• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тезисы выступления Вдовина И.А. на семинаре-совещании «Энергоэффективная экономика: региональный аспект»

1 декабря 2009

И.А.Вдовин, сопредседатель Комитета по государственно-частному партнерству и инвестиционной политике РСПП: Тезисы выступления на семинаре-совещании «Энергоэффективная экономика: региональный аспект»

 

1. После принятия базового закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо переходить к принятию подзаконных актов, обеспечивающих его реализацию.

 

2. Необходимо обеспечить формирование структур управления политикой энергосбережения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Требуется ускорить разработку и принятие технических регламентов, стандартов и нормативов, устанавливающих требования по энергетической эффективности в отношении энергетических устройств и оборудования, зданий, сооружений.

 

3. Изменения в нормативной правовой базе, системе техрегламентов, стандартов и нормативов будут значительными. Пример - строительный сектор. За небольшим исключением, здания, строения и сооружения должны будут соответствовать требованиям энергетической эффективности. При этом закон прямо запрещает ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт зданий, не соответствующих требованиям энергетической эффективности.

 

Перечень требований широк:

показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям и ряд других.

Кроме того, законом предусмотрены жесткие требования по оборудованию как новых, так и существующих зданий и сооружений приборами учета.

 

4. Ключевую роль в процессе реализации закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» будут играть региональные власти. В их функции в соответствии с законом входит не только реализация в регионе федеральной политики, но и в пределах своей компетенции:

установление требований к программам в области энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах;

координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями и ГУПами субъекта РФ и ряд других мер.

 

5. Региональные программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности будут распространяться на жилищный фонд; коммунальную инфраструктуру; организации с участием государства или муниципального образования, транспортный комплекс, а также стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности.

 

6. Очевидно, что без полноценного государственно-частного партнерства закон не будет реализован.

 

7. Для устойчивой работы системы ГЧП необходимы следующие условия:
квалифицированные кадры в институтах ГЧП, которые смогут оценивать специфические проекты в сфере энергосбережения и повышения эффективности. Закон об энергосбережении предусматривает содействие в осуществлении образовательной деятельности в данной сфере;

источники финансирования проектов. Федеральный бюджет будет дефицитным, большинство региональных бюджетов будут ограничены в средствах;

не обременительная для бизнеса, но эффективная система контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

 

8. Существующие институты ГЧП не полностью удовлетворяют спрос по поддержку проектов по повышению энергоэффективности. При этом закон предусматривает целый ряд областей, перспективных для развития ГЧП:

содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;
содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности и ряд других.

 

9. При этом нельзя делать повышение энергоэффективности обязательным условием поддержки проекта институтом ГЧП - только дополнительным критерием при прочих равных показателях. В противном случае есть риск ухудшения условий работы для компаний, которые уже реализовали программы по повышению энергоэффективности.

10. Система ГЧП в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности может выглядеть следующим образом:

 

11. Проекты крупного бизнеса - привлечение для их финансирования средств Инвестфонда (необходимо прямо зафиксировать, что его средства могут использоваться для финансирования проектов по повышению энергоэффективности) и ВЭБа. В законе упоминается возможность господдержки в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 

12. Инфраструктура - Инвестфонд участвует в финансировании проектов, повышающих энергоэффективность инфраструктуры по сравнению с уже существующей.

 

13. Малый и средний бизнес - начать создание на региональном уровне специализированных институтов поддержки, ориентированных на проекты по повышению энергоэффективности. Участвовать в их финансировании сможет как бизнес, так и государство (федеральный и региональные бюджеты).

В соответствии с законом планируется оказывать поддержку региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такая поддержка будет более эффективна, если будет оказываться с привлечением институтов развития, а не напрямую из бюджета.

ВЭБ сможет предоставить часть средств для программ стимулирования внедрения энергоэффективных технологий и оборудования малым и средним бизнесом в соответствии с уже отработанным алгоритмом участия в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.

14. Республика Татарстан - один из наиболее продвинутых и эффективных российских регионов, как в сфере повышения энергоэффективности, так и использовании механизмов ГЧП. Именно на его площадке можно реализовать пилотные проекты по применению механизмов ГЧП в сфере энергосбережения.

 

http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=234&d_no=7263