Индикаторы психологического неблагополучия
Важно выявлять проблемные психологические состояния как можно раньше. Если у студента появился всего один из перечисленных ниже факторов дистресса, это еще не означает, что с ним что-то не так. У каждого из нас может быть просто «плохой день». Но чем больше признаков вы замечаете, тем опаснее становится ситуация.
Учеба и успеваемость
- Частые пропуски семинаров, лекций, зачетов, экзаменов.
- Снижение качества или количества выполняемых студентом работ, изменение активности студента на семинарах, резкое снижение успеваемости.
- Основная тема в эссе, сочинениях и других творческих работах студента — смерть, суицид, жестокое насилие, социальная изоляция, отчаяние.
- Раздутая или неадекватная реакция на оценки и критику, признаки перфекционизма (студент доволен результатом, только если получил наивысший балл и не может смириться с ситуацией более низких оценок).
Поведение и эмоциональное состояние
- Резкие изменения жизненной ситуации студента: проблемы в семье, смерть близкого человека, расставания, крушение планов на будущее и др.
- Состояние раздраженности и вспышки враждебности, крики или агрессивные комментарии.
- Изменения в поведении студента: более замкнут или более оживлен, чем обычно.
- Проявление чувств безнадежности или никчемности, слезливое состояние, плач, выражение серьезной тревоги.
- Игнорирование обращений сотрудников университета.
- Неспособность усидеть на месте, повышенное потоотделение, тремор.
Физическое состояние
- Ухудшение личной гигиены, неопрятный внешний вид.
- Чрезмерная усталость и истощение, студент неоднократно засыпает на занятиях.
- Заметные изменения в весе, жалобы на снижение/повышение аппетита, ухудшение сна.
- Порезы, ушибы, ожоги или иные (само)повреждения, заметные на теле.
- Частые заболевания.
- Непонятная речь: слишком быстрая, невнятная, путанная.
- Сложно установить со студентом зрительный контакт.
- Сильные запахи, замутненные глаза, расширенные зрачки.
Признаки высокого риска для жизни студента
- Письменные (в том числе в социальных сетях) или устные заявления о намерении покончить жизнь самоубийством, студент уже имеет план, как это сделать, имеет средства для этого (лекарства, оружие и т.д.)
- Выражение безнадежности, безысходности, депрессии, изоляции
- Заявления студента о том, что он «собирается исчезнуть на долгое время», прощается, раздает свои вещи, употребляет такие фразы как «больше я не буду вас беспокоить», «скоро все будет кончено» и т.п.
- Невозможность четко сформулировать свои мысли (искаженная, невнятная, несвязанная речь), состояние алкогольного или наркотического опьянения
Признаки высокого риска для психического здоровья студента
- Деструктивные формы поведения: враждебность, физическая или вербальная агрессия, направленная на себя/других людей/животных/имущество
- Потеря контакта с реальностью: студент видит и слышит то, чего на самом деле не существует, его убеждения или действия в значительной степени расходятся с реальностью
- Поведение студента кажется угрожающим и опасным, Вам страшно вступать с ним в контакт
Что делать?
- Если вы в контакте со студентом и можете с ним поговорить, попробуйте прояснить ситуацию. В случае подтверждения ваших подозрений по поводу психологического неблагополучия, расскажите студенту о возможности получения помощи в ЦПК.
- Если вы не в контакте со студентом, позвоните в ЦПК, сообщите нам о своих беспокойствах, обратите внимание одногруппников и куратора курса на произошедшие со студентом изменения.
- Если вы заметили, что учащийся проявляет признаки высокого риска для жизни и психического здоровья, пожалуйста, оставайтесь рядом с ним или попросите это сделать кого-то из студентов. Вы можете сразу позвонить в скорую помощь 112 или связаться с нами для прояснения ситуации.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.