• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Сравнительно-историческое языкознание

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит слушателей с основными принципами и методами сравнительно-исторического языкознания, а также с приложениями компаративистики и использованием компьютерной технологии в сравнительно-историческом языкознании
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с современными идеями, методами и важнейшими научными достижениями сравнительно-исторического языкознания
  • Курс призван окончательно сформировать и детализировать у учащихся знания об общих закономерностях развития языков, о языковом родстве (в том числе отдалённом) и о методах его доказательства, о методике реконструкции праязыковых состояний и этимологизации лексики (как ис-конной, так и заимствованной), об использовании математических и компьютерных методов в сравнительно-историческом языкознании, о технологии построения генеалогического древа языков, а также о возможности использования результатов, достигнутых компаративистами, для дальнейших исследований в области смежных наук
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными принципами и методами компаративистического описания и анализа языковых данных, базовой терминологией сравнительно-исторического языкознания.
  • Знает основные содержательные вопросы, проблемы и методы современного сравнительно-исторического языкознания, классификацию языков мира (в наибольшей степени – индоевропейских языков), основные положения компаративистической теории
  • Умеет применять полученные знания при знакомстве с лингвистической литературой, давать компетентный комментарий к различным (в том числе любительским) гипотезам о языковом родстве и происхождении отдельных слов, определять степень доказательности и надёжности этих гипотез; проводить этимологический анализ лексики родного языка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и теория компаративистики
  • Изменения в языке.
  • Регулярные фонетические соответствия.
  • Языковое родство и языковые контакты.
  • Этимологизация исконной и заимствованной лексики
  • Установление языкового родства разного уровня
  • Генеалогическая классификация языков; глоттохронология.
  • Общие принципы реконструкции праязыковых состояний.
  • Реконструкция фонетики и фонологии. Реконструкция просодии.
  • Реконструкция морфологии и синтаксиса.
  • Лексическая реконструкция.
  • Приложения компаративистики. Использование компьютерной технологии в сравнительно-историческом языкознании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лингвистическая задача
    Лингвистическая задача
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Лингвистическая задача + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алпатов В.М., Крылов С.А. - ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 452с. - ISBN: 978-5-534-04735-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-lingvisticheskih-ucheniy-407618
  • Сравнительно - историческое языкознание : учебник для вузов, Бурлак, С. А., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бодуэн де Куртенэ, И. А.  Общее языкознание. Избранные труды / И. А. Бодуэн де Куртенэ. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 329 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11836-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446853 (дата обращения: 28.08.2023).
  • КАСЬЯН АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, & СТАРОСТИН ГЕОРГИЙ СЕРГЕЕВИЧ. (2015). Новые Методы В Генеалогической Классификации Языков И Лингвистической Реконструкции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AAEDBCD5

Авторы

  • Бурлак Светлана Анатольевна
  • Дьячкова Анна Евгеньевна