Бакалавриат
2024/2025
Сравнительно-историческое языкознание
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит слушателей с основными принципами и методами сравнительно-исторического языкознания, а также с приложениями компаративистики и использованием компьютерной технологии в сравнительно-историческом языкознании
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с современными идеями, методами и важнейшими научными достижениями сравнительно-исторического языкознания
- Курс призван окончательно сформировать и детализировать у учащихся знания об общих закономерностях развития языков, о языковом родстве (в том числе отдалённом) и о методах его доказательства, о методике реконструкции праязыковых состояний и этимологизации лексики (как ис-конной, так и заимствованной), об использовании математических и компьютерных методов в сравнительно-историческом языкознании, о технологии построения генеалогического древа языков, а также о возможности использования результатов, достигнутых компаративистами, для дальнейших исследований в области смежных наук
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными принципами и методами компаративистического описания и анализа языковых данных, базовой терминологией сравнительно-исторического языкознания.
- Знает основные содержательные вопросы, проблемы и методы современного сравнительно-исторического языкознания, классификацию языков мира (в наибольшей степени – индоевропейских языков), основные положения компаративистической теории
- Умеет применять полученные знания при знакомстве с лингвистической литературой, давать компетентный комментарий к различным (в том числе любительским) гипотезам о языковом родстве и происхождении отдельных слов, определять степень доказательности и надёжности этих гипотез; проводить этимологический анализ лексики родного языка.
Содержание учебной дисциплины
- История и теория компаративистики
- Изменения в языке.
- Регулярные фонетические соответствия.
- Языковое родство и языковые контакты.
- Этимологизация исконной и заимствованной лексики
- Установление языкового родства разного уровня
- Генеалогическая классификация языков; глоттохронология.
- Общие принципы реконструкции праязыковых состояний.
- Реконструкция фонетики и фонологии. Реконструкция просодии.
- Реконструкция морфологии и синтаксиса.
- Лексическая реконструкция.
- Приложения компаративистики. Использование компьютерной технологии в сравнительно-историческом языкознании.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Алпатов В.М., Крылов С.А. - ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 452с. - ISBN: 978-5-534-04735-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-lingvisticheskih-ucheniy-407618
- Сравнительно - историческое языкознание : учебник для вузов, Бурлак, С. А., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бодуэн де Куртенэ, И. А. Общее языкознание. Избранные труды / И. А. Бодуэн де Куртенэ. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 329 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11836-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446853 (дата обращения: 28.08.2023).
- КАСЬЯН АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, & СТАРОСТИН ГЕОРГИЙ СЕРГЕЕВИЧ. (2015). Новые Методы В Генеалогической Классификации Языков И Лингвистической Реконструкции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AAEDBCD5