• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Формирование представлений о росте цен и их влияние на экономическую жизнь россиян

ФИО студента: Бейлина Елена Анатольевна

Руководитель: Стребков Денис Олегович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Социология (Бакалавриат)

Год защиты: 2017

Одним из основных экономических показателей в стране является уровень инфляции, данные о котором систематически публикуются Минэкономразвития России, Росстатом и другими организациями. Как правило, в отчётах приводится официальная статистика изменения индекса потребительских цен в стране за последний год и последний месяц. Однако у россиян формируются собственные представления об изменениях цен, причем они могут значительно различаться между людьми и основываться на разных показателях. Таким образом, у исследователей и учёных появляется интерес к изучению представлений потребителей о росте цен. По данным мониторингов ВЦИОМ, ФОМ, ЦБ и др., с начала 2016 года острота восприятия инфляции россиянами снижается: доля тех, кто считает рост цен высоким, сократилась с 70% в январе-феврале 2016 года до 57% в июне-июле [Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3169 2016]. Тем не менее, ожидания высокого роста цен представляют опасность для функционирования современного российского общества, поскольку восприятие людьми роста цен и инфляционные ожидания могут повлиять на реальную инфляцию и привести к общеэкономическим последствиям [Katona 1975]. В результате проведённого исследования были получены выводы о том, что формирование представлений о росте цен происходит под влиянием трёх основных факторов (на основе анализа 22 полуструктурированных интервью): факт совершения покупки (по размеру сдачи или цены на чеке и др.), «аналитическое сравнение» (сравнение цен на определённый товар и др.), а также влияние источников информации (СМИ, окружающие и др.). Москвичи воспринимают рост цен, как неотъемлемую часть экономического поведения, на которую они не могут повлиять, но могут адаптироваться к ценовым изменениям. Проведение регрессионного анализа показало, что восприятие людьми сильного роста цен оказывает влияние на выбор принимаемой ими стратегий по поиску более высокооплачиваемой работы и приработка, а также по совершению покупок более дешёвых товаров.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ