Группа изучения когнитивного контроля, коммуникации и восприятия
Малышевская Анастасия Сергеевна
Аспирант, младший научный сотрудник
Алексеева Мария Алексеевна
Аспирант, младший научный сотрудник
![](/mirror/f/src/global/i/head1.png)
Терехина Лилия
Аспирант
![](/mirror/f/src/global/i/head1.png)
Гаврилова Елена
Аспирант
![](/mirror/f/src/global/i/head1.png)
Широкова Полина
Аспирант
![](/mirror/f/src/global/i/head1.png)
Нелюбина Мария
Магистр
![](/mirror/f/src/global/i/head1.png)
Карлюкова Алина
Магистр
Одной из центральных тем когнитивной науки является вопрос о роли общих систем (например, внимания и памяти) в приобретении, хранении, и активации абстрактных и конкретных ментальных репрезентаций. С одной стороны, этот вопрос относится к взаимодействию между отдельными репрезентациями и соответствующими им доменами как таковому. С другой стороны, он касается роли механизмов контроля за этими взаимодействиями. На решение этих двух задач и нацелены наши исследования. Разрабатываемые нами экспериментальные парадигмы составлены таким образом, чтобы выявить роль общих (например, внимания) и частных (например, восприятия) систем в формировании абстрактных и конкретных знаний. Мы используем различные теоретические подходы и методы исследований с целью изучения когнитивных процессов, лежащих в основе речевой коммуникации, а также ее нейроанатомического субстрата. Таким образом, в своих исследованиях мы уделяем особое внимание анализу функционального взаимодействия между частными и общими когнитивными системами, а также изучению общих нейрональных сетей, поддерживающих в эти процессы.
Основные направления работы группы
Взаимодействие языка и сознания при формировании предложения
В рамках этого направления проводятся исследования природы взаимодействий языка и сознания и хронометрические характеристики этого взаимодействия; особое внимание уделяется синтаксису и механизмам внимания. Используемые методы исследования включают прайминг, анализ движениий глаз при выполнении задач на порождение речи в системе «визуальный мир» и хронометраж времени реакции.
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЙРОНАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ПОНИМАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ЭЭГ, МЭГ)
В ходе выполнения работ по этой теме исследуется вопрос о том, какие типы и этапы обработки лингвистической информации в мозге происходят автоматически, а какие находятся под активным контролем со стороны системы внимания. Мы пытаемся выяснить временные масштабы различных линвистических процессов (например, лексических, семантических и синтаксических), а также понять, происходят ли они параллельно, последовательно или каскадным образом.
СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТАМИ И МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ
Главной задачей этого направления является анализ поведенческих и когнитивных структур связанных с тем, как мы манипулируем объектами окружающего мира. Ментальные структуры, отвечающие за репрезентацию способов взаимодействия с манипулируемыми объектами имеют многомерную природу, включающую лингвистические, сенсорные и моторные компоненты. В первую очередь нас интересует характер взаимодействия между активациями соответствующих репрезентаций в рабочей памяти и активациями, возникающими при непосредственном восприятии манипулируемых объектов. Особый интерес представляет вопрос взаимодействия между репрезентациями манипулируемых объектов и репрезентациями, в принципе принадлежащими другим доменам знания (например, величина, размер, и т.д.). Для всестороннего исследования данных феноменов используются прайминг, запись движений глаз, замер времени моторной реакции, задачи на восприятие и порождение речи.
МУЛЬТИМОДАЛЬНАЯ НЕЙРОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЯЗЫКОВОГО НАУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЭГ, МЭГ , МРТ И ТМС
Целью этого направления является разработка всесторонней теоретической модели механизмов освоения языка. Для этого нами проводятся исследования нейрональных сетей, участвующих в запоминании новых словоформ, их значения и способа их использования в сложных контекстах а также изучается роль механизмов внимания в процессе обучения языку.
РЕЧЕВЫЕ НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ
Это направление нацелено на разработку объективных неинвазивных методов оценки когнитивных функций (например, внимания, лексико-семантический памяти), а также оптимальных протоколов для неинвазивного картирования нейрональной активности, связанной с восприятием и продукцией речи как в норме, так и в патологии (например, при афазии). Мы применяем методы, удобные для использования в клинике и минимизирующие дискомфорт для пациентов, в частности МЭГ, а также фМРТ и ТМС.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯЗЫКЕ, ВЕЛИЧИНЕ И ЧИСЛЕ
Направление изучения и картирования взаимоотношнией между концептами величины и числа и предметно-ориентированными системами (например,сенсорными или сенсомоторными). В исследованиях данного подхода используется комбинация ай-трекинга, прайминга, измерения времени реакции, задач на продукцию и понимание речи, а также разнообразные методы нейровизуализации.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.