• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мария Алипова, психолог ЦПК НИУ ВШЭ, об экзистенциальном анализе

Маша, расскажи, пожалуйста, о тех теоретических моментах, на которые опирается экзистенциальный анализ и, может быть, про основателя метода.

Вообще, экзистенциальная терапия - это такая большая ветка в психотерапии и сейчас про все, наверное, не будем.

Я принадлежу к третьей венской школе психотерапии, основателем которой является Виктор Франкл. И его метод называется логотерапия, терапия смыслом. А я учусь у его ученика - Альфрида Лэнгле. Он придумал термин "экзистенциальный анализ", и это подход, в котором я училась и работаю.

Лэнгле многое взял от Франкла. Во-первых, модель психики, в которой есть как бы три измерения: физиологическое, психическое и духовное, или ноэтическое.

Во-вторых, основные способности личности - такие как, например, самодистанцирование и самотрансценденция, это значит, что мы можем дистанцироваться от своих психических процессов и "привносить" себя в мир. Сама теория Лэнгле основывается на концепции четырех фундаментальных мотиваций. Если говорить в общем, четыре фундаментальные мотивации - это четыре уровня человеческой жизни.

Первый уровень - уровень доверия, самый базовый, второй - чувствования, переживания, отношений, третий - это уровень самоценности, аутентичности, и четвертый - осмысленности нашей жизни - какой смысл и будущее есть у того, что я делаю. Мы можем называть свою жизнь экзистенциально исполненной, если на всех четырех уровнях нашей жизни все в общем неплохо. И собственно диагностика, если говорить о психотерапевтической практике, строится следующим образом: когда мы встречаемся с клиентом, мы смотрим на каких уровнях у него есть какие-то "дефициты", и в соответствии с этим можем предположить, чем ему можно помочь.

 

А расскажи, как проходит сеанс психотерапии, чего ожидать человеку - упражнения-вопросы-домашние задания?

Поскольку считается, что экзистенциальная психотерапия работает с личностью, с глубокими жизненными вопросами и проблемами, то я в меньшей степени представляю это как беседу, наполненную какими-то практиками и упражнениями. Но тем не менее, те или иные техники, упражнения в экзистенциальном анализе есть. Во многом, чего ожидать клиенту от встречи, зависит от личности самого психотерапевта. Если психотерапевт предпочитает работать с упражнениями и давать домашние задания, то это возможно. Я видела терапевтов, которые и без этого работают. На что похожа эта беседа - на разговор о вашей жизни, что в этой жизни происходит, и о том, почему для вас это важно. То есть много проясняющих вопросов относительно того, насколько сам человек понимает то, что происходит, почему так происходит, какие у него есть идеи на счет того, как можно свою жизнь улучшить. Как и что он переживает, какое у него есть отношение к тому, что он переживает. Получается такой объемный взгляд на конкретную тему, с которой мы работаем.

 

А предполагается ли исследование прошлого, детства, причин возникновения проблемы или акцент больше на решение сейчас?

Это зависит от запроса конечно, с чем клиент приходит. Если он хочет получить решение, то мы работаем над решением, если он хочет разобраться, например, с тенденцией, которую он в себе заметил, то мы пытаемся разобраться с этой тенденцией, с ее происхождением или причинами. Но это же похоже на то, как в моем понимании разделяется то, что называется психологическое консультирование, и психотерапия. Это мой субъективный взгляд. Кажется, что  психологическое консультирование в большей степени акцентировано на решение «проблемы», на техники, на объяснения, нормализацию - ну действительно это такой консультативный формат, ты задаешь вопрос - я даю тебе некоторый ответ. Понятно, что такого быть не может, чтобы клиент пришел и спросил: «Что мне делать?», а ему отвечу, что ему делать. И так не сделает ни один психотерапевт. Но если говорить в общем, в консультировании больше ответов.

А процесс психотерапии - это взгляд на то, какие тенденции есть у человека, в поведении, мышлении, чувствовании, насколько они ему подходят. И это в большей степени касается не какой-то конкретной ситуации, которая требует решения, а формирования способности хорошо жить в отношениях с собой и своими особенностями. 

 

То есть экзистенциальный анализ может быть как краткосрочным, так и долгосрочным? 

Да, безусловно, если человеку интересно избавиться от панической атаки, то мы будем смотреть на эту паническую атаку. Если человек в общем хочет работать со своей тревожностью, хочет понять откуда она взялась, и как можно с ней жить, то понятно, что это совершенно другой уровень, и, соответственно, другая продолжительность встреч.

 

А есть ли какие-то проблемы, с которыми экзистенциальный анализ зарекомендовал себя как наиболее эффективный метод?

Честно говоря, это трудный вопрос. Мне бы, возможно, хотелось сейчас щегольнуть и сказать - вот у нас много исследований, и мы лучше всего работаем с депрессией... Но мне кажется, что экзистенциальный анализ - это метод, который может работать с любой проблемой. Однако, для того, чтобы эта работа была эффективной, есть важный момент. Существуют психотерапевтические направления, в которых метод работает сам по себе, потому что это метод и у него есть очень четкие границы. В экзистенциальном анализе метод будет работать, но он будет работать эффективнее тогда, когда вы нашли хороший контакт с психотерапевтом. Потому что здесь личность психотерапевта и метод неотъемлемы друг от друга. То есть, если вы в вашем психотерапевте встретили человека, с которым вам комфортно, вероятно, что эффективность будет высокой, даже если вы будете работать с какими-то темами, которые плохо исследованы на данный момент.

 

А как происходят изменения в процессе психотерапии, за счет чего?

Тут все индивидуально. Могу сказать на своем клиентском опыте, что в целом появляется или повышается ощущение, что ты свою жизнь проживаешь как свою. Все меньше становится ощущение того, что с тобой что-то случается. Есть ощущение, что вещи со мной не случаются, это я их делаю. И вот у Юнга есть одна из моих любимых цитат по поводу того, что неосознаваемые психические процессы приобретают характер и наименование судьбы. И если человек не понимает, что с ним происходит, ему кажется, что такова его судьба. Я не знаю, это специфический эффект экзистенциального анализа, или это то, что в принципе с тобой психотерапия делает (скорее, второе), но ты лучше понимаешь, что с тобой происходит, как ты влияешь на события своей жизни, ты как бы больше со своей жизнью соединяешься. Она становится ясной, и ты сам для себя становишься значительно яснее. При этом совершенно необязательно, что на уровне поведения что-то кардинально переменится, если в этом нет необходимости. Изменения отражаются больше в переживании, конечно. 

 

А ты сказала о том, что очень важна личность терапевта. А что про клиента, какая личность у него должна быть, всем ли подходит экзистенциальный анализ?

Сейчас скажу страшное. Поскольку экзистенциальная психотерапия разделяет некоторые идеи экзистенциальной философии, что логично, то мы в своей практике стараемся также использовать какие-то философские конструкты, которые можно было бы применить. Одним из таких конструктов является так называемый феноменологический метод. Если очень упрощенно, то, когда ко мне приходит клиент, я стараюсь смотреть на него так, как будто я не видела ни других клиентов, ни вообще никаких других людей до этого. Наиболее полно воспринимать то, какое впечатление он на меня оказывает. И в этом плане, какой бы клиент ни пришел, я буду смотреть на него таким образом, на его переживания, или на темы, которые он приносит, буду стараться взять весь свой прошлый опыт, отодвинуть его на заднюю полку и пытаться воспринять то, что прямо сейчас происходит. То, что он прямо сейчас мне дает, что он прямо сейчас со мной делает всем своим существом. Тем, что он рассказывает, что он думает, что он чувствует, тем как он выглядит. И в этом плане, какой клиент ни придет, это всегда будет про это. Поэтому сказать, что есть какой-то типичный клиент, который приходит к экзистенциальному аналитику, нельзя. Все клиенты очень разные, и все они достойны нашей заботы, любви, внимания.

 

Бывает, человек ищет специалиста по какой-то конкретной проблеме, ну там, специалист по профориентации, по разводам...есть ли в экзистенциальном анализе специализация по проблемам?

Да, специализация есть, и это зависит от личности терапевта. Сам терапевт определяет, какая ему специализация ближе. Кто-то приходит в метод уже будучи направленным на что-то, хочет, например, работать с детьми, или совмещать с арт-терапией. Понятно, что есть какие-то люди, которым лучше даются вопросы отношений, есть кто-то, кому лучше дается терапия пар, кто лучше работает с подростками. Эта специализация, на мой взгляд, зависит от уровня самопознания самого терапевта, что он оценивает как свою сильную сторону. Кому-то лучше дается сопровождение клиентов с тяжелыми психическими заболеваниями, такое тоже может быть.

 

А метод работает и с тяжелыми психическими заболеваниями?

Только на сопровождении. Процедура психотерапии нет, но сопровождение возможно. Под тяжелыми психиатрическими диагнозами мы подразумеваем психоз или что-то подобное. Потому что с депрессией, безусловно, работает метод. С пищевыми расстройствами - да. Но если человек у нас в остром психозе, конечно, мы не будем ему задавать какие-то экзистенциальные вопросы, это логично. 

 

А бывает групповая работа в экзистенциальном анализе?

Да, бывают группы. Но насколько я понимаю, в России на данный момент именно психотерапевтических экзистенциальных групп, которые существовали бы годами с состоявшимся составом участников нет, во всяком случае я про это ничего не знаю. Предполагаю, что они есть в Австрии. То, что есть у нас сейчас, как правило, называется группами самопознания. Это такой процесс, который легче фасилитировать, у него меньшая продолжительность, туда могут время от времени добавляться какие-то участники. То есть это просто другой уровень вовлеченности. 

 

А можешь порекомендовать какую-то книжку, фильм, где можно примерно понять про метод?

Ну если к истокам, не к экзистенциальному анализу, а к тому, как Виктор Франкл начал свое путешествие, есть книга, которая называется "Сказать жизни да. Психолог в концлагере."  Во время Второй мировой войны Виктор Франкл провел несколько лет в Освенциме. Он потерял там всю свою семью, и через этот страшный опыт он пришел к экзистенциальной картине того, что нас спасает перед самыми серьезными жизненными поражениями, такими как утрата, потеря веры и так далее. Это мне кажется одна из самых значимых книг, не только про психотерапию, вообще.

А про Лэнгле, у него есть много изданий. Есть две самые первые книжки, которые начали издаваться в России - "Жизнь, наполненная смыслом" и "Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности". Они обе написаны простым языком, тоненькие, маленькие. Хотя, "Person" - это скорее для тех, кто прямо в психологии, она предполагает то, что вы можете понять, что такое теория личности, то есть скорее для студентов психологических факультетов. А "Жизнь, наполненная смыслом" - в ней есть как раз разведение между логотерапией и экзистенциальным анализом. А еще про Лэнгле можно смотреть видео. У него есть одна лекция, которая мне очень нравится, и я ее всем всегда рекомендую, она называется "Любовь - попытка экзистенциального анализа". Она очень трогательная, там его сразу видно как человека, его ход мыслей, видно, как он к людям относится, как работает. Это просто лекция, рассуждение. И такая тема, которая мне кажется, касается каждого, ее можно просто посмотреть и получить удовольствие. 

 

Может быть, пару слов почему ты выбрала этот метод

Ой, это так странно. Когда я его выбирала, мне кажется, я еще была не на том уровне осознанности, чтобы его прямо выбрать. Просто это было давно. Относительно моего возраста давно, это 10 лет назад. Мне очень понравился Альфрид Лэнгле. Так получилось, что я писала курсовую работу, где каким-то образом оказалось, что я рассматриваю два направления психотерапии: одно было связано с включением каких-то эзотерических практик, второе - очень человеческое, без мистификаций, и это оказался экзистенциальный анализ. И почему-то меня эта тема очень завлекла. Я прочитала пару книжек, сходила на лекцию. Потом меня пригласили на магистерскую программу, ну и как-то все сложилось. И в какой-то момент было очень яркое переживание, что я на своем месте. И сейчас, когда я прихожу на встречи с Альфридом, чувствую, что да, я на своем месте. Ну то есть иногда хочется туда что-то добавить, посмотреть, что еще есть в этом прекрасном психотерапевтическом мире, но в общем и целом это тот метод, та концепция и тот взгляд на человека, который мне подходит, и очень мне соответствует.

 

Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.