• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кредит доверия – Шохин А.Н.

Шохин А.Н. в прямом эфире «Эхо Москвы»в передаче «Кредит доверия».

 

А. ДУРНОВО:В Москве 16.35. Меня зовут Алексей Дурново. Ирина Воробьева меня покинул, зато ко мне присоединился Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей.


А. ШОХИН:Добрый день.


А. ДУРНОВО:Здравствуйте, Александр Николаевич. Давно мы с вами не виделись. Начнем с МВФ, который в новом своем прогнозе ухудшил прогноз падения ВВП в России на один процентный пункт, то есть до 7,5%. Что это значит?


А. ШОХИН:Я думаю, во-первых, для российского правительства это не так плохо, потому что официальный прогноз российского правительства на этот год минус 8 с «хвостиком». И недавно российское правительство повысило свой оптимизм. Довело прогноз где-то до 7,5 и сравнялось с МВФ. Такого уже давно не было на протяжении года. Наши прогнозы расходились. И поэтому я думаю, что действительно более точный прогноз МВФ и более точный прогноз российского правительства и Минэкономразвития основаны на результатах девяти месяцев. Мы прекрасно понимаем, что каким бы благоприятным не оказался конец этого года, первая половина года утянет нас далеко вниз. Она была по показателям ВВП более 10% со знаком минус и поэтому, чтобы выйти на 7,5 надо показывать более умеренные темпы падения. А лучше даже положительный помесячный показатель. Я думаю, мы ориентируемся на положительные помесячные показатели, но год к году выползает вот эта цифра, на первый взгляд страшная минус 7,5%. Но если иметь ввиду, что все прогнозы и официальные правительственные и независимых институтов, таких как инвестиционные банки МВФ дают нам на следующий год от 2 до 4 процентов со знаком плюс, и все сходятся на том, что к 1912 году Россия преодолеет последствия спада 2008-2009 годов, то, наверное, это не самый худший вариант прогноза. Хуже то, что соседи наши или многие как бы партнеры и конкуренты одновременно, они показывают лучшие результаты. Китай, который только что отметил свое 60-летие, демонстрирует темпы более 8% со знаком плюс. Индия более 6% со знаком плюс. И, кстати, этого никто не ожидал от китайцев и индусов. И именно поэтому прогнозы роста мировой экономики корректируются в сторону повышения, как раз за счет, прежде всего, этих стран. Плюс есть надежда на начало восстановления экономики в США. Германия и Франция показывают неплохие подвижки в положительную сторону. Может, за ними подтянутся и другие страны ЕС. Может быть, кроме Великобритании. Поэтому в целом по миру МВФ несколько улучшает прогноз. Но, кстати сказать, нельзя сказать, что он ухудшился по России. Имею в виду, что мы гораздо пессимистичнее оценивали исход этого года.


А. ДУРНОВО:То есть он просто стал точнее?


А. ШОХИН:У нас постоянно прогнозы корректируются. Если даже вспомнить, как наше Министерство экономического развития на протяжении года корректировало прогнозы, то где-то раз в два месяца, как минимум, назывались новые цифры. И у нас такой скользящий был прогноз, элемент непредсказуемости очень высок. И сейчас правительству, наверное, важнее при оценках 2010 года исходить из консервативного варианта прогноза, нежели из оптимистического. Оптимистический, как я уже говорил, дает до 4% роста. Но если сейчас, исходя из этих цифр, исходя из цены на нефть выше 70 долларов, будет строиться бюджет, есть опасность того, что все деньги мы, весь этот прирост направим на увеличение расходов. Государственных расходов. Не социальных расходов. Тогда дефицит бюджета у нас не будет снижаться. Поэтому правительство, видимо, как бы исходит из того, что все, что на нас свалится в виде высокой цены на нефть или более высокого экономического роста, нежели прогнозируется, все пойдет на сокращение дефицита бюджета, который впервые у нас за многие появляется сейчас в плановом порядке. И его величина такая серьезная проблема для нашей финансово-бюджетной системы, 7,5% это, конечно, серьезная цифра.


А. ДУРНОВО:А что ждет нас в году 2010? Там будет рост или роста не будет ВВП?


А. ШОХИН:Я думаю, что будет. Потому что худший вариант прогноза, самый пессимистический давал нам рост где-то более 1%. 1%, как многие говорили, что это что-то в пределах статистической ошибки. И поэтому этот вариант по праву многие считали пессимистическим. Но сейчас уже от 2 до 4 плюс, как я уже говорил. И я думаю, что основания для такого оптимизма, безусловно, есть. Точную цифру можно только угадать, предсказать ее нельзя. Наша экономика зависит от цены на нефть, к сожалению. И даже наши рядовые граждане, не обученные в разных университетах и бизнес-школах, они прекрасно понимают, что цена на нефть, от нее курс, от курса цены и так далее и так далее. И никто не устраивает сложных схем. Все внимательно следят за тем, перевалит нефть за 70 долларов, не опустится ли ниже 65-ти, а может, поднимется до 75. Исходя из этого, строят и свои собственные даже планы.


А. ДУРНОВО:А как вам кажется, что сыграло свою роль в том, что Россия на данном этапе кризис преодолела? Такая была удачная антикризисная программа или это именно нефть сыграла свою роль?


А. ШОХИН:Вы знаете, я бы не стал так уверенно заявлять о том, что Россия преодолела кризис. Мы сейчас находимся в нижней точке, «идем по дну». Но «дно»тоже может быть неровным, можно и оступиться, там можно и на камушек взобраться. И вынырнуть пи поплавать немного, насколько сил хватит. На самом деле ситуация достаточно неустойчивая. И неустойчивость ее опять-таки связана с нашей зависимостью от экспорта сырья, металлов, и других сырьевых ресурсов. То есть, зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых рынков очень велика. И поэтому, безусловно, мы должны молиться темпу восстановления мировой экономики, поскольку мы превратили многие страны в свой технологический придаток. Так патриотичнее звучит.


А. ДУРНОВО:Я думаю, да.


А. ШОХИН:То, безусловно, нам важно восстановление экономики в США, в Европе, устойчивый спрос со стороны Китая. И важно опять-таки, воспользоваться тем «окошком»возможностей». Которое, кстати, уменьшается, закрывается «окошко», уже в форточку превращается... Для модернизации и диверсификации экономики. Мы все уже сошлись и бизнесмены, и официальные чиновники, и эксперты и так далее на там, что кризис, действительно, должен побудить российскую экономику, если не к рывку, то к модернизационной схеме развития. И если нам, действительно, до устойчивого восстановления осталось несколько месяцев до следующего года, и плюсы устойчивые пойдут, то как бы опять не махнуть на все рукой. Как бы опять не уповать на нефтяные, газовые доходы, на доходы от экспорта других металлов, других сырьевых товаров, металлов в том числе. В связи с тем что, другие экономики начнут предъявлять устойчивый спрос, очень важно, во-первых, внутренний спрос устойчивый сформировать. Китай ведь сохранил высокие темпы роста, потому что его антикризисная программа ориентировалась на масштабные не только вливания в экономику, но на такие схемы, которые стимулировали внутренний спрос. Вот позавчера Владимир Путин на инвестиционной конференции ВТБ Капитал, сказал о том, что повышение пенсий это серьезное увеличение спроса внутреннего. Это, действительно, так. Повысив пенсии, пенсионеры вряд ли их будут складывать в кубышку. Они вынуждены и в условиях инфляции достаточно высокой, и не очень высоких пенсий, потратить их на продукты питания, одежду и другие товары первой необходимости. И спрос будет, как минимум, поддержан этой группой населения. Вряд ли он увеличится, но то, что он не снизится, это факт. Но этого мало, безусловно. И, к сожалению, мы не использовали такой фактор стимулирования внутреннего спроса, который теперь китайцы задействовали. Это государственные инвестиции и инфраструктурные крупномасштабные проекты, реализуемые, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Это скоростные железные дороги, это хайвэи и так далее. Многие страны, не только Китай, пошли по этому пути. И эти проекты стимулируют спрос на цемент, на металл. Они абсорбируют высвобождающуюся рабочую силу, и так далее.


А. ДУРНОВО:А почему мы этого не сделали?


А. ШОХИН:Мы пошли по пути предоставления прямой государственной поддержки тем или иным предприятиям, защиты банковской системы. И надо иметь ввиду, что наши резервные фонды не бездонные. И таже поддержка банковской системы в следующие году потребует серьезных вливаний. До 300 миллиардов рублей на капитализацию банковской системы. Было принято решение, в принципе, разумное не допустить коллапса банковской системы. Банковская система забирает большую часть ликвидности, которая могла бы быть направлена на стимулирование внутреннего спроса. Но поскольку заемщики ненадежными остаются, спрос на из продукцию не установился, заложить им под предоставление кредитов нечего, или эти залоги обесценились за время кризиса, то банки, естественно, занимаясь управлением рисками и соблюдая нормативы ЦБ, либо вынуждены повышать процентные ставки по этим кредитам, либо многократно увеличивать залоги и так далее. В итоге, кредитование в реальный сектор не идет, либо идет почти на дефолтных условиях. Если заемщик у которого нет еще пока перспектив увеличения спроса со стороны своих традиционных партнеров, нет новых заказов и так далее, занимает под 25-30%, то значит, период погашения кредита может оказаться, что платить-то и нечем. И ситуация дефолта заведомо запланирована. Отсрочка банкротства. И вот в этой ситуации, безусловно, важны не только технологии поддержки банковского сектора, но и универсальных схемы поддержки реального сектора экономики. А это все-таки не ручное распределение господдержки. Это мораторий на повышение налогов, это недопущение ужесточения административного давления на бизнес. В том числе налоговое администрирование. К сожалению, мы пока этого не видим. С одной стороны помощь, очередь все-таки есть за господдержкой. Кто-то госгарантии получил. Банки тоже сейчас будут не в форме ликвидности получать помощь, а в форме обмена своих акций на облигации федерального займа. То есть как бы более такие жесткие, скажем, схемы. Мене привлекательные для тех же банков будут реализовываться. Не факт, что воспользуются банки этими более жесткими схемами. Но мы видим также, что налоги повышаются. ЫВ частности, вместо ЕСН уже даже с 2010 года без формального повышения ставок социальных страховых платежей в Пенсионный фонд, в фонд Медстрахования, Соцстраха была отменена регрессия, так называемая. И в итоге, эффективная ставка ЕСН, которая была чуть больше 20%, сейчас является единой 26%. Это некоторое повышение, особенно для компаний, которые платили достаточно высокую заработную плату. Это и отрасли, которые остаются «хребтом»российской экономики. Энергетика, металлургия и так далее. Это и существенное давление на те отрасли инновационные, которые, в основном, с зарплатой имеют дело. Это производители софта и ай-ти компании и так далее. А с 2011 года и просто ставки эти увеличиваются с 26% до 34%. И кроме того, вместо одной налоговой службы, которая администрировала ЕСН, появятся, как минимум, еще две. пенсионный фонд и фонд Соцстраха, которые сейчас еще не имеют тех же полномочий, которые у Налоговой службы, но их выхлопочут у законодателя. Потому что они же должны будут бороться недоимками по этим платежам. Чтобы бороться с ними, надо проверки устраивать. И не только камеральные, но и выездные. Нужно начислять налоги, нужно штрафовать, нужно привлекать к ответственности, и передавать дела в Прокуратуру. В итоге, административное давление на каждую компанию утроится. Потому что вместо одного налогового спектра придет трое. И каждого надо обслужить...


А. ДУРНОВО:Будут брать количеством.


А. ШОХИН:Поэтому, мне кажется, что очень важно... Кстати, недавно я участвовал в одном мероприятии, которое проводила Федерация работодателей Франции, и министр экономики, промышленности и финансов и занятости... Такое длинное министерство. И Кристиана Лагард подчеркнула, что хорошие результаты Франции по выходу из кризиса продемонстрированы, в основном, за счет активной, агрессивной даже поддержки малого и среднего бизнеса. И эта поддержка даже не финансовая была, а снятие административных барьеров, упрощение всех процедур выхода на рынок, новых предприятий, самозанятости и так далее. И за счет этого они не допустили и роста безработицы и сохранили деловую активность на достаточно высоком уровне. Вот такие универсальные схемы, налоговые схемы, поддержка малого и среднего бизнеса и так далее, они у нас заявлены. Другое дело, что их удельный вес недостаточно высок, по сравнению с ручными формами управления в рамках антикризисной программы. И по этой причине, а также по той причине, что нам все таки надо дождаться, когда другие экономики восстановятся, чтобы за счет внешнего спроса улучшить свои показатели, мы за счет двух групп факторов выйдем из кризиса чуть позже.


А. ДУРНОВО:С их помощью, да?


А. ШОХИН:С их помощью, соседи, друзья помогут. Но очень важно не упустить время. Потому что у нас много конкурентов. Например, есть страны, у которых схожие структуры экономики, но которые меньше пострадали от кризиса. Канада, Австралия, Южная Африка. Сырьевые экономики.


А. ДУРНОВО:То есть они могут воспользоваться этой помощью других стран вместо нас?


А. ШОХИН:Да. Нам главное не потерять свои ниши на рынке, потому что никто не будет ждать, когда мы вернемся на свои рынки. Толкотня очень большая. И очень важно, чтобы государство вместе с бизнесом имело это в виду. Что надо не только свои ниши восстановить на мировых рынках, но по возможности и кое что и захватить. И, кстати сказать, вот схемы по продвижению экспансии, если угодно, российского капитала за рубеж, они должны преследовать, прежде всего, эту цель. Не думаю, что тут у нас много возможностей, но какие-то возможности, безусловно, есть.


А. ДУРНОВО:Говоря о нашей антикризисной программе, которая была, насколько она была эффективна?


А. ШОХИН:Во-первых, «вскрытие»покажет. Еще не все меры антикризисной программы завершены. Они и в следующий год уходят, в меньших объемах. Но я бы так сказал, что даже тот факт, что мы некоторые инструменты и механизмы антикризисного управления пересматривали в течение года, показывают, что не всегда мы сходу применяли самые лучшие решения. В частности, в начале года приняли решение госгарантии давать в рамках поддержки системообразующих предприятий. Потом выяснилось, что та форма госгарантий, субсидиарная ответственность государства по обязательствам соответствующего предприятия, она не работает. Потому что субсидиарно, это значит, что сначала кредитор должен обанкротить предприятие-заемщик. И только в этом случае, если не хватит средств для выплаты денег банку- кредитору, государство как бы вступает на свои 50%. Изменили эту схему. И, Слава Богу. И вот таких корректировок было достаточно много. И поэтому наша программа не такая уж плохая, честно скажем. Но далека от совершенства.


А. ДУРНОВО:Огромное спасибо.

 

http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/623749-echo/