Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
26 февраля 2020 года в рамках общеуниверситетского факультатива, организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, состоялся мастер-класс Варварина Александра Викторовича, Вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей по правовому регулированию и правоприменению, Заслуженного юриста Российской Федерации. Тема мастер-класса: Корпоративные практики организации взаимодействия с органами власти.
Свой мастер-класс Александр Викторович предпочел провести в формате диалога с аудиторией, ответов на вопросы слушателей факультатива. Оживленную дискуссию вызвал вопрос о «регуляторной гильотине», эффективности данного механизма. Так, компании вынуждены соблюдать избыточное число требований (например, требование мыть бидоны из-под молока только вручную). Нужно избавляться от устаревших и избыточных требований. Несколько лет назад была попытка провести реформу контрольно-надзорной деятельности, но затем пришло понимание, что попытка точечно поправить законодательство обречена на провал. Тогда было принято кардинально решение – ввести «регуляторную гильотину» (с 1 января 2021 года все старые требования будут отменены). По мнению эксперта, перспективы у «регуляторной гильотины» хорошие (за год-полтора разобраться со старыми нормативными актами).
Говоря о механизмах взаимодействия бизнеса и власти в России, Александр Викторович подробно рассмотрел наиболее эффективный, на его взгляд, механизм – оценку регулирующего воздействия (ОРВ). Все новые требования к бизнесу подвергаются процедуре ОРВ – то есть экспертизе проектов нормативно-правовых актов на предмет ограничений. Задача в выявлении положений, которые затрудняют ведение хозяйственной деятельности; таким образом, при помощи ОРВ удается блокировать вредные нормы для бизнеса.
Александр Викторович также отметил такой механизм как оценка фактического воздействия (ОФВ) – это способ посмотреть, насколько действующие нормы негативны для бизнеса. По мнению эксперта, ОФВ еще не доказала свою эффективность.
Помимо ОРВ есть и другие механизмы влияния, однако они не столь эффективны, в частности, эксперт рассказал об антикоррупционной экспертизе и о мониторинге правоприменительной практики.
Отвечая на вопрос о законе о лоббизме, Александр Викторович отметил, что подобный закон в России принимать не нужно, иначе это приведет к коррупции, то есть получится обратный эффект. По сути, закон о лоббизме призван регулировать коммерческую деятельность.