Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РАССМОТРЕЛ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
26 февраля 2010 года Кириллина В.Н., д.ф.н., профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ГУ-ВШЭ, Директор Института коммуникационного менеджмента ГУ-ВШЭ выступила с докладом на очередном заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Ключевым вопросом в повестке дня заседания стал «О кадровом обеспечении малого и среднего предпринимательства в условиях модернизации экономики».
Малый и средний бизнес испытывает дефицит квалифицированных кадров. Главным образом это касается сферы инновационного менеджмента, патентного права, интеллектуальной собственности, информационных технологий. Об этом говорилось на заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации. Проблемы в сфере кадрового обеспечения малого и среднего бизнеса обсудили парламентарии, представители профильных министерств и ведомств, преподаватели высшей школы, ученые и представители бизнес-сообщества.
Доклад Кириллиной В.Н.
на очередном заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации посвященном кадровому обеспечению малого и среднего предпринимательства в условиях модернизации экономики
Уважаемые члены Совета Федерации!
Спасибо за предоставленную возможность выступить перед столь уважаемой аудиторией. Вопросы, которые поднимаются на сегодняшнем заседании, связанные с подготовкой и развитием кадрового потенциала малого и среднего бизнеса свидетельствуют о глубоком понимании того, что образование сегодня является серьезным источником конкурентного преимущества страны и определенным показателем уровня власти.
Нарастающий дефицит в специалистах государственного управления уже сегодня испытывают многие структуры России. В итоге людей с высшим образованием в России много, а настоящих современных специалистов катастрофически не хватает. В этих условиях становится принципиально важным формирование в системе образования новой генерации профессионалов мирового уровня способных реализовать устойчивое и динамичное развитие конкурентоспособности экономики страны и прорывное развитие различных областей практики на основе современных образовательных технологий. Именно это является одной из приоритетных задач Института коммуникационного менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики.
Сегодня формируются иные приоритеты как для Компаний, так и для конкретного Человека. В современных условиях знание, образование специалистов - признанный источник конкурентного преимущества и один из наиболее ценных активов организации. Вопросы управления знаниями в условиях кризиса, создание и сохранение интеллектуального, профессионального, социального и менеджерального капитала компании все более осознаются руководителями различных организаций. Следует сказать, к чести многих компаний малого и среднего бизнеса, они не только продолжают образование своих сотрудников, но и актуализируют всю систему управления направленную на профессиональный рост каждого. Именно это дает компаниям оставаться не только успешными, но и видеть перспективу инновационного развития, основанного на профессиональных достижениях своих сотрудников.
Я думаю, что именно кризис заставит многих осознать и понять, что знания сегодня превращаются в реальную стоимость, как Человека, так и Компании.
Ценность первого высшего образования традиционно понимается и не оспаривается, но для современного специалиста, менеджера, управленца возникает настоятельная потребность в постоянном обучении. Мы наблюдаем, что, несмотря на кризис, востребованность в получении новых знаний не только сохраняется, но и становится необходимым фактором, общепринятой нормой и ценностью. Подтверждением этого является растущий интерес к Программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки, Программам МВА Института коммуникационного менеджмента ГУ-ВШЭ
Данные программы аккумулирует уровень знаний и навыков в области управления интегрированными коммуникациями, которые самостоятельно получить невозможно вследствие интернационализации бизнеса и бизнес-практик, что усложняет деятельность компании. Сегодня невозможно разделить управление компанией на отдельные бизнес-процессы. По мере того как менеджмент все более вовлекается в глобальную систему связей, взаимодействий и отношений возникает необходимость воспользоваться теми главными преимуществами образования, когда результаты практических исследований переводятся в теории и практики управления компанией в новых условиях. Во-вторых, наши программы предоставляет методические возможности для эффективного управления бизнесом и ориентирована на изучение особенностей бизнес-активности. В-третьих, к участию в образовательных программах мы приглашаем тех специалистов-практиков, которые определяют перспективу развития современного бизнеса.
В основе программ ИКМ ГУ-ВШЭ формирование индивидуальной флексибильности (как личностного ресурса жизненной и профессиональной успешности), адаптивности и креативности менеджеров.
Цель образовательных программ сформировать инвариантность, умение находить многовариантные решения в условиях неопределенности. В рамках наших программ формируется новое профессиональное мышление на основе усиления и развития предыдущего опыта работы в бизнесе и менеджменте, приобретаются на продвинутом уровне новые знания об организации, вырабатываются компетенции по их применению в различных деловых ситуациях, способность к управлению, в том числе в условиях кризиса.
Наступает век знаний, и это ощущается во всем. В связи с кризисом мы хотим установить иные правила поведения и существования. Это значит, что ресурсы предыдущего развития исчерпаны. Мы не можем приобретать что-либо бесконечно, это перестает давать ощущение развития. Ритмизация жизни такова, что мы не успеваем остановиться, проанализировать ситуацию, найти более оптимальные варианты ее решения. Кризис «останавливает» и позволяет найти, как организации, так и конкретному человеку иные ресурсы для развития, но это возможно только тогда, когда сформирована способность интегрального, инвариантного, системного мышления.
Любое развитие начинается с философии, с мировоззрения. Все, что нас окружает, не имеет ценностной оценки, ее дают люди. Умение оценить это в объеме, увидеть картину целиком - это задача бизнес-образования.
Кроме того, Программы ИКМ ГУ-ВШЭ - это своеобразная площадка, «тусовка» с существующей системой модераторства, позволяющей аккумулировать профессиональный и жизненный опыт всех участников. Как показывает практика успешных компаний сегодня происходит трансформационный переход, когда основное внимание переключается с индивидуума на группу, что и повышает эффективность организации. Поэтому и в бизнес-образовании невероятно ценным оказывается групповой или как мы говорим социальный подход в обучении.
Сегодня бизнес-образование очень востребовано, и оно будет востребовано, несмотря на любой кризис. Сложилась ситуация, когда высшее образование стало всеобщим, как всеобщее среднее. Те, кто приходят устраиваться на работу, усреднены. Их единственное отличие в том, какой вуз они окончили.
Еще об одной тенденции в бизнес-образовании хотелось бы сказать. Именно в последнее время у топ-менеджеров компании появилась настоятельная потребность в обучении на Программах Executive МВА. Растущий объем и сложность информации не позволяет им быть в курсе всех основных событий и тенденций современного бизнеса. Конкуренция возрастает и менеджерам приходится управлять ресурсами, рассредоточенными территориально, по временным поясам и даже культурам. Более того, необходимость координации требует выхода за официальные рамки организации и распространяется на сложную сеть поставщиков, партнеров по альянсам и потребителям.
В современных быстроменяющихся условиях руководителям организаций по-прежнему необходимо уделять особое внимание развитию индивидуальных знаний, навыков и способностей своих работников, т.е. человеческому капиталу. Другая проблема для руководителей организаций связана с укреплением связей между работниками, развития доверия, взаимопонимания и общих ценностей и моделей поведения, которые объединяют людей и создают условия для эффективного сотрудничества. Именно этим вопросам посвящены наши Программы: Политические и бизнес-коммуникации; Управление организационными изменениями Компании: международные современные практики; Менеджмент маркетинга в фармацевтическом бизнесе, Фармацевтический менеджмент и т.д.
Одним из важнейших направлений деятельности ИКМ являются образовательные программы в области GR - Взаимодействие бизнеса и власти. Мы отлично понимаем, что сегодня развитие бизнеса невозможно без выстраивания диалога между бизнесом и государственными структурами. В частности, мы развиваем такие программы как «Стратегический менеджмент и муниципальное управление». В настоящее время данный проект реализуется для руководителей администрации г.Казани, дающий возможности работникам органов муниципального управления приобретать необходимые навыки и умения работы с бизнес-структурами, осуществлять реализацию социальных проектов, выстраивать современную репутацию и профессиональный имидж современных органов власти. Завершился проект по программе повышения квалификации «Управление инвестиционными коммуникациями» для министерств и ведомств Республики Адыгея.
Мы стремимся к тому, чтобы Институт коммуникационного менеджмента стал не просто источником контента. Нашу миссию мы видим в создании настоящей общности преподавателей, экспертов, объединенных едиными представлениями, ценностями и профессионализмом. Идет постоянный обмен мнениями по совершенствованию учебных курсов и дисциплин, в результате которых создается общий контекст, столь значимый для эффективного распространения знаний.
У нас нет ограниченного состава преподавателей. За время существования Института коммуникационного менеджмента ГУ-ВШЭ мы стремились привлекать преподавателей-экспертов, которые имели бы опыт, как преподавания, так и могли разрабатывать учебные проекты практического применения и вносили свой вклад в нашу общую копилку совершенствования учебных программ. В связи с этим состав преподавателей в ИКМ постоянно расширяется. Кроме основного состава преподавателей на руководство проектами, проведение мастер-классов, бизнес-сессий, тренингов и других интерактивных занятиях мы приглашаем руководителей ведущих и успешных компаний, организаций и структур.
Нашими постоянными партнерами, которые внесли свой профессиональный вклад в повышение качества наших программ и изменили в лучшую сторону наши собственные стандарты являются такие организации как Российский Союз Промышленников и Предпринимателей; Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»; Лаборатория института проблем управления РАН, Национальное Агентство Прямых инвестиций и др.
Бизнес-образование дает нам возможность осуществлять определенный аудит основных реперных или проблемных зон в тех или иных компаниях, так, например, мы сталкиваемся с тем, что главная проблема в ряде компаний - непонимание. Топ-менеджеры уходят вперед, к этому их побуждает жизнь. Остальная команда часто не понимает основу принятых ими решений и указаний. Ряд корпоративных программ ИКМ ГУ-ВШЭ ориентированы на выравнивание такой ситуации. Понимая эти проблемы, ИКМ ГУ-ВШЭ создал Тренинговый Центр, который представляет новое поколение тренингов для руководителей и специалистов с принципиально новым уровнем результативности и качества обучения. В тренинговом центре воплошены три основных принципа эффективного обучения: персональность, системность и практичность. Так, персональный подход к обучению обеспечивается применением технологий трансформационного коучинга и специальными методиками оценки лидерских качеств. Модель управленческих навыков или Ключи персонального мастерства позволяет сделать обучение системным - и в каждом отдельном тренинге, и в рамках длительных программ. Наконец, применение технологии Обучение действием соединяет обучение с решением практических задач организационного развития, а значит, делает его максимально полезным для бизнеса.
Хочу подчеркнуть, что сегодня современной «валютой» становится интеллектуальный капитал, т.е. сумма реальных и потенциальных ресурсов, существующих, доступных и извлекаемых из знаний. Новые тенденции в мире, глобальный кризис выводит интеллектуальный капитал на передний план науки об управлении. Одной из основных тенденций нашего времени можно назвать переход к системе опережающего знания. Вместо земли, рабочей силы и капитала роль основного источника конкурентного преимущества сегодня начинают играть знания, а особое значение приобретает способность создавать новые и распространять существующие знания и применять их к современным ситуациям. Наличие или отсутствие интеллектуального капитала сказывается на освоении передового опыта, на совершенствовании менеджмента. Инвестиции в интеллектуальный капитал, его расширение и повышения роли становится главнейшей задачей российского общества, власти и бизнеса, выполнение которой является одним из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности страны и минимизации рисков, связанных с глобальным кризисом.