• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование проблем выхода на международные рынки российского среднего и малого бизнеса

ФИО студента: Чурбанов Артем Юрьевич

Руководитель: Назаров Михаил Геннадьевич

Кампус/факультет: Факультет менеджмента (Нижний Новгород)

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p>Актуальность магистерской диссертации заключается в &nbsp;том, что международный бизнес в данный момент находится на подъеме и именно он обеспечивает развитие технологий, рост доходов компаний, а соответственно их сотрудников и населения в целом. Если Россия хочет оказаться в числе стран с инновационной экономикой, то она должна готовить свой бизнес в международной экспансии. Более того, инновации, как правило, исходят от малых&nbsp; средний компаний, которые обладают гибкостью к изменениям внешней среды. Поэтому исследование причин отсутствия выхода российских малых и средних компаний на зарубежные рынки является крайне актуальной задачей в рамках современной экономики и менеджмента. Одной из самых перспективных и доходных отраслей современного бизнеса является туристическая отрасль. В связи с проведением Олимпиады-2014 и Чемпионата мира по футболу-2018 данный сегмент бизнеса в еще большей степени привлекает компании.</p><p>Цель магистерской диссертации заключается в исследовании причин невыхода российского малого среднего бизнеса на зарубежные рынки путем проведения опросов и построения эконометрических моделей.</p><p>Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:</p><p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Анализ теоретических источников, содержащих информацию о сущности международного бизнеса, этапах его становления и его характерных чертах.</p><p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Ознакомление и изучение зарубежной литературы, посвященной международному бизнесу, а именно анализ исследований проблем невыхода компаний на зарубежные рынки, факторов, сдерживающих данный процесс.</p><p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Изучение существующих стратегий проникновения компании на зарубежные рынки;</p><p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Исследование предпосылок выхода малого и среднего бизнеса России на иностранные рынки путем построения эконометрических моделей на примере туристической отрасли;</p><p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Разработка опросника для отечественных компаний в целях выяснения причин отсутствия стремления к интернационализации бизнеса;</p><p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Реализация опроса, формирование выводов и рекомендаций по улучшению текущей ситуации.</p><p>Научная новизна работы: в российских источниках литературы приведено очень мало информации относительно исследования проблем выхода предприятий малого и среднего бизнеса на зарубежные рынки. Как правило, исследования ограничиваются касанием проблемы крупных корпораций и отсылкой на зарубежные исследования. Таким образом, в данной работе хотелось бы проанализировать существующую ситуацию на базе реальных данных и понять природу барьеров тормозящих интернационализацию российского малого и среднего бизнеса.</p><p>В рамках исследования причин невыхода российского малого и среднего бизнеса на зарубежные рынки был проведен опрос предпринимателей из туристической отрасли на тему анализа существующий проблем касающихся международной экспансии. Следует напомнить, что опрос был проведен в соответствии с порядком предложенным Ф. Шротом и К. Кортом, но в немного измененном ключе. В итоге, были получены результаты, которые полностью не соответствовали результатам, полученным вышеназванным ученым. Причинами тому являются специфика российского бизнеса и временной фактор.</p><p>Таким образом, основными причинами, сдерживающими международную экспансию российского малого и среднего туристического бизнеса, являются:</p><p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Недостаток капитала для иностранной экспансии;</p><p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Затраты на осуществление операций за рубежом;</p><p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Культурные и языковые барьеры;</p><p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Высокий уровень коррупции.</p><p>Рекомендации, предложенные в работе, опираются как на теорию менеджмента и международного бизнеса, так и на практические аспекты данных дисциплин. Рекомендации позволяют в процессе решения проблемы приспособиться малому и среднему бизнесу к ситуации, чтобы в дальнейшем не затрачивать значительные объемы ресурсов на нормализацию обстановки.</p><p>Эконометрические модели, разработанные в работе, позволили определить степень влияния различных факторов на доходность туристического бизнеса, что непосредственно влияет на готовность компаний проводить международную экспансию.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ