Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
5
февраля 2010
Президент РСПП А.Н.Шохин выступил в Иркутске на конференции «Развитие конкуренции в регионах Сибирского федерального округа»
В работе конференции принимают участие полномочный представитель Президента РФ в Сибирском Федеральном округе Анатолий Квашнин, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, главы субъектов СФО, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев.
В рамках конференции прошли круглые столы «Торговля нефтепродуктами: перспективы биржевой торговли в СФО», «Конкуренция в розничной торговле: барьеры и логистическая инфраструктура», «Перспективы развития рынка жилищного строительства: потенциал для снижения барьеров развития».
Тезисы выступления
«Развитие конкуренции в регионах Сибирского федерального округа»
Иркутск, 5-6 февраля 2010 г.
Справедливая конкуренция - основа развития рыночной экономики, особенно в непростых посткризисных условиях.
РСПП активно поддержал разработанную Минэкономразвития России в минувшем году Программу развития конкуренции в РФ на 2009-2012 годы, которая утверждена Правительством РФ. Формирование реальной конкурентной среды, согласно программе, должно быть обеспечено, в первую очередь, за счет использования стимулирующих инструментов экономического воздействия, таких как налоговая, таможенно-тарифная политика, государственные закупки, регулирование естественных монополий и др.
Как мы сегодня услышали, практически все регионы заканчивают разработку региональных программ развития конкуренции при активной координирующей роли Минэкономразвития России.
Региональные программы, подготовленные на базе анализа основных барьеров и проблем, а также оценки общего состояния конкурентной среды, должны сформулировать приоритеты развития предпринимательства и последовательность конкретных действий.
В дополнение к тем условиям, которым, по мнению г-жи Министра, должны отвечать региональные программы, хочу добавить следующее.
Первое, на что нужно ориентироваться при подготовке региональных программ - это устранение несоответствия федерального и регионального регулирования. Такое несоответствие приводит к неоправданным ограничениям доступа на региональные рынки, в том числе за счет установления преференций. Нужен разумный баланс, который бы обеспечил не только свободный доступ на рынок для всех участников, но и создавал условия для развития регионального и местного бизнеса.
Второе условие. Региональные программы развития конкуренции, должны содержать четкий алгоритм по созданию нормальной конкурентной среды, в том числе условий для разумного, экономически обоснованного ценообразования. Это важно как для реального сектора, так и для потребительского рынка.
РСПП приветствует готовность Минэконмразвития России, ФАС России к публичному рассмотрению проектов программ в регионах, привлечение бизнес-сообщества, региональных отделений РСПП, экспертов.
Действительно, обсуждение в закрытом режиме не даст нужного результата. Принимая прозвучавшую в адрес бизнес - сообщества критику, скажу: мы в РСПП понимаем необходимость конструктивной позиции, выработки опережающих предложений. Однако, считаю, что обобщение информации о нарушениях прав предпринимателей, о возникающих на практике препятствиях развитию бизнеса - также обязательное условие подготовки государственных решений. Региональные отделения Российского союза подключатся к этой работе. Кстати, намеченная Минэконмразвития России публикация проектов региональных программ и отзывов на них на специальном Интернет - портале, безусловно, будет удобным и современным средством продвижения конкурентной политики.
2. Реализация Программы сопровождается совершенствованием нормативной базы, но, к сожалению, не всегда приоритеты, заявленные в Программе, совпадают с законодательными новациями федеральных органов исполнительной власти. Главными пока остаются меры административного надзора, а не стимулирования.
РСПП признает необходимость поэтапного обновления законодательства и заинтересован в максимальной правовой определенности, устранении правовых пробелов. Мы регулярно проводим встречи с руководством Минэкономразвития России, ФАС России, руководителями отраслевых объединений и отдельных компаний по вопросам совершенствования антимонопольной политики и антимонопольного законодательства.
Ряд законодательных новаций, способствующих созданию равных возможностей для хозяйственной деятельности, РСПП поддержал. К ним относится:
- сужение сферы государственных и муниципальных преференций;
- конкретизация правил недискриминационного доступа на товарные рынки, в том числе в отношении товаров, производимых или реализуемых субъектами естественных монополий;
- существенное повышение пороговых значений активов и оборота компаний, при которых предусмотрено уведомление или получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок и иных действий.
Однако не все соображения бизнеса были приняты во внимание при доработке «второго антимонопольного пакета», и сегодня нужно оценить - какая складывается правоприменительная практика. Надеемся, что объемные поправки, которые готовит ФАС России, смогут внести необходимую ясность в закон.
Например, положения закона «О защите конкуренции» не позволяют провести четкую грань между согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию, и параллельными независимыми действиями на рынке, которые вызваны влиянием общих для всех рыночных факторов. Определение составов правонарушения без всестороннего экономического анализа может привсти к тому, что согласованными признаются действия хозяйствующих субъектов лишь по тем основаниям, что эти субъекты рынка в течение непродолжительно периода времени синхронно увеличили или снизили цены. Мы поддерживаем намерение ФАС дать исчерпывающее определение координации экономической деятельности и согласованным действиям. Недостаточно установить параллельность действий по повышению или снижению цены, нужно доказать обдуманность, преднамеренность таких действий, не обусловленных экономической ситуацией.
Вместе с тем, не вполне понятным представляется предложение ФАС учитывать в качестве критерия при определении монопольно высокой цены товара - уровень падения платежеспособного спроса населения.
Что касается ужесточения ответственности, то участник рынка должен четко понимать, какие его действия являются противоправными, а какие допустимыми. Соответствующие критерии не могут быть расплывчатыми и не должны зависеть от субъективной оценки сотрудника контролирующего органа. В противном случае, участники хозяйственных отношений теряют ориентиры и в повседневной, и в стратегической деятельности.
Есть примеры отраслевых проблем. Например, вступление в силу нового закона «О торговой деятельности в РФ» потребует принятия методик оценки доминирования, в том числе на муниципальных рынках. Возникает вопрос о получении необходимой статистики, а также о затратах на эти цели. На кого будут возложены эти расходы, на бизнес, на население? Так что вопросы сохраняются...
3. Тенденция к концентрации производства и торговли связана, в первую очередь, со стремлением повысить их экономическую эффективность. К сожалению, сегодня в заведомо худшем положении оказываются вертикально интегрированные структуры, нацеленные на решение производственных и инвестиционных задач. Они попадают в сферу антимонопольного регулирования, как будто компании, входящие в одну группу лиц, являются независимыми друг от друга участниками рынка.
Получается, что с ростом концентрации автоматически повышаются риски признания действий компании противоправными.
Снятие необоснованных ограничений для компаний, входящих в одну группу лиц, устранит препятствия на пути повышения эффективности деятельности российских компаний и ликвидирует один из барьеров для углубления переработки в сырьевых отраслях.
Процедура выдачи антимонопольными органами предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже по согласованной с антимонопольным органом стартовой цене, по существу означает ограничение свободы договора и предпринимательской деятельности в целом. А если товар ни разу на бирже не торговался?
Обращаясь к руководству ФАС России, готовящему серьезную корректировку закона, предлагаю продолжить полноценный диалог с бизнесом, а не знакомить нас с уже принятым решением. Четкость антимонопольного закона должна служить стимулом правомерного поведения на рынке и развития эффективной деловой практики.
В РСПП надеются, что наши предложения будут учтены, а совместная работа по гармонизации условий для успешной предпринимательской деятельности в русле федеральной Программы даст реальный положительный эффект, в первую очередь, в российских регионах.
http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=283&d_no=7580