Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
26 января 2022 года в рамках общеуниверситетского факультатива, организованного кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, состоялся мастер-класс к.полит.н., профессора, заведующего базовой кафедрой Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) департамента социологии факультета социальных наук, Генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), главного редактора журнала «Мониторинг. Социальные и экономические перемены» Федорова Валерия Валерьевича. Тема мастер-класса: Инвестиционный рейтинг АСИ как инструмент изучения взаимодействия между властью и бизнесом в России.
В первой части своего выступления Валерий Валерьевич рассказал слушателям факультатива о всемирном исследовательском инструменте Doing Business – проекте Всемирного Банка, который был закрыт несколько месяцев назад. На протяжении двух десятилетий данный рейтинг помогал бизнесменам определять наиболее перспективные регионы для их будущих инвестиций, в то же время это был некий навигатор для национальных правительств, способный сигнализировать о возможных проблемах в той или иной области. По словам эксперта, Россия включилась в эту гонку, была поставлена задача войти в первую 20-ку рейтинга Doing Business. Данный проект послужил стимулом для создания собственного внутрироссийского продукта – Инвестирейтинга – где сравнение ведется не стран со странами, а регионов с регионами. Целью создания данного рейтинга в 2014 году было оценить результаты усилий органов власти в регионе по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Инициаторами выступили Агентство стратегических инициатив, РСПП, Опора России, ТПП и Деловая Россия. Результаты данного рейтинга публичны, они освещаются ежегодно в рамках ПМЭФ.
Валерий Валерьевич подробно рассказал слушателям факультатива об особенностях составления Инвестрейтинга, о том, что отражает занимание субъектом положение в рейтинге, о взаимосвязи между результатами Инвестрейтинга и инвестициями на душу населения. Кроме того, данный проект выявляет ключевые проблемы бизнеса, коими являются кадры и давление на него со стороны органов власти. Рейтинг дает информацию о том, как меняется ситуация в чувствительных для бизнеса сферах, подчеркнул эксперт.
Экспертом была подробно представлена методология Инвестрейтинга. В телефонном опросе участвуют около 50 тысяч предпринимателей из 85 регионов РФ, а также по 21 эксперту от каждого региона. Валерий Валерьевич на примере конкретного региона (Камчатский край) рассмотрел основные блоки Инвестрейтинга, такие как регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. На основе данных за 2019 год по Камчатскому краю Валерий Валерьевич продемонстрировал представления бизнесменов о том, насколько выгодно или невыгодно вести свой бизнес в данном регионе Российской Федерации.
В заключительной части мероприятия принял участие приглашенный гость – Муссель Максим Константинович, Управляющий партнер компании IFORS, член экспертного совета Инвестрейтинга АСИ. Максим Константинович коротко рассказал слушателям факультатива о работе экспертного совета Инвестрейтинга. Далее эксперты ответили на вопросы слушателей факультатива, в частности, о корреляции между монополизацией рынка и местом в инвестиционном рейтинге, о корреляции между частотой сменяемости губернатора и местом в рейтинге. Было подчеркнуто, что рейтинг ориентирован в первую очередь на представителей малого бизнеса, что исключает из критериев оценки уровень ESG и другие индикаторы для крупных компаний.