• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взаимосвязь эмоциональных барьеров во взаимодействии родителей и подростков с межличностными отношениями подростков со сверстниками

ФИО студента: Шабас Алина Сергеевна

Руководитель: Чеботарева Елена Юрьевна

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Системная семейная психотерапия (Магистратура)

Год защиты: 2024

Взаимодействие матери с ребенком выступает первичной моделью отношений, которая, так или иначе, отражается на разных аспектах развития ребенка, в том числе, на его последующих отношениях с Другими и, в целом, на психологическом благополучии. Данная работа посвящена выявлению взаимосвязи эмоциональной близости с ребенком с особенностями супружеских отношений у матерей детей дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 791 женщина от 23 до 41 лет, состоящие в зарегистрированном браке и имеющие с супругом общего ребенка дошкольного возраста. Использованы следующие методики: «Взаимодействие родителя с ребенком» (Марковская, 2006), «Эмоциональные отношения в семье» (Захарова, 1997), «Измерение романтической привязанности у взрослых» (Крюкова, Екимчик, 2009), «Общение в семье» (Алешина, 1987). В ходе исследования выявлены взаимосвязи родительства и супружества: чем больше эмоциональность близость и стабильность матери в отношениях с партнером, тем больше удовлетворения отношениями с ребенком, и чем ярче выражено стремление матери к сближению с партнером и чем доверительнее отношения с ним, тем в меньшей степени она стремится к телесному контакту с ребенком и тем больше сложностей она испытывает в понимании причин его состояния. И чем более близкие (взаимопонимание, сходство взглядов) и комфортные отношения у матери с партнером, тем более позитивные отношения с ребенком (эмоциональная близость, принятие ребенка, стремление сотрудничать, удовлетворенность отношениями), и чем ниже оценивают матери взаимопонимание с супругом, тем в большей степени они способны сопереживать своему ребенку, признавая в нем личность и принимая его безусловно, со всем его достоинствами и недостатками. По результатам исследования разработана программа вебинара, направленного на укрепление эмоциональной близости в общении родителей с детьми дошкольного возраста.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ