Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
10 апреля 2019 года в рамках ежегодной ХХ Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» прошел Круглый стол «Роль бизнеса в реализации Национальных проектов России», модератором которого выступил профессор, заведующий кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, Президент НИУ ВШЭ, Президент РСПП Александр Николаевич Шохин.
В этом году круглый стол, традиционно проводимый кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, был посвящен актуальной теме реализации Национальных проектов России. В своем вступительном слове А.Н. Шохин отметил, что кроме формальных двенадцати Национальных проектов есть еще тринадцатый – комплексный план развития магистральной инфраструктуры; но, конечно, дело не в количестве Нацпроектов, а в том, как будет взаимодействовать власть с бизнесом и гражданским обществом. Без выхода на темпы экономического роста не менее 3% в год трудно будет достигать тех целей, которые прописаны в Национальных проектах. По словам Александра Николаевича, добиться такого рывка в экономическом росте можно через увеличение частных инвестиций в основной капитал и радикальное улучшение делового климата.
Член совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, профессор Л.В. Поляков в своем выступлении обратил внимание на несколько позиций Нацпроекта в области демографии – речь об увеличении длительности здоровой жизни до 67 лет, а также о разработке системы поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения. Эксперт высказал мнение о том, что роль бизнеса может заключаться во включении в решение социально-политической задачи по ликвидации «ощущения потери» граждан, которое возникает у лиц пожилого возраста в результате пенсионной реформы. Предприниматели должны поддерживать граждан в возрасте 55-60 лет и 60-65 лет, соответственно, за счет предоставления им возможности работать на хорошо оплачиваемых рабочих местах.
Ординарный профессор кафедры бизнес-аналитики, профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ Я.М. Уринсон отметил, что темпы прироста российской экономики в XXI веке устойчиво снижаются с 6% в 2001-2005 году до 1,5% в год в 2011-2018 году. Главную причину неблагоприятной экономической динамики, по мнению эксперта, следует искать в характере тех общественно-экономических отношений, которые в этот период сложились у нас в стране. «Если ситуацию в ближайшее время не переломить, то у власти могут возникнуть достаточно серьезные не только экономические, но и политические проблемы», – отметил Яков Моисеевич. Я.М. Уринсон высказал предположение о том, что «сегодня мы стоим перед серьезным выбором – постепенное движение по инерции либо решительная модернизация». Эксперт считает, что инерционный сценарий ведет в тупик, необходима решительная модернизация всей сложившейся социально-политической системы.
Председатель Комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке РСПП, Председатель Правления Национального агентства прямых инвестиций, профессор И.А. Вдовин свое выступление посвятил рассмотрению источников и механизмов финансирования Нацпроектов. Была отличная идея, по словам эксперта, по созданию инфраструктурных фондов, которая, к сожалению, так до конца и не была реализована. Три работающих механизма – это специальные инвестиционные контракты (так называемый проект СПИК 2.0); соглашение о защите капиталовложений (инициатор Минфин); корпоративные программы повышения конкурентоспособности. Игорь Александрович также подробно рассказал о возможном участии бизнеса в реализации комплексного плана модернизации инфраструктуры в России.
Говоря о Нацпроекте «Цифровая экономика», Вице-президент РСПП С.С. Мытенков отметил, что на его реализацию выделено 1,6 трлн рублей, при этом достаточно большая сумма выделена на переподготовку кадров, но слишком мало средств выделено на информационную безопасность. Также эксперт осветил деятельность РСПП в части реализации Нацпроекта «Цифровая экономика», в частности рассказал о законодательных инициативах в этой сфере, снижающих риски при реализации так называемого «пакета Яровой».
Заместитель директора Национального агентства развития квалификаций М.В. Юргелас, продолжая освещение тематики Нацпроекта «Цифровая экономика», свое выступление посвятила вопросам подготовки квалифицированных кадров, цифровым компетенциям. Мария Владимировна сказала, что здесь особо остро встает вопрос оценки коммуникационных компетенций (soft skills) – готовы ли работодатели за это платить. Экспертом было рассмотрено также понятие цифровой грамотности.
Генеральный директор АНО «Центр Изучения Проблем Международных Санкционных Режимов» М.Ф. Баширов в своем выступлении коснулся вопросов цифровизации государственного управления, прямой демократии и аппаратных развилок системы «человек – машина». По словам эксперта, сейчас отмечают два тренда, связанных с цифровизацией – цифровизация предпринимательской среды и цифровизация госуправления. Следующей фазой будет цифровизация управленческих решений и верификация их результатов, что даст огромную экономию затрат и сокращение времени на принятие верных решений.
Директор центра мониторинга законодательства РСПП И.В. Котелевская рассказала о роли регуляторных реформ в реализации Национальных проектов. По словам эксперта, «грусть навевает имитационный характер того, что делается с регуляторной политикой». Как только дело доходит до практических вещей, рядовому гражданину разобраться в этих вопросах достаточно тяжело: например, где заканчиваются требования СанПиНов и начинаются требования технических регламентов. Ирина Васильевна подчеркнула, что сейчас имеет место путаница – в головах, в понятиях, в процессах.
Заместитель исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» по правовым вопросам и экспертизе И.Н. Ефременков отметил, что тема малого и среднего бизнеса впервые попала в формат Нацпроекта после майских указов Президента России. Ранее малый бизнес упоминался лишь в предвыборной статье В.В. Путина. Так, основной показатель результативности данного Нацпроекта заключается в том, если малому бизнесу удастся набрать дополнительно 6 млн сотрудников, так образом, число занятых в малом бизнесе должно составить 25 млн человек, а также малый бизнес должен на 10% увеличить свою долю в ВВП и до 10% иметь долю в экспорте.
Заместитель Председателя Правления АО «Альфа-Банк», президент Ассоциации Менеджеров России, профессор В.Б. Сенин в своем выступлении охарактеризовал роль банков в реализации Национальных проектов. Так, частные банки последние полгода активно предлагают создавать реестр заработной платы. Кроме того, банки активно участвуют в программах кредитования малого и среднего бизнеса и поддерживают жилищное строительство.
В последовавшей дискуссии, инициированной модератором круглого стола А.Н. Шохиным, приняли участие и другие члены кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, сотрудники Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций, члены редакционного совета журнала «Бизнес. Общество. Власть». Так, заместитель заведующего кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, заведующий НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций, директор Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ В.Н. Кириллина отметила, что подготовка профессиональных кадров для бизнеса является важным фактором реализации Национальных проектов, и хотелось бы, чтобы малый и средний бизнес оказывал поддержку в подготовке таких профессионалов.