городе. Мы поделились на небольшие группы и, выбрав удобный для нас план действий, отправились на дрейф. Мы с Дашей Глушенковой решили иногда пользоваться картами, чтобы понимать наше местоположение, и отправились в сторону набережной, выбрав точкой притяжения Екатеринбург-Сити. Посмотрев на главные небоскребы Екатеринбурга, мы пошли на прогулку по набережной у Драмтеатра, старейшей набережной в городе, где проходил рыболовный фестиваль. На территории было не очень много людей, хотя она достаточно благоустроена. Многие компании пользовались пространством — катались по аллее на самокатах и велосипедах и сидели в тени на лавочках.
После приятного самокатного дрейфа по парку в первый день в Екатеринбурге безлюдные панельные массивы юго-востока центра, который нам выпал на сегодняшнее полевое задание, выглядели очень привлекательно для поездки на электросамокатах. Набравшись сил, после обеда мы с Аней, Катей и Наилем решили продолжить исследование не пешком. Мы стартовали от цирка по улице Куйбышева и проехали почти девять километров, потратив на это полтора часа и 2 тысячи рублей. В каком-то смысле исследовать с самоката было проще и интереснее. При быстром передвижении переходы застройки на улице Куйбышева казались более контрастными: после очередного перекрестка резко перестала ощущаться центральность, а только что шумная и наполненная жизнью улица стала напоминать полупериферийные спальные районы Москвы. Мы объезжали редких пешеходов, наблюдали за пустыми трамваями и пустыми остановками, периодически останавливаясь для фиксации данных. Мы заметили, что местные пешеходы относятся к самокатистам равнодушно или с интересом, а не с негативом, как это часто бывает в Москве.
После встречи мы вернулись в наш микрорайон и начали подмечать совсем другие вещи — тропинки, куда и почему именно они ведут, главные точки притяжения жителей, куда движутся потоки людей. Мы также выявляли сформированные дворы и следили за дворовой жизнью. Приватное освоенное пространство мы определяли по следующим критериям: развешенное белье на сушилках, играющие дети и активно разговаривающие на лавочках пожилые люди. Мы заметили, что активная дворовая жизнь наблюдается в тех кварталах, где входные группы обращены друг к другу и дома которых застроены по периметральному принципу. Самыми популярными точками притяжения были остановки общественного транспорта. После полевого наблюдения мы воспользовались публичной кадастровой картой и системой маршрутов приложения Strava, чтобы дополнить наше представления о территории.
Главной темой обсуждения стал недавно принятый генеральный план города до 2040 года и сопутствующие ему документы. Тимур Эрнестович рассказал о планах развития города, освоении новых территорий, которые недавно были включены в городскую черту. Разработка генплана началась в 2014 году силами ГАУ «Институт генплана Москвы», в 2018 году были проведены публичные слушания, а в 2019 году их повторили вновь в онлайн-режиме, после чего были внесены изменения, особенно в части развития транспортной инфраструктуры. Большое количество территорий на периферии Казани в новом генеральном плане относятся к зонам перспективного развития, что говорит о том, что город планирует их активно осваивать.
Утро началось с совместного подведения итогов двух недель в поле: студенты и тьюторы поделились впечатлениями, обсудили все плюсы и минусы практики. После этого наши пути немного разошлись. Кто-то из ребят отправился в центр современного искусства «Арсенал» на две выставки: «Шухов. Формула архитектуры» и «Город как графика». Далее некоторых из нас ждала незабываемая экскурсия по Сормово с Димой Четыре. Мы успели посмотреть на деревянную застройку XIX века с известной нижегородской глухой резьбой, на сормовский судостроительный завод, где, кажется, производили все — от атомных подводных лодок до танков и холодильников — и увидеть «маленькую Англию», как высказался один из участников экскурсии, в центре района: советскую застройку из темного кирпича — смесь дореволюционного модерна с ампиром.