• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ольга Ивановна Антонова побывала в госятх у НУГ "Демографический анализ смертности"

14 февраля к нам на семинар приходила Ольга Ивановна Антонова, руководитель Управления статистики населения и здравоохранения Росстата (читать полный текст новости)

14 февраля к нам на семинар приходила Ольга Ивановна Антонова, руководитель Управления статистики населения и здравоохранения Росстата. Ольга Ивановна рассказала собравшимся о том, как происходит кодирование причин смерти и как первичные данные попадают в разработку Росстату. Рассказала она и о проблемах, с которыми сталкивается Российская статистика в последние годы. С 1997 года проставление кода МКБ в случае смерти ведется лечащими учерждениями, органы статистики больше не получают копий медицинских свидетельств о смерти. Это затрудняет получение необходимых сведений об умерших по возрасту и причинам смерти, а также приводит к невозможности верификации полученных сведений на основе проверки первичных документов.

Также Ольга Ивановна обозначила следующие проблемы, которые сегодня имеют место быть при определении причины смерти и ее дальнейшей статистической разработке: - низкое качество диагностики (что зачастую связано с недостатком времени или материалов у судебно-медицинских экспертов); - низкое качество заполнения свидетельств о смерти; - уменьшение числа проводимых вскрытий, которое наблюдается в последние годы; - ненадлежащее отношение некоторых мед.работников (врачей и патологоанатомов к своим обязанностям); - намерение искажение свидетельств о смерти (такое часто происходит по просьбе родственников, которые не хотят, чтобы в свидетельстве о смерти стояла "неблаговидная" причина - например, самоубийство или причина, связанная со злоупотреблением  алкоголем). 

Интересно было услышать мнение Ольги Ивановны о том, что одним из факторов ненадлежащей диагностики причин смерти является плохая адаптированность МКБ-10 к российским реалиям. Ольга Ивановна считает, что те группы причин, которые выделены в МКБ-10, больше подходят для европейских стран и их структуре смертности. Тогда как российская структура смертности существенно отличается от той, что наблюдается сегодня в развитых странах. И поэтому некоторые коды требуют дополнительного разбиения (в частности, коды связаные с алкогольной смертностью).

Более подробно Ольга Ивановна остановилась на интересующей участников НУГ практике кодирования внешниех причин смерти. Кодирование внешних причин смерти часто сопряжено с большими сложностями, т.к. в случае насильственной смерти, определение причины смерти требует не только медицинской, но и криминалистической диагностики. На семинаре мы подробно обсудили, как происходит уточнение причины смерти в срок после трех дней (срок, когда по закону должно быть выдано свидетельство о смерти). Каким образом эта информация поступает (и поступает ли она вообще) в органы статистики. 

Стоит отметить, что помимо работы в Росстате, Ольга Ивановна активно занимается и научной деятельностью. И сфера ее научных интересов более чем созвучна интересам нашей научно-учебной группы: в 2007 году Ольга Ивановна защитила диссертацию на тему "Региональные особенности смертности населения России от внешних причин". Возможно именно это обусловило плодотворность встречи и оживленный диалог, который состоялся после доклада. 

Порадовал нас и тот факт, что Ольга Ивановна, перечисляя последние актуальные работы на заданную тему, назвала и публикацию Валерия Юмагузина, участника НУГ "Демографический анализ смертности". 

В свою очередь хотим еще раз поблагодарить Ольгу Ивановну за этот визит и сказать, что для всех участников НУГ он был крайне полезным, интересным и информативным.