• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я поехала в Париж

Юлия Попова рассказывает о годовом обучение по обмену в Сьянс По

В юном возрасте, когда появляется возможность пожить в другой стране и при этом учиться там (не только наукам, но и взаимодействию с другой культурой), множество исследователей своей души и внешнего мира с радостью отправятся в путешествие. Но к подобной авантюре нужно подходить с умом. Наш Университет предлагает опции: можно отправиться на программу двойных дипломов (как в бакалавриате, так и в магистратуре), можно же отправиться на программу обмена в Университеты-партнеры ВШЭ.

Что я и выбрала. Страна определилась мною ввиду того, что французский язык я начала изучать еще в своей гимназии и о повадках французов, как и истории их государства, я была, казалось, хорошо осведомлена. Я подразумеваю, что для студентов ВШЭ важно знать французский язык (и иметь представление об их культуре), и сейчас для одобрения своей поездки студентам потребуется подтвердить владение французским языком (уровень B2). Это легко сделать, например, в Центре по сотрудничеству с Францией, Канадой и франкоязычными странами Европы ВШЭ (http://www.hse.ru/france/TEF/). Только об этом стоит задуматься заранее.

Программа обмена может продолжаться год или семестр. И тут нужно не промахнуться, ибо на первом курсе ехать рано (вы еще не привыкли к вашему новому статусу студента), на втором курсе, вероятно, вы еще недостаточно готовы, кроме того РУП второкурсника, как правило, суров, идеально поэтому совершать поездку на третьем курсе обучения (на четвертом вас никто не отпустит, да и вы сами засомневаетесь: ВКР, госэкзамены и прочее станут преградой).

Решая ехать на полгода или на год, стоит взвесить ваши потери и приобретения от поездки. Уезжая на полгода, вы сможете оформить ИУП и сдать экзамены по приезде, что может оказать влияние на вашу успеваемость (особенно, если вам не удастся выбрать в Университете-партнере предметы, которые будут совпадать с предметами в текущем РУПе ВШЭ), в этом случае, вы вряд ли сможете по-настоящему, как говорят, окунуться в среду, но зато это менее обременительно в плане расходов, и ваше расставание с домом будет не таким тяжелым.

 Я поехала в Париж на год, что подразумевало оформление академического отпуска по личным обстоятельствам (в ходе оформления документов выяснилось, что согласно различным нормативно-правовым актам, в случае, когда у студента в бакалавриате не было предыдущих перерывов в обучении, он может «растянуть» свое обучение до пяти лет, а значит для поездки необязательно оформлять академический отпуск, можно сделать ИУП на два учебных года, это ничего не меняет, но для некоторых студентов по разным обстоятельствам это может оказаться ценной информацией). Обратите внимание, годичное погружение в атмосферу другой страны и отсутствие проблем с пересдачами, имеет свои недостатки: вы не сможете закончить обучение с вашими товарищами-однокурсниками, и ваше обучение за границей отдалит вас на год от поступления в магистратуру и от начала профессиональной деятельности в родной стране.

Несколько слов об ИУПе и выборе предметов в Университете-партнере. Чтобы облегчить себе жизнь (настоятельно рекомендую), перед поездкой можно ознакомиться с РУПом ВШЭ на тот промежуток времени, что вы будете за границей, и постараться выбрать предметы, которые по своему содержанию, а еще лучше и названию будут совпадать. В Sciences Po очень удобный сайт (http://college.sciences-po.fr/siteparis/course-catalogue), который позволяет заранее просмотреть расписание предметов, которые соответствует вашей ступени образования, а также их описание. Я выбрала половину предметов «для души», которые вряд ли могла бы прослушать в иной ситуации (например, «History of music and social change») и такие предметы, которые совпадали с требованиями моего РУПа («Dynamique de l’économie mondiale : du pilotage macroéconomique aux réformes structurelles»). Нужно не забывать, что разные предметы читаются на разных языках (французском и английском). Кроме того, видя будущее расписание, можно составить его таким образом, чтобы, например, все предметы проходили в первой половине недели (понедельник, вторник, среда), а оставшаяся часть недели была свободной (для путешествий по приятной короткими расстояниями Европе или для работы, почему нет?)

Закончу тем, что перечислю, что мне посчастливилось за тот год в Париже сделат, и дам пару рекомендаций:

  • прожить в разных районах города и прочувствоваться всеми его запахами (в прямом и переносном смыслах);
  • открыть французскую нацию с неожиданных сторон;
  • прослушать замечательные курсы в Sciences Po, которые значительно расширили мои горизонты;
  • завязать добрую дружбу с местными студентами и не только;
  • попутешествовать по Европе;
  • укрепиться в вере в себя (вся поездка стала проверкой на прочность).

Рекомендации:

  • обдумайте время поездки и ее продолжительность;
  • будьте аккуратны с выбором предметов (получая три незачета в Университете-партнере, вы вылетите из ВШЭ по правилам ВШЭ);
  • озаботьтесь получением сертификата об уровне владения языком;
  • заранее смотрите на список документов необходимых для визы - http://www.ambafrance-ru.org/Spisok-dokumentov-soglasno-celi (список длинный, в том числе вопрос проживания и финансовой обеспеченности во Франции очень важен, в ВШЭ можно получить финансовую поддержку для Международной академической мобильности - http://www.hse.ru/science/scifund/travel);
  • дружите с учебной частью, вам помогут! («палки в колеса» вам ставить никто не будет, только, если вы будете неосмотрительны и плохо подготовлены, вас начнут тормозить, подразумевая, что вы легкомысленны в своих намерениях и плохо продумываете свое возвращение в стены ВШЭ).