• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ ценовых стратегий на рынке мобильной связи Российской Федерации

ФИО студента: Шеенкова Регина Сергеевна

Руководитель: Косенко Александр Владимирович

Кампус/факультет: Факультет экономики (Санкт-Петербург)

Программа: Бакалавриат

Оценка: 10

Год защиты: 2014

<p style="text-align: justify;">Бакалаврская работа на тему: &laquo;Анализ ценовых стратегий на рынке мобильной связи Российской Федерации&raquo; состоит из 82 страниц, включает в себя 12 рисунков, 16 таблиц и 3 приложения. При написании исследования было использовано 43 источника. Источники являются как отечественными, так и зарубежными, и включают в себя учебники, статьи, диссертации, электронные ресурсы и базы данных.</p><p style="text-align: justify;"><strong>Ключевые слова:</strong> ценовые стратегии, ценовая дискриминация третьей степени, региональная ценовая дифференциация и конкуренция.</p><p style="text-align: justify;">Вопрос о наличии ценовой дискриминации возникает на многих рынках. Исследования наличия ценовой дискриминации, изучения ценовой конкуренции на рынках, стратегий ценообразования и сегментации рынка проводятся все чаще. Об этом свидетельствует большое количество работ, опубликованных в последние годы (2011-2014 гг.). Это говорит об <strong>актуальности</strong> вопроса изучения ценовой дискриминации на рынке и ее влияния на цену.</p><p style="text-align: justify;"><strong>Целью </strong>работы является анализ ценовых стратегий мобильных операторов, а также выявление факторов, влияющих на установление цен на мобильную связь, проверка гипотезы о наличии на российском рынке ценовой дискриминации третьей степени.</p><p style="text-align: justify;"><strong>Объектом</strong> исследования является рынок мобильной связи Российской Федерации.</p><p style="text-align: justify;"><strong>Предметом</strong> исследования являются ценовые стратегии мобильных операторов, осуществляемые с учетом региональной дифференциации.</p><p style="text-align: justify;"><strong>Гипотеза</strong> работы следующая: на рынке мобильной связи Российской Федерации имеет место ценовая дискриминация третьей степени.</p><p style="text-align: justify;"><strong>В первой главе</strong> исследования проводится анализ литературы на изучаемую тему, выделяются понятия ценовой дискриминации третьей степени и ценовой стратегии, выявляются основные виды ценовых стратегий, применяемых на рынке, изучается вопрос о себестоимости услуг мобильной связи, определяются факторы, влияющие на установление цены на мобильную связь.</p><p style="text-align: justify;"><strong>Во второй главе</strong> приводится методология и результаты эмпирического исследования рынка мобильной связи Российской Федерации.</p><p style="text-align: justify;">Дано описание&nbsp; исходных данных о ценах по крупнейшим мобильным операторам во всех регионах страны. Затем по методике автора проводится оценка стоимости услуг мобильной связи в каждом регионе по каждому из операторов. Оценка проводится на основе средней корзины потребляемых услуг. Далее проводится анализ полученных данных, и выявляются ценовые стратегии, применяемые мобильными операторами. Устанавливается, что &laquo;Билайн&raquo; осуществляет стратегию &laquo;средней цены&raquo;; &laquo;МТС&raquo; пользуется позицией лидера на рынке и практически во всех регионах завышает цены; &laquo;Теле2&raquo; и &laquo;СМАРТС&raquo; придерживаются стратегии &laquo;облегченного проникновения&raquo;; &laquo;МегаФон&raquo; имеет большой разброс цен по регионам. Также подтверждается гипотеза, что все компании, помимо своих основных ценовых стратегий, в определенной степени используют стратегию &laquo;дифференциации тарифов по сегментам географических рынков&raquo;.</p><p style="text-align: justify;">Строится модель множественной регрессии зависимости средней цены на мобильную связь в каждом регионе РФ от средней заработной платы в регионе, спроса на услуги мобильной связи и количества компаний мобильной связи, присутствующих на рынке данного региона. Полученная модель является лог-линейной.</p><p style="text-align: justify;">&nbsp;В модели полученные коэффициенты являются значимыми. Это значит, что выбранные показатели влияют на стоимость &laquo;средней корзины&raquo; и факт наличия сегментации рынка в соответствии с данными критериями подтверждается. Значимая отрицательная зависимость цены на услуги мобильной связи от количества операторов в регионе позволяет говорить о положительном эффекте конкуренции, способствующем снижению цен.&nbsp;</p><p style="text-align: justify;">Затем строятся регрессионные модели для четырех крупнейших операторов мобильной связи в отдельности: &laquo;МТС&raquo;, &laquo;МегаФон&raquo;, &laquo;Билайн&raquo;, &laquo;Теле2&raquo;. С их помощью подтверждается, что каждый из них осуществляет сегментацию рынка и осуществляет стратегию дифференциации.</p><p style="text-align: justify;">После этого проводится анализ конкуренции на рынке, а также определяется вероятность вступления в сговор крупными компаниями на рынке.</p><p style="text-align: justify;">В ходе работы было подтверждено, что компании, действующие на российском рынке мобильной связи, осуществляют сегментацию рынка по критериям, влияющим на эластичность множественного спроса: по месторасположению потребителе, по доходу, по имеющимся альтернативам, а также по спросу. Кроме того, было выяснено, что на рынке установлены высокие &laquo;барьеры&raquo; для вхождения и осуществляется жесткий контроль со стороны крупнейших компаний. Все это является признаками применения на рынке ценовой дискриминации третьей степени. Это подтверждает гипотезу о наличии на рынке мобильной связи Российской Федерации ценовой дискриминации третьей степени.</p><p style="text-align: justify;">Таким образом, установленная дифференциация цен на услуги мобильной связи по регионам может быть объяснена ценовой дискриминацией третьей степени.</p><p style="text-align: justify;">Также установлено, что уровень конкуренции в регионах влияет на цены услуг мобильной связи на рынке. Соответственно, меры, способствующие повышению уровня конкуренции, могли бы снизить цены на рынке.</p>

Текст работы (работа добавлена 4 июня 2014 г.) (265.28 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ