• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как из девочек делают «Леди Совершенство»

Девочки должны соответствовать стандартам успеха, считает общество — и предъявляет к ним повышенные, а зачастую трудновыполнимые требования.

Как из девочек делают «Леди Совершенство»

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Ольга Исупова, социолог, старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ.
 

Девочки из хорошей семьи, по мнению общества, должны соответствовать архетипу российской «Леди Совершенство» — сказочной Василисы Премудрой, то есть быть всесторонне успешными. От них ожидают образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры и незаурядной силы духа.

В душевной стойкости девочки нуждаются особо: им приходится выдерживать давление с разных сторон. Общество, школа и семья навязывают девочкам свои стандарты успеха, включают их в жесткую гонку за достижениями. Конечно, это может быть совсем не та «успешность», о которой мечтают сами девочки. Да и то светлое будущее, во имя которого их заставляют делать сверх-усилия, тоже туманно. Тем не менее, повышенных требований общество не снимает — гонка за достижениями продолжается, отметила Ольга Исупова в докладе «Взросление девочки в атмосфере «интенсивного материнства»: ученицы «лучших» школ больших городов». Доклад основан на качественном исследовании в ряде городов России*.

Перед всеми в ответе

Совершенства от девочек требуют школы, родители и общество в целом.

Школы одержимы высокими местами в рейтингах. Девочки должны активно участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах и пр. «Жизненно важно быть успешным хоть в чем-то (спорт, музыка, балет и т. д.), принося школе тем самым дополнительные баллы», — комментирует исследователь. «Пятерки на каждый день» — «рутинные» учебные достижения — тоже никто не отменял.

Матери выстраивают для дочерей «путь к успеху». Дорога «к звездам» лежит через «тернии»: упреки, наказания, обиды и пр. Девочек критикуют за оценки, внешний вид, времяпрепровождение и пр.

Общество в целом муссирует темы гламурной красоты, профессиональных достижений, успехов в личной жизни. Предполагается, что «ни один из этих элементов нельзя отбросить». Или, вернее, «можно, если не боишься быть «другой»», поясняет эксперт.

По сути, школа, семья и общество в отношении девочек исходят из максимы: «Если успех, то обязательно во всем». Почти по формуле из популярной советской комедии «Кавказская пленница»: «Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица».

Невроз перфекционизма, или Шубка с маминого плеча

Ольга Исупова исследовала, как семья и школа воспитывают девочек.

Матери принимают решения за дочерей, поскольку считается, что «потом для многих «тропинок успеха» будет поздно», говорит исследователь.

Респондентка вспоминает: «Было давление в выборе профессии, жизненном пути, профиле деятельности, так, что позиция мамы всегда правильная». «У родителей давно уже есть планы о том, где я буду жить, за кого выйду, какой будет свадьба», — говорит другая участница опроса.

Такое давление со стороны матери может разрушить привязанность дочери. «Моя мама справилась с ролью воспитателя-надзирателя, — говорит одна из опрошенных. — Научить нас хорошим манерам, привить нам стремление все сделать как можно лучше, донести до нас всю важность обучения — это все у нее получилось. А вот мама в роли друга провалилась. Нет доверительных отношений. Устала от всей этой строгости, рамок, запретов».

В этой ситуации несчастны и дочь, и мать. Вторая постоянно тревожится о «правильном» поведении. Ситуация осложняется тем, что «мамы тоже перегружены» рабочими и домашними делами. «Такая перегретая ситуация ухудшает отношения в семье», — подчеркивает исследователь.

Матери в свое время тоже испытывали прессинг со стороны общества. Собственно, он и не прекращается (см. Почему женщинам трудно совмещать карьеру и семью). Но фобия отсутствия успеха у дочерей порой оказывается сильнее сочувствия. «Мало кто верит в счастье без успешного встраивания в общество», — поясняет Ольга Исупова. В то же время, надо учесть, что многие материнские решения «обусловлены собственным жизненным опытом и могут быть никак не связаны с возможностями в реальной жизни».

Василиса Премудрая в менуэте с Ильей Муромцем

В массовом сознании за девочками и мальчиками закреплены гендерные свойства. Традиционно считается, что с девочками родителям проще, чем с мальчиками, поскольку:

  • они более послушны;
  • для них важно одобрение окружающих, а значит, ради этого надо стараться;
  • девочки чаще хорошо учатся и более трудолюбивы;
  • они чаще понимают родителей.

Показательно, что респондентки оправдывали давление семьи. «Родители хотят, чтобы у их детей было все самое лучшее, поэтому они так зациклены на образовании, — говорит участница опроса. — Хотят, чтобы мы встали на ноги и смогли сами о себе позаботиться, если вдруг с ними что-то случится».

Однако на фоне такого послушания и примерного поведения им отводится гораздо «меньше пространства свободы, чем мальчикам», отмечает эксперт.

С популярным сетевым мемом «Ты же мать!» (#тыжемать!) соседствует мем «Это же девочка!» (#этожедевочка!). Эти устойчивые формулы отражают пристрастное отношение общества к женщинам разных возрастов. В быту оно изливается в упреках и советах (нередко усердствуют старшие родственники, мужья, бабушки во дворе, сетевые френды, политики). На работе и в школе женщин тоже часто оценивают. «Доброхоты» убеждены, что та или иная женщина недостаточно соответствует роли матери, работницы, «просто красавицы». 

Привыкнув к постоянному оцениванию, матери тоже завышают свои требования к дочерям. «Внешне маму не устраивает во мне очень многое: мой стиль одежды, солдафонская походка и обувь, пацанские манеры, — говорит респондентка. — [Она] все время рассказывает, что в молодости никогда не выходила без красиво уложенной прически, легкого макияжа и при этом была круглой отличницей и лучшей на курсе».

В массовом сознании считается, что девочки должны обладать качествами «супервумен» — Василисы Премудрой. Прекрасно должно быть все: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Мальчикам «позволяют» другое амплуа — Ильи Муромца. Былинный герой поначалу пассивен, но возможности у него богатырские, рано или поздно они проснутся. Так что на мальчика можно и не наседать.

Сопротивление вкупе с оправданием

Возникает вопрос: как девочки переносят родительский прессинг? «Протест был, выражался в скандалах и отказе что-либо делать», — рассказывает девушка. В то же время, сопротивляться трудно, потому что родители  воздействуют на болевые точки: либо успех, либо ничего. Мнение самого ребенка при этом нередко игнорируется. «Успех — получить уважаемую и хорошо оплачиваемую работу, потерпеть ради успеха... — приводит логику родителей респондентка. — Никогда не было важно, что я хочу. Интересные курсы — дорогостоящие, поездки — на свои деньги, когда вырасту».

В итоге у девочек складывается двойственная оценка действий родителей. С одной стороны, такие методы воспитания мало вдохновляют. С другой стороны, девушки усматривают в них свои «бонусы» (возможно, высказывая при этом не свое, а общепринятое мнение).

«Насчет отличной учебы сильно давили до девятого класса, говорили «позор семьи», если приносила что-то ниже пятерки. — вспоминает респондентка. — Один раз наказали на все лето: нельзя было гулять с друзьями, смотреть телик и пользоваться компьютером».

Эти воспоминания заканчиваются своеобразно. Девушка вроде бы оправдывает поведение своей семьи: «Я безумно благодарна своим родителям за это». Но следующая фраза звучит, как заученный, внушенный ответ: «Благодаря этим правилам и запретам я получила хорошее образование, расширила свой кругозор и развила в себе внутренние качества, умение  двигаться вперед, невзирая на трудности». Возникает риторический вопрос: в какой степени счастлива эта девушка.

Школа критикует и девочек, и их матерей


Путь в «правильное» общество лежит через хорошую школу, например, гимназию и лицей. Но и там свои способы давления на девочек — через их матерей. Ожидается, что семья поддержит гонку за успехом.  

Однако выполнять все школьные требования без ущерба для здоровья иногда невозможно. «Уроки в школе заканчивались поздно, домашние задания даже с моей помощью делались до часу-двух ночи, а дочь очень ответственная, — рассказывает респондентка. — Она плохо переносит критику, а учителя постоянно давят на психику и вешают ярлыки, если что-то не сделано». «Сказывалось на самочувствии — мы часто недосыпали из-за уроков, — говорит другая участница опроса. — Часто большие объемы уроков становились причиной истерик у дочки».

В то же время, если притормозить гонку за достижениями, семья может получить нагоняй от учителя. Педагог давит на больную точку успеха детей в жизни и «журит» родителя, что тот «не объясняет [материал]», а на родительском собрании «лично к каждому подходит и настаивает, что нужно заниматься [с ребенком] постоянно», посетовала респондентка. В итоге матери, и так обеспокоенные, с подачи школы могут усиливать давление на девочек.

С другой стороны, и семьям есть в чем упрекнуть учебное заведение. «Школа не давала тех знаний, которые она обязана давать», — такую точку зрения респондентки высказывали неоднократно.

У девочек нередко существует страх социальной исключенности, неприятия в обществе. Хорошая учеба снижает риск такого отвержения. И наоборот, плохо успевающие дети в престижной школе живут «в атмосфере неприятия», отмечает исследователь. Постоянный контакт родителей с учителем в какой-то мере служит «охранной грамотой». «Надо постоянно «интересоваться» [успехами ребенка], иначе его «записывают» в троечники», — считает респондентка.

Чужая гонка

Тот успех, в достижение которого вкладывается столько физических и моральных сил, часто оказывается абстрактным. «Картина будущего неясна, — отмечает Ольга Исупова. — Там ничего для нас не приготовлено, там  неопределенность». Получается, что девочкам часто приходится «прилагать сверх-усилия в условиях непонятных задач». Они вовлечены в гонку за достижениями, хотя это может быть не их выбор и не их ценности.

Выход из этой ситуации — сопротивление навязчивым установкам. Но «стратегии сопротивления пока неясны», заключает исследователь.

*Это пилотажное качественное исследование, основанное на текстовых ответах через интернет. Было опрошено около 60 родителей школьников из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Соликамска (участвовали, в основном, матери). Также получено 10 текстовых ответов выпускниц «хороших» школ Москвы (студентки, возраст 20 лет).

См. также:

Пять научных фактов о женщинах

Почему инженерия остается мужским занятием

Почему женщины редко становятся начальниками

Какими бывают современные родители

Родители активно занимаются самообразованием