• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тезисы выступления Шохина А.Н. на совместном заседании Кабинета Министров республики Татарстан и РСПП

1 декабря 2009

Президент РСПП А.Н.Шохин:Тезисы выступления на совместном заседании Кабинета Министров республики Татарстан и РСПП

 

1. Россия находится в стадии восстановления после глобального кризиса, поэтому думать о направлениях посткризисного развития страны и обеспечении устойчивого экономического роста надо уже сейчас. Стратегический приоритет России:перейти от неэффективной экспортно-сырьевой модели к инновационной экономике, основанной на технологическом развитии.

2. Для реализации этого приоритета необходима комплексная модернизация экономики. Повышение энергоэффективности является одной их составляющих частей процесса модернизации. Потенциал энергосбережения оценивается примерно в 450 млн. тонн условного топлива ежегодно, или порядка 40% общего объема потребляемой энергии. Потенциал энергосбережения - это мощный ресурс, который может быть использован для осуществления модернизации.

3. Экономика Татарстана сбалансирована - активно развиваются и сырьевые и высокотехнологичные сектора. Повышение ресурсо - и энергоэффективности являются важнейшими направлениями деятельности для республики. В Татарстане уже многое сделано для повышения энергоэффективности, и многим регионам есть, чему поучиться. Ориентация не только на «светлое будущее после 2020 года», но и «на сейчас»:активно реализуется программа «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы», ее результаты будут видны уже сейчас.

4. Наша цель сегодня:обсудить, что уже сделано и что планирует сделать государство и бизнес для повышения энергоэффективности, и поделиться успешным опытом реализации энергосберегающего потенциала. Особое внимание необходимо уделить реализации государственных программ энергосбережения на всех уровнях, и нормативно-правовым актам, разрабатываемыми в рамках недавно принятого ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».

5. Предлагаю обсудить действия бизнеса в этом направлении:реализация типовых проектов энергосбережения с высокой степенью тиражирования, механизмы финансирования проектов в области энергосбережения, формирование нового рынка по оказанию услуг энергоаудита и услуг энергетического сервиса.

6. Позиция РСПП:«Энергосбережение станет настоящим приоритетом бизнеса и будет развиваться тогда и только тогда, когда будет создана соответствующая система стимулов». Цель любого бизнеса - получение прибыли, поэтому чтобы заниматься тем или иным проектом, он должен быть экономически привлекательным. Система стимулов - это как раз такая среда, в которой энергосбережение является привлекательной стратегией.

7. ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»содержит недостаточное количество стимулирующих к энергосбережению механизмов - ни для бизнеса, ни для населения.

Требуются значительные инвестиции в основной капитал, срок окупаемости подобных проектов выше, чем у многих альтернатив - в краткосрочном периоде вложение в энергоэффективность оказываются не самой привлекательной инвестицией.

8. Государство, проводящее политику повышения энергоэффективности экономики, должно обеспечить поддержку участия в проектах повышения энергоэффективности как для бизнеса, так и для населения.

9. Два механизма стимулирования энергоэффективности:введение соответствующих налоговых льгот или послаблений, то есть снижение уровня «изъятий», и финансирование государством тех или иных частей проектов, то есть сокращение необходимых затрат на проект - увеличение уровня «вливаний». Отдельной категорией стимулов является установление различных преференций для предприятий и граждан, следующих рекомендациям по повышению энергоэффективности экономики.

10. Создание работающей системы стимулов, приводящей к желаемому эффекту - одна из самых сложных задач в экономике. Далеко не все предприятия и граждане воспринимают подобные меры как стимул к переходу на энергоэффективные технологии, в некоторых случаях введение подобных изменений в налоговое законодательство воспринимается как возможность для построения новых «налоговых схем».

Проект подобной системы должен быть продуманным и не содержать внутренних противоречий. Необходимо вести его разработку в тесном взаимодействии представителей бизнеса и власти. Возможно, эффективным решением будет «пробный запуск»проекта стимулирующей энергосбережение налоговой системы в пределах определенного региона, например, Татарстана.

11. Основными элементами стимулирующей налоговой политики в этой сфере могут стать:

i. Предоставление налоговых кредитов на срок 2-3 года (в отдельных случаях срок предоставления кредитов может пересмотрен в сторону повышения). Подобная мера переносит часть расходов предприятия, реализующего политику энергоэффективности, на более поздний период, фактически дает возможность отсроченного платежа. Преимущество для государства - налоговые выплаты осуществляются в полном объеме.

ii. Предоставление налоговых льгот либо налоговых каникул на срок 2-3 года. Деятельность, осуществляемую с помощью энергоэффективных технологий, можно временно освободить от необходимости уплаты определенных налогов.

Например, предприятию, снизившему показатель потребления электроэнергии на единицу произведенной продукции на определенный процент в можно предоставить «скидку»на уплату налога на прибыль в соответствующем размере на определенный период.

Отмена ряда налоговых выплат при выполнении определенных обязательств предприятием является простым и традиционно применяемым методом. С другой стороны, он более затратный и для государства и обладает меньшим стимулирующим эффектом, так привязан не к полученному результату, а к факту соответствия определенному стандарту.

iii. Предоставление налоговых льгот производителям энергоэффективного технологического и бытового оборудования (например, по налогу на имущество).

iv. Льготные амортизационные схемы, например, применение метода ускоренной амортизации энергоэффективного оборудования.

12. В рамках государственного участия в финансировании энергосберегающих проектов возможными мерами являются.

i. Отмена импортных пошлин на энергоэффективное оборудование, не имеющее производимых аналогов в Российской Федерации. При определении наличия/отсутствия аналогов следует учитывать несколько критериев:не только технические характеристики, но и стоимость, возможность проведения ремонтных работ, срок службы, и.т.д.

ii. Применение института государственно-частного партнерства при реализации проектов, связанных с повышением энергоэффективности.

13. Кроме того, важным направлением реализации политики повышения энергоэффективности является информационная поддержка и пропаганда, особенно среди населения:результат может быть достигнут, только если идеология бережливости станет частью культуры. При этом ее базовый принцип остается тем же, что и в случае бизнеса:«люди не станут заниматься энергосбережением, пока от него не будет осознания вполне ощутимых выгод».

Пример 1:на обратной стороне счета за электроэнергию можно печатать, какая сумма была бы сэкономлена при использовании энергосберегающих устройств.

Пример 2:энергосберегающие лампы содержат опасные элементы (ртуть, и.т.д.), поэтому их нельзя просто выбросить - нужна специальная утилизация. Пока она не будет доступной, вряд ли они действительно станут популярными. Значит, необходимо создавать сопутствующие сервисы.

http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=234&d_no=7262