Аспирантура
2021/2022
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный
Направление:
46.06.01. Исторические науки и археология
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
3-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Савельева Ирина Максимовна
Язык:
русский
Кредиты:
1
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа научно-исследовательского семинара устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология», для подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 46.06.01 «Исторические науки и археология», профилям «Отечественная история», «Всеобщая история», «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления 46.06.01 «Исторические науки и археология», профилей «Отечественная история», «Всеобщая история», «Историография, источниковедение и методы исторического исследования». Программа разработана в соответствии c: • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология»; • Образовательной программой 46.06.01 Исторические науки и археология подготовки аспиранта. • Учебным планом подготовки аспирантов по направлению 46.06.01 «Исторические науки и археология» подготовки аспиранта.
Цель освоения дисциплины
- Целью научно-исследовательского семинара является совершенствование навыков применения научных теорий в работе над кандидатскими диссертациями.Для этого аспирант должен: • Рационально организовывать исследовательскую работу с научной литературой и источниками; • Понимать содержание, возможности и ограничения применения различных социальных и гуманитарных теорий; • Овладеть методами междисциплинарных исследований; • Уметь работать с конкретными методами в рамках определенной теории; • Совершенствовать умения работы с текстами: критика, анализ, обсуждение; • Совершенствовать навыки научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований; • Приобрести навыки публичной защиты тезисов кандидатской диссертации.
- Целью научно-исследовательского семинара является совершенствование навыков применения научных теорий в работе над кандидатскими диссертациями.Для этого аспирант должен: • Рационально организовывать исследовательскую работу с научной литературой и источниками; • Понимать содержание, возможности и ограничения применения различных социальных и гуманитарных теорий; • Овладеть методами междисциплинарных исследований; • Уметь работать с конкретными методами в рамках определенной теории; • Совершенствовать умения работы с текстами: критика, анализ, обсуждение; • Совершенствовать навыки научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований; • Приобрести навыки публичной защиты тезисов кандидатской диссертации;
Планируемые результаты обучения
- Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
- Способность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
- Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Современное состояние научных исторических журналов
- Тема 2. Автобиография историка XX века как источник по истории исторической науки
- Тема 3. Проблемы исторического времени
- Тема 4. Интеллектуальная история и социология знания – перспективы синтеза
- Тема 5. Публичная история: трансформация историка и профессионального исторического знания в публичном пространстве
- Тема 6. История университета и рождение мифа об университете
- Тема 7. Академическая экспертиза и саморегуляция научного сообщества
- Тема 8. Сетевой анализ и его возможности в исследованиях интеллектуальной истории
- Тема 9. Чем Мишель Фуко может быть полезен для историков?
- Тема 10. Наследие советской гуманитаристики – подходы к исследованию и попытки реактулализации. Проекты культурной социологии и культурный поворот в медиевистике
- Тема 11. Визуальный поворот и новая перспектива исторических и культурных исследований
- Тема 12. Стала ли история социальной наукой?
- Тема 13. Исследования символических репрезентаций власти в культурах прошлого
- Тема 14. Использование подходов истории понятий в практике исследования истории идей
Элементы контроля
- Выступление на семинареВыступление аспиранта по теме исследования с теоретическим докладом, предполагающим привлечение социальной теории для анализа эмпирического материала его диссертации
- Участие в обсуждениях предложенной преподавателем литературыРазвернутые реплики – презентации отдельных сюжетов исследовательской литературы (5-10 мин.); короткие комментарии в ходе обсуждения
- Написание эссе по научным проблемам, которые обсуждались на пропущенном занятииКоличество эссе определяется преподавателем исходя из числа пропущенных занятий
- Выступление на семинареВыступление аспиранта по теме исследования с теоретическим докладом, предполагающим привлечение социальной теории для анализа эмпирического материала его диссертации
- Участие в обсуждениях предложенной преподавателем литературыРазвернутые реплики – презентации отдельных сюжетов исследовательской литературы (5-10 мин.); короткие комментарии в ходе обсуждения
- Написание эссе по научным проблемам, которые обсуждались на пропущенном занятииКоличество эссе определяется преподавателем исходя из числа пропущенных занятий
- Выступление на семинареВыступление аспиранта по теме исследования с теоретическим докладом, предполагающим привлечение социальной теории для анализа эмпирического материала его диссертации
- Участие в обсуждениях предложенной преподавателем литературыРазвернутые реплики – презентации отдельных сюжетов исследовательской литературы (5-10 мин.); короткие комментарии в ходе обсуждения
- Написание эссе по научным проблемам, которые обсуждались на пропущенном занятииКоличество эссе определяется преподавателем исходя из числа пропущенных занятий
- Выступление на семинареВыступление аспиранта по теме исследования с теоретическим докладом, предполагающим привлечение социальной теории для анализа эмпирического материала его диссертации
- Участие в обсуждениях предложенной преподавателем литературыРазвернутые реплики – презентации отдельных сюжетов исследовательской литературы (5-10 мин.); короткие комментарии в ходе обсуждения
- Написание эссе по научным проблемам, которые обсуждались на пропущенном занятииКоличество эссе определяется преподавателем исходя из числа пропущенных занятий
Промежуточная аттестация
- 2019/2020 учебный год II семестрИтоговый контроль знаний осуществляется в форме зачета по результатам работы аспиранта на семинаре в течение всего года и проведенной им исследовательской работы.
- 2020/2021 учебный год II семестрИтоговый контроль знаний осуществляется в форме зачета по результатам работы аспиранта на семинаре в течение всего года и проведенной им исследовательской работы.
- 2021/2022 учебный год I семестр
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Futures past: on the semantics of historical time, Koselleck, R., 2004
- Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
- Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
- Исторические альманахи "Одиссей", "Казус", "Диалог со временем" : поиски моделей научной коммуникации, препринт WP6/2008/02, Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 28 с., Свешников, А. В., Степанов, Б. Е., 2008
- История и время : в поисках утраченного, Савельева, И. М., 1997
- Распалась связь времен? : взлет и падение темпорального режима Модерна, Ассман, А., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Закат немецких мандаринов : академическое сообщество в Германии, 1890-1933, Рингер, Ф., 2008
- Историческая наука на рубеже XX - XXI вв. : социальные теории и историографическая практика, Репина, Л. П., 2011
- Науки о человеке : история дисциплин, Дмитриев, А. Н., 2015
- Университет и город в России (начало XX века), , 2009