Из Вышки в adidas
Татьяна Федяева, специалист по бренд-коммуникациям
выпускница факультета психологии, бакалавриат (2015)
Первое, что вспоминается о Вышке, — сложно. Новые планки, до которых все время приходится тянуться, задачи и испытания на прочность. Несмотря на постоянные преодоления, у нас на курсе была очень дружная команда, а в Вышке это важно. От одногруппников всегда чувствовалась поддержка — моральная и буквальная, что привело в дальнейшем к умению работать в команде. То есть каждый стал team player, что очень важно при работе над проектами. Еще запомнился личный опыт преподавателей, которым они делились с учениками. Чувствовалось, что они мотивировали нас, были заинтересованы в наших успехах и знаниях.
Когда тебе 19 лет, ты не понимаешь, зачем тебе сидеть и писать всю ночь какое-то эссе, но преподаватели старались всегда дать понять, что мы можем из этой работы извлечь.
В Вышке кипит студенческая жизнь, огромное количество активностей, а самое крутое то, что ты можешь стать не только участником, но и организатором этих активностей. К примеру, мы сами организовывали какие-то мероприятия на факультете, вкладывая в них кучу сил и души.
Что привила мне Вышка? В первую очередь — усидчивость. Это позволяет качественно работать. Активность — потому что сидеть и молчать на парах было нельзя. Смелость в выражении мнения. Умение помогать друг другу и сближаться, что сильно помогает выстроить отношения с коллегами и вести переговоры, да даже просто кого-то успокоить и поддержать. Психфак научил меня избегать негатива на встречах с недовольными клиентами, выслушивать, убеждать и анализировать проблему.
Вышка — это огромная часть моей жизни, которую я всегда буду вспоминать только с улыбкой.
Ксения Галкина, старший менеджер по управлению персоналом
выпускница программы «Финансовый менеджмент», бакалавриат (2009), магистратура (2011)
После Вышки я сразу пошла работать в инвестиционный банк «Ренессанс Капитал». В день интервью я защищала диплом и пришла на собеседование, даже не изучив сайт компании.
Заряд от успешной защиты диплома был такой, что я вдохновила рекрутера, и меня взяли. В компании я выросла от стажера до HR-бизнес-партнера.
Компания была мне близка с точки зрения динамики: банк обладал подвижной организационной структурой, управляющим директором по работе с персоналом была британка, и она выстраивала процессы, внедряя международные HR-практики. Нужно было постоянно перестраиваться и выходить за границы своей зоны ответственности. В этом смысле Вышка хорошо подготавливает и закаляет: здесь ты постоянно меняешься, знания проверяются, нужно быть супермобильным и работать в команде.
В прошлом году я поняла, что развитие в рамках банка ограничено с точки зрения моей дальнейшей карьеры, и начала искать новую сферу. В итоге я перешла в adidas в отдел по работе с персоналом.
Исходя из своего личного опыта и опыта работы с кандидатами, я очень позитивно отношусь к диплому Вышки, знаю — это знак качества.
В банке я часто собеседовала ребят из МИЭФ и могу сказать, что у них есть прекрасные качества: любознательность и структурированность мышления. Вышка эти качества воспитывает, в частности, через преподавателей, которые не просто впихивают знания, но прививают практическую логику и гибкое мышление.
Я сама очень упорный и увлеченный человек, не боюсь кросс-функциональных задач, которые неизбежны в большой компании. Это очень помогает в карьере.
Вообще, вовлеченный подход — это отличительная черта международных компаний, где сотрудники болеют за результаты всей команды и всегда ясно видят цель.
Как начать успешную карьеру? Первое: сесть и написать, что я могу, чего я хочу (о чем мечтаю), что действительно нужно миру и за что платят на рынке. Для успеха важно понимать свои приоритеты и внутреннее «хочу».
Моя карьера — мое дело. С точки зрения сотрудника, надо понимать, какие проекты ты можешь вести, какие задачи хотел бы взять, и открыто говорить об этом со своим руководителем.
Отдел по работе с персоналом создает среду, инфраструктуру, в которой сотруднику комфортно развиваться, и поддерживает сотрудника и его руководителя в данном вопросе.
Самир Юнусбаев, менеджер отдела аналитики бизнес-процессов
выпускник факультета бизнес-информатики, бакалавриат (2014)
Многие студенты начинают работать еще в университете. Я начал работать на первом курсе в Бизнес-инкубаторе Вышки. На третьем курсе я через Центр развития карьеры нашел стажировку в компании adidas, в отделе IT. Прошел два собеседования и тест и начал заниматься там установкой программного обеспечения для розничных магазинов.
Из IT я перешел в отдел маркетинга. В Вышке я ходил на факультативы, лекции представителей крупных компаний, участвовал в кейс-чемпионатах, тогда и понял: мне ближе менеджмент и маркетинг. Поэтому через три месяца с помощью коллег из отдела кадров я перешел в отдел маркетинга.
Теперь я часто вспоминаю первые два курса — это такие фундаментальные знания, связанные с математикой, экономикой, статистикой, которые применимы в любой сфере и дают бонусы в том числе в маркетинге. Но главный плюс Вышки — это социальный капитал, контакты, факультативные предметы, которые дали мне наибольшее количество полезной информации для работы.
На собеседовании в первую очередь смотрят на опыт работы, а если его нет — на образование. У HR-сотрудников есть шорт-лист вузов, из которых компании стараются набирать людей. Вышка всегда на первом месте, а если тебя пригласили на интервью — это уже полдела.
Честно, в Вышке очень сложно учиться, особенно первые два года, на любом факультете. Я был не очень прилежным студентом, один предмет даже пересдавал семь раз. Наверное, люди, которые прошли эту «мясорубку» в начале учебы, лучше приспособлены к жизни в крупной компании.
Максим Спасский, директор по закупкам для дисконтного канала,
выпускник факультета государственного и муниципального управления, специалитет (2009)
В adidas я оценил модульную систему Вышки и интенсивный контроль знаний, благодаря которым многозадачность и подготовка к частым встречам в компании дается мне легко. Я всегда знаю, что подготовлен к ним, и это дает уверенность, необходимую при обсуждении. Еще это помогает сводить и структурировать информацию в том объеме, который возникает в больших международных компаниях. Работать приходилось много и там и тут: нельзя расслабиться ни в чем, если хочешь добиться успеха.
Для меня самый полезный навык из тех, что приобрел в Вышке, — умение презентовать, объяснять свою точку зрения и вообще общаться с людьми. Это важно, потому что в любом проекте тебе нужно донести идею до коллег и топ-менеджмента и доказать, что она имеет право на существование.
Из профессиональных навыков чаще всего я использую классическую экономическую теорию, особенно в продажах, которые нужно прогнозировать, взвешивая различные факторы, чтобы выдать максимально точный результат.
Многих в работе пугает ответственность. Хороший совет для любого студента: стоит пойти на стажировку в крупную компанию, начать работать, пока вы еще учитесь. Нырнув в профессию, можно многому научиться и понять, как большой и структурированный бизнес должен работать в реальности.
Также это дает ценный опыт и хороший старт для будущего движения вперед и трудоустройства после окончания учебы.
Рашит Измайлов, рекрутер в HR-департаменте,
выпускник факультета психологии, бакалавриат (2008), программа «Психология бизнеса», магистратура (2012)
За время работы в рекрутинге я обнаружил, что психология имеет много граней, причем именно как академическая дисциплина. Она дает начало разным профессиональным направлениям и применима в HR, маркетинге, в коммерческой сфере. Факультет дал мне некую зрелость, я лучше узнал окружающую среду, людей и определил для себя цели.
Когда ты сталкиваешься с оценкой персонала, ты возвращаешься к теоретическим конструктам, которые преподавались нам рядом крутых учителей на факультете. Могу точно сказать, что многие наши преподаватели известны в бизнес-кругах как успешные практики. Например, Алексей Улановский, он также является сотрудником HR-консалтинговой компании Ward Howell и проводит коуч-программы.
Безусловный плюс Вышки — это излюбленная болонская система с возможностью дополнительно добирать знания через факультативные курсы. Когда я поступил в магистратуру, было много полезных курсов, в том числе оценка персонала с эффективнейшим изучением методик assessment-центров. Для меня это был ценный опыт, который я использую в профессиональной среде.
Павел Лобинский, ведущий бизнес-аналитик,
выпускник факультета логистики, бакалавриат (2012), магистратура (2016)
Еще школьником я заинтересовался логистикой и искал вузы, которые бы преподавали эту специальность наиболее углубленно, и выбрал ВШЭ. Специальность достаточно узкая, и на факультете в первую очередь тебе дают общее понимание того, как функционирует бизнес вообще. Введение — это важно, ведь в 18 лет, впервые столкнувшись с какими-то вещами из взрослого мира, можно испугаться и ограничить свою любознательность в учебе.
Вышка помогает понять основы и собственные траектории развития. И когда это происходит, ты можешь понять, как горы теоретического материала могут принести тебе реальную пользу. Я, например, понял, что пора начинать работать еще в бакалавриате. И начал, хотя это зачастую трудно именно в психологическом плане, но я был активным студентом, был в Студсовете факультета, много общался с людьми и прокачивал разные социальные навыки — а в Вышке для этого есть все условия.
В adidas я пришел, когда писал диплом, и это было очень полезно, потому что в моем случае суть дипломной работы состояла в поиске практического решения и оценке его влияния на компанию. Это со стороны теории. А на рабочем месте я радовался тому, как мои университетские знания находят реальное применение.
Я бы посоветовал студентам не пугаться сложностей в начале учебы. Да, это всегда трудно. Но вся картинка нужности знаний складывается в самом конце, когда ты уже понимаешь, какие предметы и как между собой связаны, почему именно они должны определить твою карьеру. Нужно помнить о мотивации и не снижать обороты.