• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
02
Февраль

Встреча с Еленой Лебединской в рамках проекта «Мэтроном»

7 декабря в рамках проекта «Мэтроном» состоялась встреча с Е.В. Лебединской.

Елена Викторовна - директор департамента доходов в Министерстве Финансов РФ. В 2006 году Елена Викторовна закончила магистратуру ВШЭ по направлению «Математические методы анализа экономики». Сразу после окончания в течение 6 лет работала в Экономической экспертной группе, и, напрямую взаимодействуя с министерством финансов по экспертному треку, участвовала в том числе в разработке бюджетного правила. В 2013 году Е.В.Лебединская перешла непосредственно в министерство финансов РФ на должность заместителя директора Департамента долгосрочного стратегического планирования. В 2016 в Минфине был создан Департамент доходов, который Е.В.Лебединская возглавляет до настоящего времени.

Относительно своей работы Елена Викторовна отметила несколько интересных аспектов:

  1. Как правило, госслужба представляется стабильной, спокойной и предсказуемой. В части трудоустройства и занятости, это, безусловно, верно, однако в части задач и содержания деятельность очень гибкая, динамичная и разнообразная.
  2. За время своей работы на госслужбе работала с другими выпускниками Вышки, в том числе под непосредственным руководством Максима Орешкина. Несколько выпускников Вышки работают сейчас в Департаменте доходов.
  3. Вышка научила многому, что оказалось важно в дальнейшей работе: критическому и логическому взгляду на данные, процессы и ситуации, умению видеть взаимосвязь различных направлений, умению быстро погружаться в новую тему. Первое особенно важно, поскольку при математическом анализе необходимо прежде всего понимать внутреннюю логику и содержание исследуемых процессов, иначе результаты не будут иметь смысла и не могут быть использованы.

Дальше Елена Викторовна приступила к ответу на вопросы присутствующих.

Что вы считаете самым сложным в вашей работе?

Если говорить коротко, то ответственность. За принимаемые решения, за каждую озвученную цифру, в целом за публичные выступления.

При расширенном ответе, безусловно, стоит отметить и другие вызовы, например, большой объем разнородных задач. Крайне важно правильно устанавливать приоритеты и уметь делегировать то, что можно делегировать. С последним связана организация работы сотрудников, качественный подбор команды и четкая формулировка задач. Нужно выявить сильные стороны каждого сотрудника, во многом умение управлять людьми выходит на первый план. И последнее, но одно из самых важных – это сохранять в любой ситуации «здравый смысл» и логику, тем более в стрессовых ситуациях, в условиях необходимости быстрого принятия решений.

Что Вам нравится в работе?

Реальная возможность принимать участие, предлагать и влиять на принятие решений, которые оказывают влияние, меняют к лучшему жизнь людей, работу экономики . Здесь можно привести и «глобальные примеры» - например, бюджетные правила, стабильность бюджетной системы. Однако есть и более житейские примеры – более удобные способы оплаты платежей, скидки по штрафам и так далее. Работая на госслужбе, видишь результат своей деятельности – это очень ценно.

Какие технические навыки необходимы в работе?

Все зависит от конкретной сферы деятельности и задач. В области доходов в первую очередь необходимы сценарные подходы по прогнозированию основных компонент – налогов и других платежей в бюджет. Например, в России сложная многоуровневая система налогообложения добычи полезных ископаемых, конечная ставка зависит от конкретных характеристик месторождения и используемой системы налогообложения. Прогноз доходов от добычи полезных ископаемых – это по сути сценарии развития конкретных месторождений, на которые потом накладываются сценарии макроэкономической динамики и варианты налоговой политики. На разных этапах этой работы может требоваться как использование тех или иных специализированных программных продуктов, так и просто «продвинутое» использование электронных таблиц.

Что Вы думаете о работе во время учебы?

Все зависит от того, какая работа. С одной стороны, полноценную работу лучше начинать как можно позже, лучше всего на последних курсах. Однако опыт взаимодействия с «реальным миром», с другими людьми, старшими коллегами можно и нужно пытаться получать сразу, особенно, если такая возможность есть внутри университета. Я работала со 2 курса бакалавриата, однако это была работа в рамках Вышки – различная студенческая активность, отдельные проекты. В 2004 году (1 курс магистратуры) я начала активно преподавать, и это ценный опыт, который могу только посоветовать, поскольку происходит переосмысление изученного материала, осознание, «о чем это все», как можно интересно и понятно рассказать об экономике, например, свежему первокурснику. Я преподавала в Вышке 10 лет, с некоторыми студентами мы общаемся до сих пор. В связи с нагрузкой в министерстве финансов преподавание пришлось прекратить, однако умение объяснять и ставить задачи очень пригождается в работе и сейчас.

Есть ли сейчас стажировки в МинФине и как на них попасть?

Есть и стажировки и практика, берем в том числе студентов из ВШЭ. После практики и стажировок многие остаются на полноценную работу, в департаменте в целом достаточно молодой коллектив, однако трудоустройство возможно только после окончания бакалавриата, поскольку необходим диплом о высшем образовании. Что касается карьерного роста, то с младшей должности он может происходить достаточно быстро, все зависит от желания и усилий человека.

Необходимы ли юристы в департаменте?

Юридическое образование во многом полезно, поскольку работа заключается не только в моделировании, но и в нормотворчестве, ведь департамент активно участвует в написании нормативно-правовых актов. Есть много примеров, когда сотрудники департамента с экономическим образованием получали второе юридическое. Мы всегда приветствуем кандидатуры на стыке профессий, обладающие навыками и умениями в обеих областях.

Есть ли у Вас кадровая текучка

У нас довольно стабильный коллектив. Считаю, что мне удалось собрать активную, энергичную и вовлеченную команду. Когда много времени проводишь на работе, становится критически важно, какие люди тебя окружают. Важны также и совместные около-рабочие и вне-рабочие активности, у нас таких достаточно много. Это помогает создавать и поддерживать хорошую атмосферу.

Текст: Елизавета Минаева, фото – Кристина Ларина, Диана Исунц