• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Связь социально-экономического статуса семьи, различных родительских образовательных практик и учебных достижений детей

ФИО студента: Шолк Ирина Игоревна

Руководитель: Хавенсон Татьяна Евгеньевна

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p style="margin-left: 35.4pt; text-align: justify;"><em>Ключевые слова: социально-экономический статус (СЭС), родительские образовательные практики, школьные практики родителей, дошкольные практики родителей, читательское поведение родителей, PIRLS, TIMSS, учебные достижения детей по чтению, учебные достижения детей по математике.</em></p><p style="margin-left:35.4pt;">Выпускная квалификационная работа представляет собой исследование, посвященное изучению особенностей связи социально-экономического статуса семьи, различных родительских образовательных практик и достижений российских учеников четвертого класса по чтению и математике по результатам исследований PIRLS и TIMSS. Цель работы заключается в том, чтобы изучить связь социально-экономического статуса семьи с учебными достижениями детей, и оценить, как данная связь опосредуется различными образовательными практиками родителей.</p><p style="margin-left:35.4pt;">В исследовании используются данные PIRLS 2011 <em>(международный&nbsp;&nbsp; проект &laquo;Изучение&nbsp;&nbsp; качества&nbsp;&nbsp; чтения&nbsp;&nbsp; и&nbsp;&nbsp; понимания текста)</em> и TIMSS 2011 <em>(сравнительное исследование&nbsp;&nbsp; по&nbsp;&nbsp; оценке&nbsp;&nbsp; качества&nbsp;&nbsp; математического&nbsp;&nbsp; и&nbsp;&nbsp; естественнонаучного образования). </em><em>PIRLS</em> <em>и </em><em>TIMSS</em> представляют собой мониторинговые исследования, регулярно проводящиеся Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений в более чем 40 странах. В рамках данных исследований проводятся тестирования учащихся 4-х классов, а также анкетирование их родителей и учителей. В результате базы данных содержат ответы учеников о ситуации дома и в школе, ответы учителей и родителей о развитии детей, о собственной роли в воспитании и обучении, а также о школьном окружении.</p><p style="margin-left:35.4pt;">В качестве метода анализа данных в работе используется метод многоуровневого моделирования структурными уравнениями, так как данный метод позволяет, во-первых, учитывать иерархическую структуру данных, и, во-вторых, дает возможность оценивать модели, когда связь одних переменных опосредуется другими.</p><p style="margin-left:35.4pt;">Результаты:</p><p style="margin-left:35.4pt;">1) Связь СЭС и учебных достижений детей как по математике, так и по чтению, не опосредуется родительскими образовательными практиками, а происходит напрямую. Но при этом, обязательно необходимо рассматривать в модели взаимосвязь СЭС и различных родительских практик, так как, эти факторы взаимно обусловлены.</p><p style="margin-left:35.4pt;">2) Такая родительская практика, как читательское поведение родителей значима для достижений по чтению, но не значима для достижений по математике.</p><p style="margin-left:35.4pt;">3) Такая родительская практика родителей, связанная с мониторингом школьной ребенка, как обсуждение школьной жизни, положительно сказывается на учебных достижениях детей, а родительская практика, связанная с контролем детей, &ndash; проверка домашнего задания &ndash; имеет негативный эффект. Но все же стоит принимать во внимание, что связь может иметь другую направленность: родители проверяют домашнее задание у детей потому что у них плохие успехи в школе.&nbsp;</p><p>4) Среди российских детей не наблюдается гендерных различий относительно условий, созданных вокруг них за счет различных родительских практик.&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ