• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Японская анимация как социо-политический инструмент влияния "Мягкой силы" Японии в Южной Корее, 1960-е – 2010-е гг.

ФИО студента: Цацуева Каролина Александровна

Руководитель: Штейнер Евгений Семенович

Кампус/факультет: Отделение востоковедения

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p style="text-align: justify;">Тема данного исследования: &laquo;Японская анимация как социо-политический инструмент влияния &quot;Мягкой силы&quot; Японии в Южной Корее, 1960-е &ndash; 2010-е гг.&raquo;.</p><p style="text-align: justify;">Объектом данного исследования является концепция &laquo;мягкой силы&raquo;, включая основные элементы и ресурсы данного феномена. Субъект исследования представляет собой японскую анимацию как инструмент мягкой силы Японии применительно к Южной Корее, а также социо-культурное влияние аниме на формирование образа Японии в Южной Корее, а также роль японской анимации в улучшении отношения населения Южной Кореи к Японии.</p><p style="text-align: justify;">Гипотеза данного исследования состоит в том, что японская анимация является формой визуального искусства Японии и одним из элементов влияния современной японской поп-культуры, таким образом, представляя собой мощный инструмент мягкой силы Японии, играющий роль стимула в формировании и развитии положительного отношения к Японии среди Южнокорейской молодежи в течение нескольких последних десятилетий (1960-е &ndash; 2010-е).</p><p style="text-align: justify;">В рамках данного исследования взят временной отрезок с 1960-х гг. по настоящее время (2010-е гг.), с целью проследит развитие аниме и изменения в характере его влияния на Южнокорейское общество.</p><p style="text-align: justify;">Целью данной работы является изучение культурного и социо-политического влияния аниме как элемента мягкой силы Японии на Южную Корею. Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:</p><p style="text-align: justify;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; изучить появление и развитие концепции мягкой силы в рамках теории международных отношений (в частности, неолиберализма и конструктивизма);</p><p style="text-align: justify;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; исследовать особенности японской мягкой силы, а также её потенциал и границы её влияния;</p><p style="text-align: justify;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; проанализировать стратегию публичной дипломатии Японии Cool Japan как одного из составляющих элементов мягкой силы Японии;</p><p style="text-align: justify;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; изучить основные характеристики аниме и его роль как элемента мягкой силы Японии;</p><p style="text-align: justify;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; проанализировать взаимоотношения между Японией и Южной Кореей, а также факторы, определяющие социо-культурное восприятие наций по отношению друг к другу;</p><p style="text-align: justify;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; исследовать и определить роль аниме как инструмента мягкой силы Японии в формировании видения Японии в Южной Корее.</p><p style="text-align: justify;">Основными методами, использованными в работе, являются нарративный метод, метод критического анализа, исторический метод и метод сравнительного анализа, метод периодизации, системный анализ, метод дедукции, а также метод кейсов.</p><p style="text-align: justify;">Теоретической базой для данного исследования служат теории неолиберализма и конструктивизма, а также элементы культурных исследований, в частности, метод географии культуры. В центре теоретической основы работы такие концепции как мягкая сила, публичная дипломатия и общественное мнение.</p><p style="text-align: justify;">Данная работа состоит из введения, основной части из трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы,&nbsp; а также приложения. В первой главе рассматривается концепция мягкой силы сточки зрения теории конструктивизма, а также особенности мягкой силы Японии. Вторая глава работы посвящена вопросу публичной дипломатии как одного из главных элементов мягкой силы, а также роли японской анимации в развитии влияния национальной мягкой силы Японии за рубежом. Последняя глава представляет собой краткое описание исторических предпосылок особенностей текущих отношений между Японией и Южной Кореей, а также исследование роли аниме в формировании отношения к Японии среди Южнокорейского населения.</p><p style="text-align: justify;">Заключительная часть работы посвящена основным выводам исследования и определению возможных путей дальнейшего развития данной тематики.</p><p style="text-align: justify;">В ходе исследования были сделаны следующие выводы: концепция мягкой силы в конце 20-го века стала трактоваться с точки зрения теории конструктивизма, выдвигая на первый план такие аспекты как субъективное восприятие, культурные ценности, традиции, исторические особенности нации, а также общественное мнение. В Японии концепция мягкой силы приобрела особую популярность, и с начала 2000-х гг. стала частью официальной государственной стратегии по развитию культурно-политических связей с другими странами, где стратегия публичной дипломатии Cool Japan, основанная на продвижении популярной культуры Японии, занимает центральную позицию.</p><p style="text-align: justify;">Японская анимация впервые получила распространение в Южной Корее в 1960-х гг., и с тех пор стала неотъемлемой частью современной корейской культуры. До популяризации концепции мягкой силы и последующего развития культурно-дипломатической политики Японии аниме представляло собой неофициальный рычаг культурного влияния Японии на население Южной Кореи, представляя в визуальной форме такие ценности как технологический прогресс, научные инновации и образование в области технологий. Представляя собой с 2000-х гг. элемент стратегии Cool Japan, японская анимация становится также государственным инструментом развития культуры Японии в других странах, а разнообразные продукты, связанные с анимацией, а также многочисленные мероприятия способствуют дальнейшему распространению данной формы современной культуры в Южной Корее, а также укреплению влияния аниме на детей и молодежь страны. Несмотря на то, что японская анимация в частности, как и мягкая сила Японии в целом не могут преодолеть определенные геополитические между Японией и Южной Кореей, аниме в значительной мере способствует формированию полодительного отношения южнокорейской молодежи к Японии, а также к разделению в восприятии политики, культуры и страны в целом, что представляет собой благоприятные предпосылки для формирования поддержки сотрудничества между Южной Кореей и Японией населением Южной Кореи.&nbsp;</p><p style="text-align: justify;">Среди возможных направлений развития данной тематики является более глубокий анализ концепции мягкой силы с точки зрения теории конструктивизма, а также разработка более четких методов оценки эффективности мягкой силы. К тому же, перспективным направлением развития темы данной работы является более подробное изучение влияния аниме на Южнокорейское общество с учетом тенденций глобализации, а также более глубокого изучения социо-культурного развития региона Восточной Азии в целом.&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ