• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Борисов С.Р. принял участие в заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства

С. Борисов: главная проблема - разрозненность мероприятий по поддержке МСП

 

24 февраля президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов принял участие в заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства (далее - Комиссия). Он выступил содокладчиком по первому вопросу повестки дня, посвященному итогам реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2009 году. Напомним, наряду с Министром экономического развития РФ Эльвирой Набиуллиной президент ОПОРЫ РОССИИ является заместителем Председателя Комиссии.

Сергей Борисов отметил наиболее знаковые в сфере малого бизнеса решения за последние полтора  года, а также министерства и ведомства, благодаря работе которых такие решения стали возможными.

Особое внимание в докладе президентом ОПОРЫ было уделено основным  направлениям работы по развитию малого бизнеса на ближайшую перспективу.

Среди важнейших событий в сфере МСП, по словам президента ОПОРЫ, - серьезно модернизированная усилиями Минэкономразвития России программа поддержки малого и среднего предпринимательства. Значимыми также стали изменения в действующий закон о госзакупках (94-ФЗ), подготовленные ФАС совместно с Минэкономразвития и существенно упростившие доступ МСП к госзаказу.

С. Борисов отметил множество позитивных изменений для малого бизнеса со стороны Министерства внутренних дел РФ и лично - министра Р. Нургалиева, напомнил о самом активном взаимодействии с предпринимательским сообществом МЧС России. Отдельное внимание С. Борисов уделил тесному сотрудничеству с Генеральной прокуратурой РФ.

В разряд первоочередных задач на ближайшее время президент Комиссии поставил 10 основных направлений.

В частности, это - ряд главных вопросов, связанных с реализацией 294-ФЗ от 26 декабря 2008г.: необходимость значительного расширения списка видов предпринимательской деятельности с уведомительным порядком начала бизнеса, повышения правовой информированности предпринимателей, а также выяснения причин огромного количества необоснованных запросов на проведение проверок, отклоненных прокуратурой в 2009г. «Что это - некомпетентность сотрудников контрольных структур или прямая заинтересованность в излишнем контрольном мероприятии? Ответить на этот вопрос нам должны субъекты Федерации», - считает президент ОПОРЫ.

Вторым важным направлением работы в 2010г. Сергей Борисов назвал решение вопросов, связанных с обязанностью  предоставления до 1 мая 2010 г. декларации пожарной безопасности, - в связи с необходимостью создания условий для развития независимого рынка оценки пожарных рисков.

В налоговой сфере президент ОПОРЫ выделил актуальность установления для предпринимателей добровольности применения ЕНВД, развития патентной системы; предоставления регионам права снижать ставку по УСН с 6 до 2% и перераспределения налоговых поступлений с федерального уровня на местный по отдельным видам налогов. Особое внимание С. Борисов уделил необходимости отсрочить переход от уплаты ЕСН к страховым взносам во внебюджетные фонды для субъектов МСП.

По-прежнему актуальной, по данным ОПОРЫ РОССИИ, остается проблема реализации на местах 159-ФЗ от 22 июля 2008г. - о т.н. «малой (льготной) приватизации». Первым среди остальных в этой сфере остается вопрос о необходимости пролонгации норм закона, который прекращает действие 1 июля 2010г. С. Борисов подчеркнул необходимость бессрочности действия закона № 159-ФЗ.

Проблемой также остается  нежелание муниципалитетов развивать малый бизнес - и 159-й закон показал это с полной очевидностью, считает С. Борисов.  По-прежнему множество вопросов вызывает практика начисления НДС «поверх» стоимости выкупаемого имущества; массовое завышение на местах рыночной оценки имущества.

Среди насущных вопросов, по словам С. Борисова, - необходимость распространить действие 159-ФЗ на имущество, находящееся в федеральной собственности; исчислять срок аренды помещения (2 года) с даты подачи заявления на выкуп помещения, а не на день вступления Закона в силу.

«Но главное сейчас - провести публичную ревизию уже сформированных перечней муниципального имущества. Перечни создаются не для получения прибыли муниципалитетами от сдачи её в аренду, как это, например, происходит в Москве, когда по адресам перечней располагаются банки, мировые судьи, ДЕЗы, крупные заводы, инженерные или коммунальные службы», - отметил президент ОПОРЫ.

Также С. Борисов напомнил о поручении В. Путина в «имущественном блоке» апрельского Всероссийского форума МСП по проведению инвентаризации федерального имущества для формирования Перечня для аренды субъектами МСП.

В разряде не менее важных для малого и среднего бизнеса на местах, и вопросы  о земельном кадастре; проблемы правоприменения норм о саморегулировании в сфере строительства.

Внимания Правительства РФ требует вопрос об аттестации рабочих мест. «Непонятно, почему для крупных предприятий удельный вес стоимости аттестации рабочего места ниже, чем для маленькой компании?», -  обозначил проблему президент ОПОРЫ, отметив, что это серьезно влияет в том числе на конкурентоспособность малых инновационных компаний.

Отдельное совещание по поводу создания малых инновационных компаний при вузах С. Борисов предложил провести на базе МГТУ им. Баумана в апреле.

Вопросы предпринимателей, по данным ОПОРЫ, также вызывает целый ряд не выполненных до сих пор решений Правительственной комиссии по развитию МСП: отложенный законопроект о внесении изменений в Закон о замене лицензирования страхованием ответственности; решения по сфере строительства промпарков и технопарков; реализация точечных мер поддержки МСП по отраслям и др.

Но самая главная проблема, по мнению докладчика, - разрозненность мероприятий по поддержке МСП: «Мы должны чётко понимать, что и в какой сфере нужно «подтягивать», датировать, изменять условия деятельности, где давать льготы и т.д. Вопрос о выработке единой стратегии развития МСП выходит на первый план».

В связи с этим, считает Сергей Борисов, особую актуальность приобретает стратегический проект  по созданию «Дорожной карты-2020» для малого бизнеса.

Доклад Сергея Борисова 24 февраля 2010г. на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства

 

Доклад Сергея Борисова 24 февраля 2010г.

.

За последние 1,5 года принято много знаковых для малого бизнеса решений.

Оперативная разработка и принятие важнейших законов - во многом заслуга нашей комиссии, а также отдельных министерств и ведомств:

  • Минэкономразвития России модернизирована программа поддержки малого и среднего предпринимательства.
  • ФАС России совместно с Минэкономразвития были подготовлены изменения в действующий закон о госзакупках (94-ФЗ). Закон существенно(!) упростил доступ МСП к госзаказу, есть масса положительных откликов.

Правда, нередко мы слышим от чиновников, что закон - плох. Что нужно вернуть механизм предквалификации, который бизнес считает коррупционным. Этого делать нельзя.

Вокруг электронных торгов тоже предстоит непростая борьба.

  • Министерство внутренних дел. Много позитивных изменений.

Во многих регионах налажен канал обратной связи через общественные советы при МВД с привлечением предпринимательских объединений.

Достигнутый результат - во многом, заслуга лично министра.

  • МЧС России активно привлекало экспертов бизнес-сообщества к участию в разработке проектов федеральных законов и нормативных правовых актов, затрагивающих интересы МСП. При МЧС создана Комиссия по ликвидации излишних административных ограничений.
  • Активно работает Генеральная прокуратура. и я скажу о ней чуть позже.

Но сегодня я хочу поговорить О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ.

Первое. Отмечу новый закон о проверках, который ввел, в том числе, уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов деятельности.

По данным Ространснадзора и Роспотребнадзора с 1.07.09 в уведомительном порядке зарегистрировано около 17 тыс. юрлиц и ИП.

ОПОРА в январе провела в 7 регионах опрос около 200 предприятий, которые воспользовались этой процедурой.

Более 80% опрошенных считают, что использовать уведомительный порядок для начала бизнеса просто. Примерно 85% безо всяких трудностей заполнили уведомления. Почти все опрошенные организации (98%) не столкнулись с проблемами после подачи уведомлений.

Уже добавлено несколько новых видов деятельности, но список нужно расширять.

Также необходимо повышать информированность предпринимателей обо всех законодательных изменениях. Большую роль в этом должен сыграть Федеральный портал малого и среднего предпринимательства, который скоро будет запущен.

Кроме того, благодаря регулярному контролю за исполнением 294-ФЗ со стороны Генеральной прокуратуры РФ огромное количество внеплановых проверок было пресечено, после направления материалов контрольных органов в прокуратуры.

Это хорошо. НО пора понять - откуда такое число необоснованных запросов на проверки? Что это - некомпетентность сотрудников контрольных структур или прямая заинтересованность в излишнем контрольном мероприятии?

Ответить на этот вопрос нам должны субъекты Федерации.

Второе. Обязанность предоставления декларации пожарной безопасности (до 1 мая 2010 г.)

Предприниматели зачастую не могут самостоятельно произвести оценку пожарного риска по утверждённой МЧС методике.

Надо либо знать все требования федеральных законов о техрегламентах и «нормативку» по ПБ, что немыслимо, либо привлекать оценщиков к расчету пожарного риска.

Цена вопроса - от 30 тыс. руб. до 1 млн. руб. в зависимости от региона. Проблема в том, что рынок оценки рисков пожарной безопасности не развит, сейчас оценкой занимаются подведомственные МЧС организации (ВНИИПО1]).

Правда, хочу отметить, что МЧС в регионах проводит бесплатные консультации по заполнению Деклараций. Но необходимо создать условия для развития независимого рынка оценки рисков.

Третье. Налоги

Необходимо: - установить добровольность применения ЕНВД. Давайте двигаться в сторону перевода ЕНВД на Патент; - предоставить регионам право снижать ставку по УСН с 6 до 2% (доходы); - перераспределить налоговые поступления с федерального уровня на местный по отдельным видам налогов.

А также необходимо отсрочить переход от уплаты ЕСН к страховым взносам во внебюджетные фонды для субъектов МСП.

Четвертое. 159-ФЗ

1 июля с.г. заканчивается срок действия 159-ФЗ.

По данным Минэкономразвития в 2009 г. выкупили арендуемые помещения около 6000 субъектов МСП. По нашим оценкам, потенциальных покупателей - около 1 млн.

Но простое продление сроков закона не приведет к существенному прорыву.

159-ФЗ - лакмус, показавший нежелание муниципалитетов развивать малый бизнес: отказы в выкупе под различными предлогами, передача ГУПам (МУПам) арендуемых субъектами МСП помещений, расторжение договоров аренды или включение помещений в Перечни имущества уже после подачи заявки на выкуп и т.п.

Другая проблема - практика начисления НДС «сверху» стоимости выкупаемого имущества. Но субъект РФ или муниципальное образование не являются плательщиками НДС (гл. 21 НК) и удерживать у них НДС нельзя.

Кроме того, в массовом порядке в разы завышается рыночная оценка имущества.

Необходимо: распространить действие 159-ФЗ на имущество, находящееся в федеральной собственности;

Исчислять срок аренды помещения (2 года) с даты подачи заявления на выкуп помещения (т.е. не менее двух лет действия договора аренды на день подачи заявки, а не на день вступления Закона в силу). Комитет по собственности Госдумы подготовил законопроект и ждет его поддержки.

Установить бессрочность действия закона № 159-ФЗ.

Освободить покупателей государственного и муниципального имущества от уплаты НДС. Минэк поддерживает.

Но главное сейчас - провести публичную ревизию уже сформированных перечней муниципального имущества. Перечни создаются не для получения прибыли муниципалитетами от сдачи её в аренду, как это, например, происходит в Москве, когда по адресам перечней располагаются банки, мировые судьи, ДЕЗы, крупные заводы, инженерные или коммунальные службы.

И последнее в имущественном блоке - апрельского Всероссийского форума МСП Минэкономразвития РФ и Роснедвижимости было дано поручено провести инвентаризацию федерального имущества для формирования Перечня для аренды субъектами МСП.

До сих пор Перечень не утвержден.

Пятое. Земельный кадастр

Проблемы есть почти во всех регионах.

Например, в г. Суздаль в 2008 году предприятие платило земельный налог -5 915 рублей, а в 2009 в результате переоценки кадастровой стоимости земель региона земельный налог вырос до 1 006 047 рублей. В 200 раз!

В Вологодской области с 2009 г. кадастровая стоимость земель гаражей и автостоянок подорожала в 109 раз, под учреждениями народного образования - в 250 раз, под оздоровительными и рекреационными объектами - в 1035 раз.

Причина - в Методике кадастровой оценки земель населенных пунктов, утв. Приказом 39 Минэкономразвития.

В ней не установлен «вес» различных факторов (наличие строений, инженерных и транспортных коммуникаций, энерго- и водоснабжения, транспортную доступность, уровень развития социальной инфраструктуры, состояние окружающей среды и пр.), влияющих на кадастровую стоимость земель.

Но от кадастровой стоимости земельного участка зависит и ставка аренды земли.

Правительство РФ своим Постановлением №582 установило основные принципы определения арендной платы госземли. Это - недопущение ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев; а также положение о том, что размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога.

Однако постановление Правительства № 316 и закон о защите конкуренции запрещает ограничение конкуренции предприятий органами власти. В итоге - более чем в половине регионов России идут процессы судебного оспаривания результатов кадастровой оценки.

В настоящее время в 1 чтении принят проект закона «О внесении изменений в закон об оценочной деятельности», где предусмотрено внесудебное разрешение споров. Мы поддерживаем законопроект. Однако в специальной комиссии, которая предусматривается законом, должны быть представители бизнес-сообщества (не менее 50% состава).

Кроме того, необходимо кардинально менять Методику кадастровой оценки (либо разработать Федеральный закон о кадастровой оценке земель).

Шестое. Саморегулирование

315-ФЗ о СРО фактически превратил идею саморегулирования в механизм ограничения конкуренции и допуска к работам только угодных компаний.

Уже в 2009 году по всей России чиновниками стали создаваться СРО. Они установили необоснованно высокие вступительные и членские взносы в СРО, начались постоянные попытки «подмять под себя» максимальное количество предприятий, сделать членство в этих СРО обязательными для всех участников рынка.

Такое «саморегулирование» нам не нужно.

Созданные на базе ОПОРЫ РОССИИ НП строителей «ОПОРА» и архитектурно-проектных предприятий «ОПОРА» трижды пытались получить регистрацию НП в качестве СРО. Регистрирующий орган (Ростехнадзор) дважды отказал по необоснованным причинам. 12 февраля НП малых и средних строительных предприятий «ОПОРА» получило статус СРО. НП архитектурно-проектных предприятий «ОПОРА» пока нет.

Седьмое. Аттестация рабочих мест

Непонятно, почему для крупных предприятий удельный вес стоимости аттестации рабочего места ниже, чем для маленькой компании?

Для того, чтобы пройти аттестацию, например, парикмахерской (10 человек) - требуется от 25 000 руб. и выше. Откуда берутся эти цифры - непонятно. Обоснования - нет.

Нужны прозрачные обоснованные цены на услуги, а для МСП вообще сделать льготный тариф.

Восьмое. Создание малых инновационных компаний при вузах

Уже можно утверждать, что создаваемые при Вузах компании в каком-то смысле ущёрбные. И ВУЗы и компании - инвесторы слишком сильно рискуют - одни интеллектуальной собственностью - другие финансовыми ресурсами.

Мы предлагаем в апреле провести на базе МГТУ им. Баумана отдельное совещание по проблемам применения 217-ФЗ.

Девятое. Не выполнен целый ряд решений Правительственной комиссии по развитию МСП

Отложено на неопределенный срок рассмотрение Думой законопроекта о внесении изменений в Закон о замене лицензирования страхованием ответственности;

Нет позитивных изменений в части строительства промпарков и технопарков;

Откладывается реализация ожидаемых МСП точечных мер поддержки по отраслям - они предусмотрены разработанными ведомственными целевыми программами по развитию МСП - много риторики вместо процессных показателей. Нет бюджета.

И наконец, десятое. Разрозненность мероприятий по поддержке МСП

Мы должны чётко понимать, что и в какой сфере нужно «подтягивать», датировать, изменять условия деятельности, где давать льготы и т.д.

Вопрос о выработке единой стратегии развития МСП выходит на первый план.

В этой связи, мы предлагаем вернуться к обсуждению инициативы ОПОРЫ РОССИИ по созданию «Дорожной карты-2020» для малого бизнеса.