Качество приема
в российские вузы: 2021

Выпуск 2. Укрупненные предметные группы (направления и специальности)

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» представил вторую часть мониторинга качества приема в вузы в 2021 году (МКП). Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы, широко используется государством, работодателями и самими вузами при анализе рынков и учреждений и планировании образовательной политики.

 

Выпуск 1. Качество бюджетного и платного приема. Основные выводы

Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России ежегодно проводит исследование итогов летней приемной кампании в российские вузы на основе анализа информации, размещаемой на сайтах вузов в сети Интернет.

Мониторинг проводится с 2010 года и служит важным показателем не только качества знаний зачисленных на первый курс абитуриентов, но и репутации самых университетов. Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы, широко используется государством, работодателями и самими вузами при анализе рынков и учреждений и планировании образовательной политики.

Качество приема оценивается по среднему баллу абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ. Результаты победителей и призеров олимпиад школьников, которых вузы зачислили без вступительных испытаний, засчитываются как 100 баллов (по аналогии с мониторингом эффективности вузов МОН РФ).

Подробные таблицы см. на сайте мониторинга: http://ege.hse.ru.

Мониторинг качества приема снизил «порог риска» для абитуриентов при поступлении на образовательные программы с 25 до 15 человек на УГН

МКП традиционно указывает «Порог риска» — параметры образовательной программы, при которых студент с высокой вероятностью столкнется с трудностями в освоении материала не по собственной вине. Напомним, что таким порогом является качество приема по УГН или по вузу в целом ниже 56 баллов — условный нижний порог «четверки». Это означает, что большинство студентов, с кем вместе придется учиться поступившему абитуриенту, имеют только удовлетворительные знания по школьным предметам. Это будет негативно сказываться как на глубине и интенсивности обучения, так и на мотивации окружающих студентов.

Вторым порогом риска является количество студентов, зачисленных на 1 курс.

Экономически вуз имеет бюджетное обеспечение из расчета один преподаватель на 1012 студентов. Цена платного образования тесно коррелирует с бюджетным обеспечением по КЦП, так что можно считать, что экономика бюджетного и платного набора не различается. Среднее число предметов — 68 в год, в том числе профессиональный цикл (предметы, читаемые только для данной УГН) — как минимум 4 предмета. Таким образом, для полноценного кадрового обеспечения на учебную группу необходимо 4 «условных» преподавателя предметов профессионального цикла. Минимальный размер приема, который это обеспечивает — 50 студентов одной УГН. Подчеркнем, что речь идет именно об УГН — «Машиностроение», «Педагогика» и пр., прием на направления часто осуществляется более дробно. Разумеется, при небольшом приеме можно привлекать преподавателей на часть ставки, и 4 преподавателя могут рассматриваться как 4 по 0,25 ставки. Но соответствующего специалиста еще надо найти и привлечь, не во всех городах и регионах это может быть реализовано без проблем.

В последние годы началось распространение онлайн-курсов и сетевых программ, реализующихся в удаленном формате, что создает возможность даже объединять потоки, обучающиеся в разных городах, и привлекать на удаленный контракт ценных преподавателей «узких специалистов». Это смягчает проблему кадровой обеспеченности в том числе у вузов с небольшим приемом. С учетом всего этого мониторинг качества приема в 2021 году снизил планку, где можно утверждать о высокой вероятности низкой эффективности образовательного процесса с 25 студентов до 15 студентов на УГН.

По таким УГН, как «Экономика», «Менеджмент», «ГМУ», «Психология», «Сфера обслуживания», «Бизнес-информатика» и «Дизайн» — доля вузов с приемом меньше 15 человек составляет от 24 до 34%.

Рост бюджетных мест

Государственное задание 2021 года (читай, число бюджетных мест) в вузах увеличилось на целых 9%. Это наиболее значимый прирост за последние годы. Его в первую очередь получили направления, связанные с кадровым обеспечением цифровой трансформации российской экономики. На 5 тысяч мест (на 17%) расширился бюджетный прием на «Информатику и вычислительную технику»; на 1,4 тысячи мест (на 13%) на «Математику»; почти на 1000 мест (+9%) на «Электронную технику, радиотехнику и связь»; больше, чем на 1000 мест (+17%) — на «Информационную безопасность». На 11% выросло число бюджетных мест на «Приборостроении и оптотехнике».

Во-вторых, 4,1 и 4,7 тысячи дополнительных бюджетных мест получили крупнейшие направления, пользующиеся неизменным спросом на региональных рынках труда — «Здравоохранение» и «Педагогическое образование» (рост на 15% и 17% соответственно). Почти на 1000 мест расширился прием на «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» (+16%), на 624 места — на «Профессиональное обучение» (рост на рекордные 41%). По этой же логике добавились бюджетные места в УГН «Строительство» (1,3 тысячи, рост на 9%); «Сельское и рыбное хозяйство» (900, рост на 5%); «Химическая и биотехнологии» (866 мест, +11%).

Как сказалось увеличение бюджетного приема на его качестве и на платном приеме?

При прочих равных условиях расширение бюджетных мест ведет как к определенному снижению как среднего балла принятых (растет доступность бесплатного обучения), так и размеров платного приема на соответствующее направление (абитуриенты могут поступить не на платные, а на бюджетные места). Так, по направлению «Электронная техника, радиотехника и связь» наблюдается снижение общего балла ЕГЭ на 0,9 и падение платного приема на 35%. При этом рост бюджетного приема перекрывает падение платного в 5 раз. Выделяется группа «Химическая и биотехнологии» с существенным падением качества приема (минус 2 балла), которое сопровождалось снижением численности платного приема на 24%). Прирост новых бюджетных мест оказался в 3 раза больше, чем сокращение платных.

На ряд укрупненных групп направлений платный прием упал (больше абитуриентов смогли поступить на бюджетные места), однако им удалось сохранить прошлогоднее качество приема. Это «Педагогическое образование» (-16% платных студентов), увеличение бюджетного приема на 17%; по группе «Химия» отмечается падение платного приема на 10%, которое было целиком скомпенсировано приростом бюджетных мест.

Такие группы характеризуются определенной ограниченностью круга абитуриентов — то есть новость о появлении новых бюджетных мест не побуждает абитуриентов, ориентированных на другие направления, менять свое решение и поступать именно на это. При этом по педагогам и химикам наблюдается рост качества «своих» абитуриентов.

Другая группа — профессии с растущей репутацией, которые привлекают расширяющийся круг абитуриентов. Новые бюджетные места по таким УГН привлекают в том числе сильных абитуриентов с других направлений. В 2021 году — это медицинские направления и цифровые технологии.

Значительный рост качества приема показала крупнейшая УГН «Информатика и вычислительная техника». Падение платного приема на 11% по ней более чем в три раза перекрывается ростом набора на бюджет. Аналогичная картина по «Математике».

На крупнейшую УГН «Здравоохранение» при росте бюджетных мест качество приема существенно не изменилось, платный прием тоже сохранился в прежних (больших) масштабах. На «Информационная безопасность» платный прием не изменился, а качество приема выросло на 1,1 балл.

Третья тенденция 2021 года — сохранение высокого спроса на платные места по группе социально-экономических направлений (экономика, юриспруденция, менеджмент, ГМУ и другие). По ним увеличение бюджетных мест не произошло, при этом наблюдался рост зачисления на платные места (кроме экономики). То есть эти направления сохранили и даже расширили группу своих абитуриентов.

Руководитель Мониторинга, научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов так прокомментировал эти результаты:

«Структура бюджетного приема, предлагаемая государством, отражает приоритеты экономического развития России, в частности опережающее развитие информационных технологий, высокотехнологичных отраслей и региональных экономических систем. Она не на 100% совпадает с предпочтениями части абитуриентов и их родителей, которые традиционно во многом отражают «вчерашний день» рынка труда. Это «расхождение» семьи компенсируют частично своими сбережениями, а частично льготным банковским кредитом, который, кстати, поддерживает государство.

Другими словами, абитуриенты должны убедиться, что «карьера профессионала», (на которую ориентированы инженерные и частично естественнонаучные направления) обеспечивает не худшее трудоустройство и высокий стабильный доход по сравнению с «триадой» (ЭМЮ). На сегодняшний день массовые представления об успешной карьере профессионала однозначно связаны со здравоохранением, информационными технологиями и математикой. Другим направлениям еще предстоит утвердить себя в таком качестве.

Есть ли рациональное зерно в медленной адаптации абитуриентов к новой структуре экономики? Да, есть. Технологические направления высшего образования «привязывают» выпускника к гораздо более узкому сектору рынка труда, чем социально-экономические. В экономике региона это может быть всего несколько предприятий и организаций. В противоположность этому, экономист или юрист (или айтишник) встречает на порядок больше вакансий. Риск оказаться привязанным к нескольким предприятиям, которые к тому же могут оказаться в сложном экономическом положении или необходимость переезжать в другой регион или необходимость получать новую квалификацию это реальный риск, и нормально, что абитуриенты его видят.

При этом они часто не видят «целого букета» других рисков а) связанного с низким качеством профессионального образования по социально-экономическим направлениям (свидетельством этого риска является отсутствие государственного задания у 2/3 вузов, предлагающих сегодня соответствующие программы); б) «переполненности» рынка труда специалистами с соответствующими дипломами. Все это резко снижает возможности успешной карьеры для «триады» и других социально-экономических дисциплин.

Кроме перечисленных рисков, в) экономисты, юристы, менеджеры и другие работники функциональных подразделений оказываются первыми жертвами внедрения цифровых технологий. Искусственный интеллект и цифровые системы предприятий вытесняют значительную часть работников рутинного умственного труда».

Совокупный размер приема по укрупненным предметным группам

Группа направлений Средний балл ЕГЭ (Б+П) 2021 Зачислено всего (Б+П) 2021 Зачислено всего (Б+П) 2020 Изменениеи приема в 2021 Зачислено на бюджетные места, чел. 2021 Зачислено на платные места, чел. 2021
Здравоохранение 70,0 52477 49426 3051 32145 20332
Информатика и вычислительная техника 72,3 44377 40161 4216 34653 9724
Педагогическое образование 68,5 39134 35752 3382 32115 7019
Юриспруденция 68,0 35191 32783 2408 6939 28252
Экономика 68,4 32353 32478 -125 7483 24870
Сельское и рыбное хозяйство 56,5 20262 19200 1062 18899 1363
Менеджмент 69,1 18459 18038 421 5210 13249
Строительство 63,3 16793 15440 1353 15313 1480
Математика 76,0 14771 13605 1166 12311 2460
Лингвистика и иностранные языки 75,3 13681 13342 339 3468 10213
Энергетика и энергетическое машиностроение 64,1 12968 12695 273 12486 482
Электронная техника, радиотехника и связь 65,4 12549 11643 906 12195 354
Транспортные средства 58,6 10863 11773 -910 10296 567
Информационная безопасность 71,2 10516 9480 1036 7785 2731
Химическая и биотехнологии 69,9 9242 8639 603 8422 820
Реклама и связи с общественностью 70,5 8839 8359 480 996 7843
Экология 63,0 8566 8901 -335 8075 491
Автоматика и управление 69,9 7940 7713 227 7185 755
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование 65,2 7750 6984 766 6577 1173
Государственное и муниципальное управление 66,5 7354 6901 453 1800 5554
Психология 68,3 7187 5960 1227 3185 4002
Сфера обслуживания 68,8 6823 7043 -220 3919 2904
Архитектура и градостроительство 71,2 6800 6381 419 4250 2550
Технологические машины и оборудование 63,2 6418 6550 -132 6231 187
Международные отношения 74,1 5928 6069 -141 1349 4579
Журналистика и литературное творчество 74,4 5666 5625 41 1362 4304
Физика 75,0 5502 5249 253 5085 417
Геология 64,8 5443 5357 86 5265 178
Филология 77,4 5095 5019 76 3028 2067
Авиационная и ракетно-космическая техника 70,4 4886 4672 214 4711 175
Биология 68,8 4679 4412 267 3990 689
Бизнес-информатика 69,6 4173 3453 720 1017 3156
Дизайн 76,8 4052 3851 201 1138 2914
Химия 72,7 4024 3922 102 3672 352
Лесное дело 60,4 3978 3736 242 3813 165
Приборостроение и оптотехника 69,5 3931 3555 376 3674 257
Социология 75,8 3879 3280 599 2320 1559
Нефтегазовое дело 70,9 3791 3658 133 3309 482
Геодезия и землеустройство 62,4 3548 3518 30 3282 266
Пищевые технологии 59,5 3389 3369 20 3146 243
История 75,5 3215 3121 94 2389 826
Социальная работа 66,8 2742 2403 339 2434 308
Профессиональное обучение 65,6 2657 2028 629 2153 504
Политология 77,4 2379 2355 24 1023 1356
Управление качеством 64,5 2373 2401 -28 2207 166
География 67,6 2200 2157 -43 2127 73
Морская техника 58,5 2187 2290 -103 2134 53
Авиационные системы (эксплуатация) 67,8 2016 1911 105 1864 152
Физическая культура 64,1 1908 1717 191 1561 347
Машиностроение 62,0 1881 1940 -59 1782 99
Материалы 64,7 1860 1844 16 1813 47
Ядерные физика и технологии 74,9 1646 1469 177 1598 48
Востоковедение и африканистика 81,5 1418 1572 -154 595 823
Управление водным транспортом 59,6 1354 1309 45 1243 111
Металлургия 60,9 1090 1095 -5 1064 26
Технологии легкой промышленности 64,8 924 885 39 841 83
Философия 75,9 824 848 -24 569 255
Вооружение 64,5 820 805 15 804 16
Библиотеки и архивы 69,0 686 669 17 576 110
Теория искусств 80,9 670 591 79 216 454
Религиеведение и теология 67,5 508 616 -108 466 42
Культурология 75,9 451 436 15 304 147
Сестринское дело 61,4 402 383 19 237 165
Полиграфия и упаковка 65,4 355 342 13 344 11
Издательское дело 73,2 311 280 31 91 220
Охрана памятников 69,4 263 243 20 229 34
Почвоведение 64,7 233 226 7 229 4

В 2021 году самыми крупными направлениями оставались «Здравоохранение» (52477), «Информатика и вычислительная техника» (44377), «Педагогическое образование» (39134), «Юриспруденция» (35191) и «Экономика» (32353).

Значительное увеличение контрольных цифр бюджетного приема на здравоохранение, информатику и педагогику (на 45 тысяч мест за один год) отразилось в определенном снижении платного набора. В итоге эти направления все равно «прибавили» по 33,3 тысячи студентов.

Юриспруденция выросла на 2,4 тыс. студентов исключительно за счет платного приема, а экономика осталась практически неизменной что закрепило ее последнее место среди крупнейших направлений.

Еще 9 укрупненных групп приняли от 10 до 20 тысяч студентов, в 2021 году добавилась «Информационная безопасность», увеличившая прием (исключительно за счет новых бюджетных мест) на 11%.

Наибольший рост в 2021 году, кроме них, показали «Строительство», «Сельское и рыбное хозяйство» и «Математика» — все они выросли больше чем на 1000 студентов; «Электронная техника, радиотехника и связь» — на 900, «Бизнес-информатика» — на 720, «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» — на 760 студентов. «Профессиональное обучение» прибавило 630 студентов, «Химическая и биотехнологии» и «Социология» — по 600.

Мы видим два основных фактора роста: увеличение контрольных цифр и рост спроса на соответствующие профессии на региональных рынках труда. В последнем случае увеличивался именно платный набор.

Лидерами роста платного набора в 2021 году стали «Юриспруденция» (2317), «Психология» (почти 1000), «Государственное и муниципальное управление» (почти 700), «Бизнес-информатика» (почти 700), «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика и иностранные языки» (по 500), и «Социология» (почти 400).

Руководитель Мониторинга Ярослав Кузьминов:

«Надо отметить, что Минобрнауки России последние 10 лет проводил последовательную политику, направленную на ограничение образовательных программ, не обеспеченных в должной мере научно-педагогическими кадрами. В первую очередь это относится к социально-экономическим наукам, программы по которым еще недавно предлагал практически каждый вуз. Мы видим, однако, что спрос семей ведет себя более консервативно, нередко воспроизводит картину вчерашнего дня. Речь не идет о том, чтобы не уважать выбор абитуриентов и их родителей. Но государство обязано позаботиться о том, чтобы на рынке высшего образования (это доверительный рынок) все предоставляемые программы обладали достаточно высоким качеством. Если Минобрнауки не считает возможным дать половине вузов государственное задание по экономике, юриспруденции, менеджменту, ГМУ тогда Рособрнадзору надо серьезно посмотреть на то, достаточно ли высоки по этим направлениям аккредитационные требования. Если семья принимает решение заплатить за обучение своего ребенка значимые деньги семья ориентируется на то, что вуз имеет государственную гарантию качества в виде аккредитации соответствующей программы».

В 2021 году, несмотря на рост общего приема в вузы, ряд укрупненных предметных групп показали отрицательную динамику. В первую очередь, это «Транспортные средства», потерявшие около 500 студентов — почти 5% от своего большого приема. Эта группа традиционно имеет один из самых низких показателей качества приема, еще больше упавший в 2021 году (58,6). Несмотря на устойчивый рынок труда выпускников, профессия пока не выглядит достаточно привлекательной для сильных абитуриентов.

Вторая группа по размеру потери новых студентов — «Экология» (335 чел.). Несмотря на приоритетность ESG-повестки, рынок труда экологов в России сформировался слабо, перспектива профессиональной карьеры не ясна для абитуриентов.

Третья группа — «Сфера обслуживания» (минус 220 чел.). При быстром росте сферы услуг «профессии руководителей» (менеджер, юрист, экономист) и «креативные профессии» (реклама, дизайн, социолог) воспринимаются как драйверы карьеры, а «Сфера обслуживания» (точно так же, как «Сестринское дело» в медицине или «Социальная работа») — как антидрайверы, закрепляющие работника на месте исполнителя.

12 укрупненных предметных групп приняли меньше 1 тысячи студентов, в том числе половина — меньше 500. Тревожным является тот факт, что среди 12 — три направления, где средний балл платного приема составляет больше 70-ти («пятерка»), в том числе по «Теории искусств» — 78,6! Это явное свидетельство недостаточного предложения бюджетных мест по этим специальностям, причем легко устранимого — речь идет максимум о нескольких сотнях дополнительных мест на всю Россию. Аналогичная ситуация с группой «Востоковедение и африканистика», где прием несколько больше.

Качество приема: педагоги сравнялись с экономистами и юристами

Наиболее значимые направления с самым большим приемом (здравоохранение, информатика и вычислительная техника, экономика, педагогические науки и юриспруденция) в 2021 году показывали близкие и в целом хорошие результаты по качеству, на рубеже «хорошей» и «отличной» оценки. С учетом массовости этих УГН можно быть довольными такими результатами.

При этом в «зоне пятерки» находились только первые — «Здравоохранение» (70 баллов ровно) и «Информатика и вычислительная техника» (72,3 балла), остальные показывали средний результат студентов «на пороге пятерки»: от 68 до 68,5. Это меняет сложившееся в обществе представление о выборе абитуриентов.

ИТ, медицина и педобразование в 2021 году получили большое количество дополнительных бюджетных мест, а юристы серьезно увеличили платный прием. Несмотря на это, качество приема почти не упало у медиков и юристов (меньше 0,5 балла), удержалось на уровне прошлого года у педагогов, а у айтишников даже выросло на 1,1 балл!

Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Родители и работодатели должны знать, что отличники теперь идут в медицину и информационные технологии; экономисты и юристы это в основном люди, учившиеся на хорошую, устойчивую «четверку». Эти группы по качеству абитуриентов такие же, как будущие учителя. Рост репутации направления «Педагогическое образование» за прошедшие 10 лет это одно из самых значительных изменений как в российском высшем образовании, так и на рынке труда».

По-прежнему, очень высокое качество приема (80+) демонстрируют только две небольших предметных группы: «Востоковедение и африканистика» и «Теория искусств».

Позитивно, что начиная с 2020 года, в России по-прежнему нет УГН со средним баллом ниже минимальной границы «хорошего» уровня (56+) — еще в 2019 году «Сельское и рыбное хозяйство» имело 55,8.

Группа направлений Средний балл ЕГЭ
Б+П 2021
Средний балл ЕГЭ
Б+П 2020
Динамика среднего
балла ЕГЭ Б+П
2021–2020
Востоковедение и африканистика 81,5 81,2 0,3
Теория искусств 80,9 81,7 -0,8
Политология 77,4 76,4 1
Филология 77,4 77,2 0,2
Дизайн 76,8 76,9 -0,1
Математика 76 75,8 0,2
Философия 75,9 75,9 0
Культурология 75,9 74 1,9
Социология 75,8 76,1 -0,3
История 75,5 76,1 -0,6
Лингвистика и иностранные языки 75,3 75,5 -0,2
Физика 75 76,2 -1,2
Ядерные физика и технологии 74,9 75,5 -0,6
Журналистика и литературное творчество 74,4 73,7 0,7
Международные отношения 74,1 75,6 -1,5
Издательское дело 73,2 71,2 2
Химия 72,7 73,2 -0,5
Информатика и вычислительная техника 72,3 71,2 1,1
Архитектура и градостроительство 71,2 70,8 0,4
Информационная безопасность 71,2 70,1 1,1
Нефтегазовое дело 70,9 70,3 0,6
Реклама и связи с общественностью 70,5 70,5 0
Авиационная и ракетно-космическая техника 70,4 70,4 0
Здравоохранение 70 70,5 -0,5
Автоматика и управление 69,9 69,8 0,1
Химическая и биотехнологии 69,9 71,9 -2
Бизнес-информатика 69,6 70,8 -1,2
Приборостроение и оптотехника 69,5 70,5 -1
Охрана памятников 69,4 69,7 -0,3
Менеджмент 69,1 68,1 1
Библиотеки и архивы 69 70,2 -1,2
Сфера обслуживания 68,8 68,2 0,6
Биология 68,8 69,1 -0,3
Педагогическое образование 68,5 68,5 0
Экономика 68,4 68,1 0,3
Психология 68,3 67,4 0,9
Юриспруденция 68 68,3 -0,3
Авиационные системы (эксплуатация) 67,8 67,5 0,3
География 67,6 67,4 0,2
Религиеведение и теология 67,5 68,9 -1,4
Социальная работа 66,8 68,4 -1,6
Государственное и муниципальное управление 66,5 66,3 0,2
Профессиональное обучение 65,6 66,9 -1,3
Полиграфия и упаковка 65,4 64 1,4
Электронная техника, радиотехника и связь 65,4 66,3 -0,9
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование 65,2 65,3 -0,1
Технологии легкой промышленности 64,8 64,6 0,2
Геология 64,8 64,7 0,1
Материалы 64,7 64,9 -0,2
Почвоведение 64,7 65,3 -0,6
Управление качеством 64,5 64 0,5
Вооружение 64,5 65 -0,5
Физическая культура 64,1 64,4 -0,3
Энергетика и энергетическое машиностроение 64,1 64,6 -0,5
Строительство 63,3 63,6 -0,3
Технологические машины и оборудование 63,2 63,8 -0,6
Экология 63 63,6 -0,6
Геодезия и землеустройство 62,4 62,7 -0,3
Машиностроение 62 62,9 -0,9
Сестринское дело 61,4 62,7 -1,3
Металлургия 60,9 59,5 1,4
Лесное дело 60,4 60,1 0,3
Управление водным транспортом 59,6 62,3 -2,7
Пищевые технологии 59,5 62,6 -3,1
Транспортные средства 58,6 59,1 -0,5
Морская техника 58,5 59,4 -0,9
Сельское и рыбное хозяйство 56,5 57,2 -0,7

Платный прием на УГН

В этом году изменился состав пяти самых значимых по размерам платного приема УГН, на каждое из которых по стране поступило больше 10 тыс. платных студентов. В нее вошла «Лингвистика и иностранные языки» и напротив, утратила место в топ-5 «Информатика и вычислительная техника» (потерявшая 1200 студентов, которые перешли на дополнительно открытые в 2021 г. бюджетные места). Аналогичные «потери» понесли «Здравоохранение», «Педагогическое образование» и «Математика». На удивление, совсем немного потеряла «Информационная безопасность» — напомним, все эти направления были обильно обеспечены дополнительными бюджетными местами.

Напротив, УГН социального и гуманитарного профиля, не получившие новых бюджетных мест, значительно приросли платными студентами. Больше всех — 2300 новых студентов — прибавила «Юриспруденция» (+9%), самый быстрый рост показали «Социология» — на 34%, «Психология» — на 32% и «Бизнес-информатика» — на 27%.

25 УГН с крупнейшим платным приемом по стране

Красным выделены случаи кратного превышения платного приема над бюджетным или наоборот.

Группа направлений Зачислено на платные места, чел. 2021 Зачислено на платные места, чел. 2020 Прирост/снижение в 2021 по сравн. с 2020 Ср. балл ЕГЭ (платный прием) 2021 Зачислено на бюджетные места, чел. 2021
Юриспруденция 28252 25935 2317 64,3 6939
Экономика 24870 24951 -81 64,7 7483
Здравоохранение 20332 21472 -1140 63,5 32145
Менеджмент 13249 13040 209 65,5 5210
Лингвистика и иностранные языки 10213 9738 475 71,7 3468
Информатика и вычислительная техника 9724 10927 -1203 66,7 34653
Реклама и связи с общественностью 7843 7344 499 69,2 996
Педагогическое образование 7019 8365 -1346 64,7 32115
Государственное и муниципальное управление 5554 4872 682 62,7 1800
Международные отношения 4579 4708 -129 70,3 1349
Журналистика и литературное творчество 4304 4257 47 71,4 1362
Психология 4002 3034 968 62,8 3185
Бизнес-информатика 3156 2491 665 65,9 1017
Дизайн 2914 2737 177 74 1138
Сфера обслуживания 2904 3098 -194 63,4 3919
Информационная безопасность 2731 2769 -38 63,9 7785
Архитектура и градостроительство 2550 2469 81 63,9 4250
Математика 2460 2812 -352 72,3 12311
Филология 2067 2203 -136 72,5 3028
Социология 1559 1167 392 68,6 2320
Строительство 1480 1484 -4 55,4 15313
Сельское и рыбное хозяйство 1363 1217 146 58 18899
Политология 1356 1331 25 71,7 1023
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование 1173 1292 -119 59,8 6577
История 826 909 -83 68,5 2389

Самые дорогие УГН (в среднем по стране)

Группа направлений Ср. стоимость обучения (руб. в год) 2021 Ср. стоимость обучения (руб. в год) 2020 Зачислено на платные места, чел. 2021
Дизайн 267 344 258 955 2914
Морская техника 257 611 249 483 53
Управление водным транспортом 251 941 243 429 111
Авиационные системы (эксплуатация) 247 473 245 424 152
Востоковедение и африканистика 238 311 220 807 823
Теория искусств 226 446 233 612 454
Международные отношения 209 053 196 617 4579
Политология 204 670 192 581 1356
Нефтегазовое дело 197 547 200 757 482
Культурология 194 950 191 623 147
Авиационная и ракетно-космическая техника 194 867 188 362 175
Ядерные физика и технологии 193 472 201 252 48
Здравоохранение 190 298 181 530 20332

Самые недорогие УГН (в среднем по стране)

Группа направлений Ср. стоимость обучения (руб. в год) 2021 Ср. стоимость обучения (руб. в год) 2020 Зачислено на платные места, чел. 2021
Технологии легкой промышленности 139 214 135 142 83
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование 137 086 132 996 1173
Педагогическое образование 134 026 128 753 7019
Социальная работа 133 570 130 541 308
Библиотеки и архивы 133 437 135 339 110
Профессиональное обучение 126 523 123 777 504

Количество вузов, в которых реализуются образовательные программы укрупненных предметных групп

Важной характеристикой системы высшего образования является количество вузов, которые принимают студентов по укрупненным группам направлений и специальностей. Так, например, профессию экономиста можно получить в 452 вузах из 835, ИТ-специальность — в 416 вузах, а вот медика — только в 101.

С другой стороны, 8 УГН представлены меньше, чем в 20 университетах — среди них «Востоковедение и африканистика», «Управление водным транспортом» и «Почвоведение».

Число вузов, принимающих по определенному УГН, показывает доступность соответствующего образования (хотя доступность в большей степени характеризуют такие показатели, как общее количество мест, средний балл ЕГЭ и число регионов, где осуществляется прием), но в первую очередь — уровень конкуренции на «отраслевом» рынке высшего образования.

27 самых распространенных УГН (больше 100 вузов)
  Число вузов, принимающих по УГН Число вузов с бюджетным приемом на УГН
УГН Динамика 21/19 2021 2020 2019 Динамика 21/19 2021 2020 2019
Экономика -5% 452 469 478 -3% 237 275 244
Информатика и вычислительная техника 7% 416 414 387 12% 403 385 361
Менеджмент -8% 365 375 395 -8% 213 224 232
Юриспруденция -1% 341 342 345 -16% 163 175 194
Экология -11% 222 252 250 -13% 214 247 247
Государственное и муниципальное управление -4% 206 208 214 -9% 115 132 127
Энергетика и энергетическое машиностроение -7% 182 207 196 -8% 175 202 191
Педагогическое образование 5% 180 177 171 8% 170 165 157
Сфера обслуживания -13% 174 197 199 -16% 121 154 144
Психология -2% 172 169 176 -11% 110 120 123
Строительство -1% 165 175 167 1% 161 172 159
Математика -2% 164 163 167 -1% 162 160 164
Технологические машины и оборудование -7% 162 181 174 -6% 160 180 170
Лингвистика и иностранные языки 1% 161 164 159 -3% 109 132 112
Автоматика и управление -3% 157 169 162 -2% 154 165 157
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование 2% 149 145 146 4% 141 135 136
Транспортные средства -22% 145 184 185 -23% 139 178 180
Реклама и связи с общественностью 4% 144 150 139 -11% 66 74 74
Информационная безопасность 3% 136 134 132 3% 131 131 127
Электронная техника, радиотехника и связь 7% 133 131 124 8% 133 131 123
Химическая и биотехнологии 1% 125 128 124 3% 122 122 118
Бизнес-информатика -5% 116 114 122 -6% 64 70 68
Дизайн 1% 110 131 109 -12% 67 119 76
Журналистика и литературное творчество -4% 110 109 115 -15% 72 79 85
Биология -7% 106 113 114 -8% 102 111 111
Сельское и рыбное хозяйство -3% 106 104 109 -2% 106 103 108
Здравоохранение 7% 101 98 94 6% 90 87 85

Главная новость 2021 года — сегодня в России исключительно высокая динамика обновления высшего образования. В среднем она составляет около 20% в год

Адаптация вузов к изменениям в государственной политике, к изменениям на рынках труда и ощущаемым ими предпочтениям абитуриентов (в том числе в форме платежеспособного спроса) идет постоянно. С другой стороны, университеты сами инициируют создание новых образовательных программ, при этом движущим фактором является формирование научного или профессионального коллектива, разработки которого могут быть реализованы в образовании. Большинство таких инноваций, трансляций научных результатов (и научных коллективов) в образовательные программы происходит в рамках уже реализуемых вузами направлений и специальностей, но время от времени выходят за их границы.

В этом году мы впервые подробно рассмотрели такой важный для понимания развития системы высшего образования параметр, как динамика участия вузов в укрупненных предметных группах. Пожалуй, главная новость 2021 года сегодня в России исключительно высокая динамика обновления высшего образования. В среднем она составляет около 20% в год. То есть ежегодно каждый пятый вуз, реализующий программы в любой широкой предметной группе, такой как «Строительство», «Машиностроение», «Менеджмент» или «Биология», не просто объявляет новые программы, а сворачивает их в целой предметной области, или, наоборот, входит в новую для себя предметную область.

Например, если по УГН «Строительство» в 2021 году прекратили набор 18 вузов (в том числе 13 входивших в «хорошую» группу качества и 5 — в «удовлетворительную»), то вновь начали набор 8 вузов. Соотношение 26 вузов, изменивших свою политику по отношению к данной УГН, и общего числа вузов, участвующих в ней (165), показывает динамику участия вузов в УГН «Строительство» — и в данном случае она значимая — 16%. Если же мы рассмотрим сходную по размерам группу «Транспортные средства» (145 вузов в 2021 году), то сумма «покинувших» и «вновь пришедших» будет уже 57 (причем «ушедших с рынка» значительно больше). Это очень большая динамика — почти 40%. А если посмотреть на «чемпиона динамики» — УГН «Культурология», то в ней из 23 вузов — 8 новых, плюс 11 вузов прекратили в 2021 году набор. Показатель динамики, действительно, поражает — 83%!

Динамика участия вузов в направлениях и специальностях зависит не только от политики ректората и внутреннего научно-образовательного потенциала, но и от объективных, внешних по отношению к вузу факторов. Когда группа ученых (научный центр, лаборатория) инициирует открытие новой для вуза образовательной программы, это практически всегда требует определенной кадровой «достройки»: в образовательной программе появляются предметы, которые действующие коллеги не могут или не хотят преподавать. Образовательная программа высшего образования всегда (даже в профессиональной своей части) шире, чем научное направление, даже несколько научных направлений. Ни один вуз не может (не скатываясь в профанацию) вести такую программу исключительно внутренними силами. Образно говоря, кафедра (или департамент) всегда будет тематически шире научной лаборатории или института. Поэтому важным ограничительным фактором является доступность научно-педагогических кадров, действующих или потенциальных преподавателей.

В крупном городе, где много вузов, научных центров и инновационных предприятий, открывать новые образовательные направления легче, чем в средних и тем более малых населенных пунктах. В последние несколько лет, однако, кадровое ограничение начало смягчаться в результате быстрой цифровизации образования и реализации сетевых программ. В частности — возможности включить в образовательную программу курс другого вуза в форме цифровых курсов, в гибридной форме (цифровой курс вместо лекций, семинары и контроль — за местными преподавателями) или в форме удаленного преподавания видного специалиста из другого города и даже страны. В 2021 г. мы еще находимся в самом начале массовой реализации вузами этих возможностей. Цифровые или удаленные курсы активно импортируют в основном лидеры отечественной высшей школы, создатели собственных цифровых курсов, не опасающиеся потерять на этом свою репутацию — МГУ, ВШЭ, СПбГУ, ИТМО, УрФУ, Томский государственный университет, Питерский политех. Но наблюдаемый МКП в 20202021 гг. рост динамики участия в УГН в целом по России показывает, что масштаб таких изменений гораздо шире. В данном контексте отдельно стоит упомянуть пример Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, в котором с 2019 г. онлайн-курсы сторонних вузов активно включаются в образовательные программы. Среди вузов-разработчиков MOOC — ВШЭ, СПбГУ, МИСиС, УрФУ, СПбПУ и ТюмГУ. Спектр дисциплин, реализуемых в формате онлайн-курсов, весьма широк и включает в себя как гуманитарные («Основы права», «Философия», «Основы педагогической деятельности» и др.), так и ИТ-дисциплины («Базы данных»). В течение 2019/20 и 2020/21 уч. годов онлайн-курсы сторонних вузов прослушали более 800 студентов, обучающихся на 9 УГН. При этом по итогам 2021/22 уч. года Калужский государственный университет планирует довести охват MOOC сторонних вузов до 1,5 тыс. студентов и 15 УГН.

Открывшаяся возможность почти безграничного расширения рынка кадров/учебных курсов может стать через несколько лет ключевым фактором выравнивания качества высшего образования в разных субъектах Российской Федерации и даже в «обычных» городах применительно к мегаполисам.

Второй важный внешний фактор, потенциально ограничивающий структурные изменения высшего образования это ресурсная база профессиональных образовательных программ. Такая база может быть внутри вуза или вовне, у предприятий и организаций партнеров, но она должна быть доступна студентам соответствующих образовательных программ. Технические (технологические) направления, медицина, естественные науки, транспорт и строительство вообще не представимы без выполнения этого условия.

В принципе, укрупненные предметные группы можно разделить на более или менее капиталоемкие, завязанные на дорогостоящий набор оборудования, много лет выстраиваемые отношения с производственными базами (базами практики), — или напротив, зависящие только от привлечения квалифицированных преподавателей. Соответственно, первая группа гораздо более инерционна, находящийся в ней вуз с трудом расстается с набором по такому направлению — слишком велики издержки омертвления оборудования. Вторая группа более динамична, вузы легче принимают решение об уходе с рынка или наоборот входе на него, ориентируясь в основном на платежеспособный спрос абитуриентов.

Внутри второй группы в свою очередь существует разделение по степени сложности привлечения квалифицированных преподавателей. Узких специалистов по восточным языкам или теории искусств найти можно далеко не во всех регионах, в то время как преподавателей менеджмента, иностранных языков или ГМУ — значительно проще.

Можно привести пример групп «Здравоохранение» и «Информатика и вычислительная техника», сопоставимых по масштабам приема (первое и второе место по стране) и явно находящихся на подъеме. Группа «Здравоохранение» потеряла только один вуз и приобрела четыре новых, «Информатика и вычислительная техника» за то же время потеряла 20 и приобрела 22.

Из 67 укрупненных групп в 2021 году оказалось только 14 таких, число вузов в которых выросло. 5 предметных групп сохранили число вузов (в том числе в составе участников группы «Авиационная и ракетно-космическая техника» вообще не было никаких изменений). Еще 5 УГН «потеряли» по числу участников только по одному вузу. При этом, надо отметить, это часто сопровождалось значительной динамикой. Например, в УГН «Государственное и муниципальное управление» за год появилось 19 новых вузов, но 22 — ушло с рынка.

Абсолютное большинство УГН — 43 — потеряли больше вузов-участников, чем приобрели. «Чемпионами» выступают здесь «Экономика» (ушло 54 вуза, пришло 37), «Менеджмент» (ушло 47, пришло 37), «Транспортные средства» (ушло 48, добавилось только 9) и «Сфера обслуживания» (ушло 39, пришло 16).

Подробные таблицы по всем вузам и направлениям подготовки см. на сайте мониторинга: http://ege.hse.ru