Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес:
109028 Москва,
Покровский бульвар, дом 11, D401
Телефон:
8 495 628 17 84
8 495 531 00 00 доб 28802
Email: GR@hse.ru
«Тема взаимодействия бизнеса и власти – тема вечная. Это вектор коммуникаций, который направлен из корпорации на власть, на общество, на внешний мир. Обучение в этой сфере предполагает понимание возможностей совершенствования процессов и механизмов принятия управленческих решений как в органах государственной власти, так и в бизнесе».
Александр Шохин
21 февраля 2024 года в онлайн-формате состоялся мастер-класс Статс-секретаря - вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей по правовому регулированию и правоприменению, Заслуженного юриста Российской Федерации Варварина Александра Викторовича.
Тема мастер-класса: «Корпоративные практики организации взаимодействия с органами власти».
Модератор мастер-класса: Заместитель заведующего кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, профессор Кириллина Валентина Николаевна.
А.В.Варварин начал мастер-класс с вопроса о том, нужен ли в России закон о лоббизме. В нашей стране традиционно отношения бизнеса и власти выстраиваются на уровне крупных уважаемых компаний или бизнес-объединений. Эксперт отметил, что в настоящий момент запрос от органов власти на реакцию бизнеса тоже достаточно серьезен, создан ряд механизмов и площадок, которые дают возможность взаимодействовать совершенно легально. Более того, бизнес-объединения позволяют балансировать позицию внутри отраслей и различных сегментов бизнеса, в то время как развитие рынка профессиональных лоббистских услуг несет в себе ряд негативных последствий, в частности, угрозу коррупции. По мнению Александра Викторовича, в ближайшее время в России не встанет вопрос о принятии закона о лоббизме.
Большим шагом вперед А.В.Варварин считает принятие в России ФЗ «Об обязательных требованиях», который является основой для взаимодействия GR-специалистов с властью и отстаивания интересов своих компаний. Этим законом была четко урегулирована процедура «регуляторной гильотины», запущенная ранее, и предусмотрена раз в 6 лет обязательная экспертиза на предмет актуализации нормативных актов. А.В.Варварин ознакомил слушателей с процедурой оценки регулирующего воздействия (ОРВ), целью которой является выявление нормативных актов, содержащих необоснованные, завышенные требования к бизнесу. Принять участие в ОРВ может любой гражданин РФ. Эксперт также уделил внимание механизму трансформации делового климата.
А.В.Варварин подчеркнул, что настоящий профессионал в области GR знает, к кому апеллировать, как и когда доносить свою позицию, чтобы иметь возможность повлиять на содержание разрабатываемых проектов нормативных правовых актов. Александр Викторович выделил следующие стадии нормотворческого процесса: план законопроектной деятельности; рассмотрение проекта нормативного акта в Правительстве, затем в Правовом управлении Президента РФ; этап, когда проект направлен для заключения в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Комиссия Правительства по законопроектной деятельности. Проекты Федеральных законов в обязательном порядке рассматриваются Правительством РФ. Определенные процедуры существуют для рассмотрения проектов нормативных актов в Государственной Думе и Совете Федерации. Финальная стадия – подписание закона Президентом РФ.
А.В.Варварин пришел к заключению, что в сфере системного лоббизма происходит много позитивного. По его мнению, нужно повышать прозрачность законотворческой работы в Государственной Думе, выстраивать эффективный диалог с бизнесом на этой стадии, развивать антикоррупционную экспертизу и мониторинг правоприменительной практики.
А.В.Варварин считает, что для бизнеса очень полезно вступать в бизнес-объединения для защиты своих интересов, участия в выработке консолидированной позиции бизнеса и влияния на формирование точки зрения власти. Кроме того, есть источники информации, которые доступны только бизнес-объединениям.
В заключение А.В.Варварин ответил на многочисленные вопросы слушателей факультатива кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти.