• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международный день людей с инвалидностью весь мир отмечает 3 декабря. Люди с ограниченными возможностями здоровья учатся и работают и в Высшей школе экономики. Индивидуальный учебный план, социальные стипендии, учебные консультанты, подъемники для колясок, специальные системы для слабослышащих – и еще многое другое придумывает и организовывает университет, чтобы студенты и преподаватели, нуждающиеся в особом внимании, получали его не только в эту дату. Как живется в Вышке особенным людям, выясняла новостная служба портала.

Всеволод Ганинец
Студент 2 курса ОП «Управление бизнесом»

О смене направления

Я из Казахстана, но уже несколько лет живу в Москве, с детства люблю этот город. Сразу после 11 класса (я окончил филиал российской школы в Астане, получил два школьных аттестата – казахстанский и российский) поступил в МГТУ имени Баумана и отучился там год. Но случилась травма и долгая реабилитация, поэтому я был вынужден уйти из вуза и вернуться на родину. Спустя время решил продолжить образование и обязательно сменить направление, потому что осознал: фундаментальная техническая профессия – не то, с чем я хотел бы связывать свою жизнь.

Я открыл список самых лучших университетов в России (у меня были большие амбиции) и изучил образовательные программы. Мне понравилась специальность «Управление бизнесом» в Вышке: у моего отца в Казахстане свое дело, и мне всегда было интересно узнать, как устроено предпринимательство и менеджмент. Поступил в Высшую школу экономики как иностранный гражданин по квоте от Российской Федерации. О смене направления не жалею: математика дается легко благодаря техническому бэкграунду, а изучать новые для меня дисциплины – экономику и право – увлекательно.

О доступной Вышке

В этом году наш факультет переехал на Шаболовку. Я, зная, что корпус не оборудован подъемниками, еще весной обсудил эту проблему с менеджером моей образовательной программы Аленой Рабинович и Тамарой Лепетовой, занимающейся помощью студентам в сложных ситуациях. Представители университета сразу отреагировали: закупили оборудование (подъемник и пандусы) и установили его там, где это возможно. Обещали сделать лифт, но конкретных сроков пока нет. В целом, Шаболовка и Покровка –корпуса, где учусь я, – приемлемы для передвижения на коляске. Покровка, конечно, и вовсе идеальна. Еще порадовало, что со мной связались директора зданий на Покровке и Шаболовке: они объяснили, как устроены корпуса и поделились своими контактами. Я могу позвонить им с любым вопросом. Причем на мои запросы университет отвечает быстро: недавно я написал, что на уличные пандусы нужно специальное нескользящее покрытие, его постелили практически в тот же день.

Мой самый большой страх перед поступлением был связан как раз с доступностью среды: я не знал, насколько она в Вышке безбарьерная. На сайте ВШЭ есть информация для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья (по сравнению с другими вузами все более-менее понятно). Еще, на мой взгляд, при создании комфортной среды нужно учитывать мнение тех, для кого эта среда создается. Ведь абсолютно здоровый человек думает: «Поставлю везде пандусы», а на самом деле, есть много нюансов, из-за которых это может быть неудобно.

О перспективах ближайших и отдаленных

Еще во время учебы я хочу попасть на стажировку в международную компанию, чтобы увидеть, как устроена большая корпорация изнутри. Думаю продолжать учебу в узкопрофильной магистратуре, чтобы углубить свои знания. С наукой связывать жизнь не хочу, мне больше интересна прикладная профессия. Хотелось бы открыть свое дело здесь, в Москве, и заняться менеджментом в технической сфере, но конкретных идей у меня пока нет. Если мне откроется возможность поучиться или поработать за рубежом, то я ею воспользуюсь. Я жил в Америке один год по программе обмена школьниками FLEX, и мне понравилось. Люблю большие города, поэтому был бы рад оказаться в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине или Барселоне. Я открыт любым переменам.

Лена Ханова
Студентка 2 курса магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях»

О смелых идеях и их воплощении

Я начала более-менее ходить, когда мне исполнилось 13 или 14 лет. Надеялась, что стану достаточно крепкой для работы на телевидении или в кино, но полностью восстановиться до конца школы не получилось. Да и в целом, с учетом моего диагноза, идея казалась глупой, поэтому я выбрала заочное отделение юрфака БашГУ. Уже на первом курсе, я поняла, что попала не туда, а к четвертому убедилась в этом окончательно. Поэтому, окончив бакалавриат, я решила сделать то, что откладывала с 13 лет – и начала искать информацию о творческих профессиях. Меня зацепила строчка в описании магистерской программы в Вышке «создание веб-сериалов и подкастов», поэтому я решила поучаствовать в олимпиаде по трансмедийному производству. Она подарила мне возможность поступить на бюджет в ВШЭ. И у меня начался дикий стресс: я не смогла бы жить одна в Москве (особенно зимой), а человека, готового поставить на паузу свою жизнь, поехать со мной и во всем мне помогать, у меня не было (у кого он есть?). Появилось и множество других проблем, так что я все откладывала подачу документов. В конце концов позвонила в приемную комиссию и посоветовалась по поводу поступления: что будет, если я заберу документы, как их вернут обратно. Самое забавное, что ответила сотрудница, которая сама приехала в Москву из Башкирии. Она подбадривала меня, предлагала не сомневаться и подавать документы, раз мне выпал такой шанс.

О процессе обучения

В итоге мне организовали дистанционное индивидуальное обучение: я живу в Уфе, слушаю все лекции онлайн, получаю материалы и делаю задания. Обычно перед началом курса я связываюсь с новыми преподавателями и объясняю ситуацию, а одногруппники помогают проводить трансляции. Наша программа, к моему счастью, ориентирована на практику, часть оценок я получаю именно за проектные работы с одногруппниками, остальные – за самостоятельную работу. Проблемы бывают из-за скорости интернета, иногда трансляции прерываются, но это некритично.

Мне повезло со старостой и группой в Вышке. Вне учебы мы тоже общаемся, а раньше у меня никогда не было такой тесной коммуникации с кем-либо из одноклассников или одногруппников.

Я жалею, что не начала менять свою жизнь раньше. Я с 2013 года мечтала учиться в этом университете, но до поступления в Вышку я как-то равнодушно относилась к себе, думая, что у меня нет перспектив. Сейчас я вижу очень много возможностей, к которым пока даже не готова. Не столько физически, сколько морально, но я над этим работаю.

Идеальная работа для меня – это продакшн клипов и сериалов. Но я понимаю, что попасть в индустрию довольно сложно, это может произойти через 10-15 лет или вообще никогда. Пока я буду искать себя в смежных областях: в драматургии и работе с текстами. Сейчас все зависит от того, каким именно будет мое портфолио к выпуску из Вышки.

Я считаю, что университеты могли бы создавать возможности для людей с инвалидностью, но они не делают этого. Для дистанционного обучения, например, нужен только ноутбук (или хотя бы хороший смартфон) и учебный ассистент, который мог бы помогать «удаленным студентам» во время трансляций. Но изменения в этом направлении должны начаться с законов и реформы образования.

О дистанционном образовании

Сейчас я удаленно учусь в НИУ ВШЭ и в московской киношколе «Без границ». Еще прохожу стажировку в Microsoft. Посмотреть лекцию или пройти собеседование по скайпу - не проблема, а просто иной вид связи. Но вот, к примеру, у моей подруги с инвалидностью не получилось поступить в вуз с дистанционным обучением, потому что на вступительных требуется личное присутствие, а она не может поехать в Москву. В Уфе учиться ей негде, и получается, что шансов изучать то, что хочется, нет. Другая подруга выходит на улицу раз в несколько месяцев из-за отсутствия в доме лифта, и, конечно, она не может ездить в университет.

Вузовский корпус – не единственное препятствие, которое нужно преодолеть. Есть еще метро, автобусы, высокие бордюры. Но об этом забывают, когда говорят о доступности образования. Да, города преображаются, но к моменту, когда инфраструктура изменится везде, вырастет несколько поколений людей, у которых не будет надежды на самореализацию. Дистанционное образование могло бы помочь многим, но его почему-то игнорируют в регионах.

Анна Новикова, академический руководитель магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях»

Успехи Лены в учебе вполне сопоставимы с успехами лучших студентов, которые учатся очно. И это, прежде всего, заслуга самой Лены: она не расслабляется, интересуется всем, задает вопросы. У нее есть энергия и драйв, хотя жизненные обстоятельства иногда создают серьезные препятствия. Например, в больнице Уфы, где она периодически лежит, плохо работает интернет, и слушать лекции и выполнять задания не из дома сложно. Но Лена справляется!

У нее много идей, и это, наверное, самое важное и для обучения на нашей программе, и вообще для профессионального продюсера, которым она стремится стать. Если у человека нет энергии, нет желания вкладывать ее в свои замыслы — ничего не получится. Можно прекрасно сдать все экзамены, но при этом не состояться в профессии.

Проекты Лены не просто оцениваются высоко на зачетах – они живут вне стен университета. Недавно она сделала учебный проект для премии «Просветитель». Лена написала сценарий комикса о книгах-победителях премии. Благодаря сообществам в социальных сетях нашлась художница, и результат их совместного творчества так понравился команде «Просветителя», что они не только разместили комиксы в соцсетях, но сделали выставку и представили работу на церемонии объявления шорт-листа премии.

Что касается организации дистанционного учебного процесса, никаких особых сложностей нет. В начале обучения Лены мы с творческим руководителем программы Александром Архангельским* спросили у ее одногруппников, готовы ли они взять на себя обязательства вести трансляции и поддерживать связь с Леной все два года обучения. Они сказали — да. И выполнили обещание! Мне ни разу не пришлось напоминать, что с ними учится человек, судьба которого отчасти в их руках. Уже полтора года они договариваются между собой, меняются и регулярно транслируют через социальные сети для Лены все лекции и семинары. На самом деле это не только благотворительность с их стороны, а отличный продюсерский опыт. Сегодня много творческих команд в медиа и дизайне работают удаленно, так что научиться поддерживать работу таких команд в университете — очень полезная компетенция.

Преподаватели тоже всегда готовы помочь. Перед началом учебы я предупредила их о том, что у нас будет такая студентка, теперь сама Лена уже регулярно пишет новым практикам. Все складывается естественно, а не благодаря жесткой управленческой руке — моей или учебного офиса. Эту логику, как я уже сказала, диктует наша профессиональная сфера и цифровая культура, в которую мы погружены больше, чем представители многих других специальностей.

Я очень надеюсь, что Лена сможет приехать на защиту ВКР в июне – хотим наконец увидеться. Это будет для всех нас праздником.

Игорь Черкашов
Студент 1 курса ОП «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе»

Вышка - самый нетипичный вуз России. Здесь нет физкультуры и лишних дисциплин, как в главном университете моего родного Ставрополя, к тому же ВШЭ находится в Москве, именно в столицу я хотел попасть после школы.

Мне нравится логистика и пока все предметы кажутся интересными. Университет закупил FM-cистему (прибор для передачи аудиосигнала в общественных местах, позволяющий получить чистый звук без помех на слуховой аппарат или кохлеарный имплант - прим. ред.), с учебой все хорошо. На занятиях преподаватель надевает микрофон, по специальному передатчику его голос «идет» прямо ко мне, и я слышу его, будто мы сидим в пяти сантиметрах друг от друга. Иногда преподаватели отказываются надевать микрофон (один, например, боялся, что аппарат вреден для здоровья). Тогда я прошу менеджера ОП помочь мне: она объясняет коллегам, почему это нужно сделать.

Однажды, напротив, преподавательница по этике бизнеса во время защиты проектов попросила каждого студента использовать микрофон, когда он исполняет роль спикера. Ребята согласились, и я мог услышать всех. Но у меня все же есть небольшой страх, что кто-то из новых лекторов не захочет надевать оборудование, и мне снова придется просить о помощи сотрудников вуза, а это займет время, и я пропущу что-то полезное. Делать этого нельзя, так как моя главная задача сейчас – окончить первый курс. Я сосредоточен на учебе и хочу получить степень бакалавра, о магистратуре пока не думал. Хотелось бы поучиться за границей. Главная сложность в достижении этой мечты – английский язык. У меня проблемы со слухом и воспринимать иностранную речь очень сложно. В Вышке есть программы обмена, но они общие для всех студентов, а ведь ребятам с инвалидностью по слуху сложно соревноваться с остальными.

Люди должны понимать, что слабослышащие иногда не слышат с первого раза и нужно быть готовым повторить сказанное. Еще многие забывают, что мы используем не только слух, но и читаем по губам, поэтому важно не закрывать лицо и рот при разговоре. Кроме того, слабослышащий студент не может слышать каждого из группы говорящих людей. Мне, например, удобнее всего беседовать с человеком один на один, в крайнем случае – один на три, но даже это уже тяжело. А когда в помещении 15 человек, и все что-то обсуждают, я ничего не могу услышать. Получается, что все участники всё понимают, а я остаюсь за бортом.

Павел Здоровцев, директор по развитию студенческого потенциала

Вышка старается создать максимально комфортную обстановку для эффективной учебы с учетом запросов каждого студента с особыми потребностями здоровья. Это и формирование при необходимости индивидуального учебного плана, который предусматривал бы особенности восприятия и усвоения новой информации, и техническое сопровождение учебного процесса. Университет, например, приобрел специальную персонально адаптированную ФМ-систему для слабослышащего студента; куплены специальные сканеры и принтеры для слабовидящих студентов. Мы предоставляем учащимся с инвалидностью учебных консультантов (обычно это студенты этой же образовательной программы, которые помогают и с освоением учебной программы, и с навигацией в университете). Наши коллеги очень «студентоориентированно» подходят к вопросу проживания ребят в студенческих общежитиях, создавая максимально возможные условия для их безбарьерного и комфортного проживания.

В части материальной поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья доступны социальные стипендии (обычные и повышенные – на 1-2 курсе в случае успешной учебы), а также материальная помощь, размер которой определяется индивидуально в зависимости от жизненных обстоятельств студентов. Например, ребятам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата университет компенсирует часть затрат на такси от дома до университета и обратно. Также Вышка при необходимости может выделить материальную помощь в связи с дорогостоящим лечением или реабилитацией.

Мы стараемся, чтобы все традиционные корпоративные студенческие мероприятия, такие как фестиваль «Ночь» или церемония награждения премии «Чугунное яйцо», а также мероприятия наших студенческих организаций были по настоящему инклюзивными – доступными для всех наших студентов и сотрудников вне зависимости от их состояния здоровья.

К счастью, мы никогда не сталкивались с серьезными конфликтами студентов с инвалидностью с одногруппниками или преподавателями. Редкие истории как правило являются следствием недопонимания сторон и быстро решаются. Уже второй год мы организуем в Вышке специальные обучающие мероприятия, где рассказываем об особенностях коммуникации с людьми с инвалидностью (чтобы избежать неловких моментов), а также готовим преподавателей к работе с группой, в которой учится студент с ограниченными возможностями здоровья.

Александр Демин
Выпускник бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ, преподаватель Школы логистики факультета бизнеса и менеджмента

О своем месте в Вышке и в жизни

Мне всегда нравилось учиться. Однако освоить инженерную специальность для меня было нелегко: работать в лаборатории, ездить в экспедиции, заниматься сложными чертежами мне все-таки затруднительно. Я не переживал, ведь передо мной открыто целое поле экономических наук. В этой отрасли среди российских университетов нет равных ВШЭ, поэтому выбор вуза очевиден.

Я не только учился (на ОП «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе» - прим. ред), но и состоял, например, в студорганизации - High School Radio. В этом году они предложили мне написать что-нибудь в паблик организации, и у меня невольно сочинился пост в тему нашего с вами разговора.

За четыре года бакалавриата я понял: мне совершенно не хочется уходить из Вышки, поэтому магистратура стала логическим продолжением пути, к тому же она открывала дорогу к преподаванию. Помню, во время учебы в Школе логистики мне говорили: «Тебе здесь самое место после окончания бакалавриата». Я в это поверил только на старших курсах, после того как успешно освоил самые сложные дисциплины в логистике. На парах я отмечал, что нравится студентам в профессорах, и мне захотелось попробовать, смогу ли я стать преподавателем. Это был удар по своим же детским комплексам – осознать, что ты со своими проблемами способен работать с аудиторией.

О работе преподавателя

Сейчас я веду семинары по нескольким дисциплинам на бакалавриате и магистратуре в Школе логистики. Больше всего в работе со студентами мне нравится живое и непосредственное общение. Когда у тебя с детства есть некоторые ограничения, главным становится иметь вокруг людей, на которых ты можешь положиться. Общение со студентами, особенно когда оно строится на взаимном уважении, помогает тебе понять, что ты свой, и между вами нет барьеров. Кроме того, мне нравится объяснять материал и помогать студентам разбираться со сложностями. Так я чувствую себя полезным, в этом заключается счастье каждого. Без студентов, мне кажется, моя жизнь уже не будет полноценной, и каждое проведенное занятие убеждает меня в этом. Но несмотря на мою любовь к преподаванию, я строю планы по развитию в научной сфере. Хочу изучать незнакомые мне области и продолжать заниматься своими магистерскими исследованиями – тематикой глобальных цепей поставок.

Став преподавателем, я изучил, как работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Но во время собственного обучения я не просил никаких специальных условий: мой диагноз (ДЦП), к счастью, приносит исключительно механические проблемы, поэтому единственное, что мне требовалось – дополнительное время на экзаменах, которые предполагали написание развернутых ответов. Еще мои главные «враги» в университете – это лестницы, а «друзья» – лифты, поэтому инфраструктура вуза тоже важна. Конечно, невозможно сделать все, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья перестал чувствовать эти ограничения. Как, например, внести изменения в конструкции давно существующих зданий? Реконструкция Покровки, кстати, сделала Вышку более безбарьерной: корпус очень комфортный для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата (глаз невольно в первую очередь выхватывает близкие тебе вещи).

О людях вокруг

Для меня комфортная социальная среда важнее, чем инфраструктура. Когда я только поступил в Вышку, мне очень помог куратор первого курса. Она сказала обращаться к ней по любому вопросу, и это давало уверенность, что все будет хорошо. Мои однокурсники, как и сотрудники ВШЭ, делали все возможное, чтобы мне было комфортнее учиться, а в дальнейшем – работать. Мелочь, которая ничего не стоит помогающему, может существенно облегчить жизнь человеку с ограничениями по здоровью: это приносит и пользу, и осознание того, что ты понят и принят обществом. Не хочу верить, будто повезло лично мне – надеюсь, так было бы с каждым на моем месте. Считаю, в первую очередь именно человеческие качества вышкинцев должны делать университет доступным всем.

* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.