Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России ежегодно проводит исследование итогов летней приемной кампании в российские вузы на основе анализа информации, размещаемой на сайтах вузов в сети Интернет.
Мониторинг проводится с 2010 года и служит важным показателем не только качества знаний зачисленных на первый курс абитуриентов, но и репутации самых университетов. Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы, широко используется государством, работодателями и самими вузами при анализе рынков и учреждений и планировании образовательной политики.
Качество приема оценивается по среднему баллу абитуриентов, зачисленных на первый курс по итогам ЕГЭ. Результаты победителей и призеров олимпиад школьников, которых вузы зачислили без вступительных испытаний, засчитываются как 100 баллов (по аналогии с мониторингом эффективности вузов МОН РФ).
Подробные таблицы см. на сайте мониторинга: http://ege.hse.ru.
Мониторинг качества приема снизил «порог риска» для абитуриентов при поступлении на образовательные программы с 25 до 15 человек на УГН
МКП традиционно указывает «Порог риска» — параметры образовательной программы, при которых студент с высокой вероятностью столкнется с трудностями в освоении материала не по собственной вине. Напомним, что таким порогом является качество приема по УГН или по вузу в целом ниже 56 баллов — условный нижний порог «четверки». Это означает, что большинство студентов, с кем вместе придется учиться поступившему абитуриенту, имеют только удовлетворительные знания по школьным предметам. Это будет негативно сказываться как на глубине и интенсивности обучения, так и на мотивации окружающих студентов.
Вторым порогом риска является количество студентов, зачисленных на 1 курс.
Экономически вуз имеет бюджетное обеспечение из расчета один преподаватель на 10–12 студентов. Цена платного образования тесно коррелирует с бюджетным обеспечением по КЦП, так что можно считать, что экономика бюджетного и платного набора не различается. Среднее число предметов — 6–8 в год, в том числе профессиональный цикл (предметы, читаемые только для данной УГН) — как минимум 4 предмета. Таким образом, для полноценного кадрового обеспечения на учебную группу необходимо 4 «условных» преподавателя предметов профессионального цикла. Минимальный размер приема, который это обеспечивает — 50 студентов одной УГН. Подчеркнем, что речь идет именно об УГН — «Машиностроение», «Педагогика» и пр., прием на направления часто осуществляется более дробно. Разумеется, при небольшом приеме можно привлекать преподавателей на часть ставки, и 4 преподавателя могут рассматриваться как 4 по 0,25 ставки. Но соответствующего специалиста еще надо найти и привлечь, не во всех городах и регионах это может быть реализовано без проблем.
В последние годы началось распространение онлайн-курсов и сетевых программ, реализующихся в удаленном формате, что создает возможность даже объединять потоки, обучающиеся в разных городах, и привлекать на удаленный контракт ценных преподавателей — «узких специалистов». Это смягчает проблему кадровой обеспеченности в том числе у вузов с небольшим приемом. С учетом всего этого мониторинг качества приема в 2021 году снизил планку, где можно утверждать о высокой вероятности низкой эффективности образовательного процесса — с 25 студентов до 15 студентов на УГН.
По таким УГН, как «Экономика», «Менеджмент», «ГМУ», «Психология», «Сфера обслуживания», «Бизнес-информатика» и «Дизайн» — доля вузов с приемом меньше 15 человек составляет от 24 до 34%.
Рост бюджетных мест
Государственное задание 2021 года (читай, число бюджетных мест) в вузах увеличилось на целых 9%. Это наиболее значимый прирост за последние годы. Его в первую очередь получили направления, связанные с кадровым обеспечением цифровой трансформации российской экономики. На 5 тысяч мест (на 17%) расширился бюджетный прием на «Информатику и вычислительную технику»; на 1,4 тысячи мест (на 13%) на «Математику»; почти на 1000 мест (+9%) на «Электронную технику, радиотехнику и связь»; больше, чем на 1000 мест (+17%) — на «Информационную безопасность». На 11% выросло число бюджетных мест на «Приборостроении и оптотехнике».
Во-вторых, 4,1 и 4,7 тысячи дополнительных бюджетных мест получили крупнейшие направления, пользующиеся неизменным спросом на региональных рынках труда — «Здравоохранение» и «Педагогическое образование» (рост на 15% и 17% соответственно). Почти на 1000 мест расширился прием на «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» (+16%), на 624 места — на «Профессиональное обучение» (рост на рекордные 41%). По этой же логике добавились бюджетные места в УГН «Строительство» (1,3 тысячи, рост на 9%); «Сельское и рыбное хозяйство» (900, рост на 5%); «Химическая и биотехнологии» (866 мест, +11%).
Как сказалось увеличение бюджетного приема на его качестве и на платном приеме?
При прочих равных условиях расширение бюджетных мест ведет как к определенному снижению как среднего балла принятых (растет доступность бесплатного обучения), так и размеров платного приема на соответствующее направление (абитуриенты могут поступить не на платные, а на бюджетные места). Так, по направлению «Электронная техника, радиотехника и связь» наблюдается снижение общего балла ЕГЭ на 0,9 и падение платного приема на 35%. При этом рост бюджетного приема перекрывает падение платного в 5 раз. Выделяется группа «Химическая и биотехнологии» с существенным падением качества приема (минус 2 балла), которое сопровождалось снижением численности платного приема на 24%). Прирост новых бюджетных мест оказался в 3 раза больше, чем сокращение платных.
На ряд укрупненных групп направлений платный прием упал (больше абитуриентов смогли поступить на бюджетные места), однако им удалось сохранить прошлогоднее качество приема. Это «Педагогическое образование» (-16% платных студентов), увеличение бюджетного приема на 17%; по группе «Химия» отмечается падение платного приема на 10%, которое было целиком скомпенсировано приростом бюджетных мест.
Такие группы характеризуются определенной ограниченностью круга абитуриентов — то есть новость о появлении новых бюджетных мест не побуждает абитуриентов, ориентированных на другие направления, менять свое решение и поступать именно на это. При этом по педагогам и химикам наблюдается рост качества «своих» абитуриентов.
Другая группа — профессии с растущей репутацией, которые привлекают расширяющийся круг абитуриентов. Новые бюджетные места по таким УГН привлекают в том числе сильных абитуриентов с других направлений. В 2021 году — это медицинские направления и цифровые технологии.
Значительный рост качества приема показала крупнейшая УГН «Информатика и вычислительная техника». Падение платного приема на 11% по ней более чем в три раза перекрывается ростом набора на бюджет. Аналогичная картина по «Математике».
На крупнейшую УГН «Здравоохранение» при росте бюджетных мест качество приема существенно не изменилось, платный прием тоже сохранился в прежних (больших) масштабах. На «Информационная безопасность» платный прием не изменился, а качество приема выросло на 1,1 балл.
Третья тенденция 2021 года — сохранение высокого спроса на платные места по группе социально-экономических направлений (экономика, юриспруденция, менеджмент, ГМУ и другие). По ним увеличение бюджетных мест не произошло, при этом наблюдался рост зачисления на платные места (кроме экономики). То есть эти направления сохранили и даже расширили группу своих абитуриентов.
Руководитель Мониторинга, научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов так прокомментировал эти результаты:
«Структура бюджетного приема, предлагаемая государством, отражает приоритеты экономического развития России, в частности — опережающее развитие информационных технологий, высокотехнологичных отраслей и региональных экономических систем. Она не на 100% совпадает с предпочтениями части абитуриентов и их родителей, которые традиционно во многом отражают «вчерашний день» рынка труда. Это «расхождение» семьи компенсируют частично своими сбережениями, а частично — льготным банковским кредитом, который, кстати, поддерживает государство.
Другими словами, абитуриенты должны убедиться, что «карьера профессионала», (на которую ориентированы инженерные и частично естественнонаучные направления) обеспечивает не худшее трудоустройство и высокий стабильный доход по сравнению с «триадой» (ЭМЮ). На сегодняшний день массовые представления об успешной карьере профессионала однозначно связаны со здравоохранением, информационными технологиями и математикой. Другим направлениям еще предстоит утвердить себя в таком качестве.
Есть ли рациональное зерно в медленной адаптации абитуриентов к новой структуре экономики? Да, есть. Технологические направления высшего образования «привязывают» выпускника к гораздо более узкому сектору рынка труда, чем социально-экономические. В экономике региона это может быть всего несколько предприятий и организаций. В противоположность этому, экономист или юрист (или айтишник) встречает на порядок больше вакансий. Риск оказаться привязанным к нескольким предприятиям, которые к тому же могут оказаться в сложном экономическом положении — или необходимость переезжать в другой регион — или необходимость получать новую квалификацию — это реальный риск, и нормально, что абитуриенты его видят.
При этом они часто не видят «целого букета» других рисков — а) связанного с низким качеством профессионального образования по социально-экономическим направлениям (свидетельством этого риска является отсутствие государственного задания у 2/3 вузов, предлагающих сегодня соответствующие программы); б) «переполненности» рынка труда специалистами с соответствующими дипломами. Все это резко снижает возможности успешной карьеры для «триады» и других социально-экономических дисциплин.
Кроме перечисленных рисков, в) экономисты, юристы, менеджеры и другие работники функциональных подразделений оказываются первыми жертвами внедрения цифровых технологий. Искусственный интеллект и цифровые системы предприятий вытесняют значительную часть работников рутинного умственного труда».
Совокупный размер приема по укрупненным предметным группам
Группа направлений | Средний балл ЕГЭ (Б+П) 2021 | Зачислено всего (Б+П) 2021 | Зачислено всего (Б+П) 2020 | Изменениеи приема в 2021 | Зачислено на бюджетные места, чел. 2021 | Зачислено на платные места, чел. 2021 |
Здравоохранение | 70,0 | 52477 | 49426 | 3051 | 32145 | 20332 |
Информатика и вычислительная техника | 72,3 | 44377 | 40161 | 4216 | 34653 | 9724 |
Педагогическое образование | 68,5 | 39134 | 35752 | 3382 | 32115 | 7019 |
Юриспруденция | 68,0 | 35191 | 32783 | 2408 | 6939 | 28252 |
Экономика | 68,4 | 32353 | 32478 | -125 | 7483 | 24870 |
Сельское и рыбное хозяйство | 56,5 | 20262 | 19200 | 1062 | 18899 | 1363 |
Менеджмент | 69,1 | 18459 | 18038 | 421 | 5210 | 13249 |
Строительство | 63,3 | 16793 | 15440 | 1353 | 15313 | 1480 |
Математика | 76,0 | 14771 | 13605 | 1166 | 12311 | 2460 |
Лингвистика и иностранные языки | 75,3 | 13681 | 13342 | 339 | 3468 | 10213 |
Энергетика и энергетическое машиностроение | 64,1 | 12968 | 12695 | 273 | 12486 | 482 |
Электронная техника, радиотехника и связь | 65,4 | 12549 | 11643 | 906 | 12195 | 354 |
Транспортные средства | 58,6 | 10863 | 11773 | -910 | 10296 | 567 |
Информационная безопасность | 71,2 | 10516 | 9480 | 1036 | 7785 | 2731 |
Химическая и биотехнологии | 69,9 | 9242 | 8639 | 603 | 8422 | 820 |
Реклама и связи с общественностью | 70,5 | 8839 | 8359 | 480 | 996 | 7843 |
Экология | 63,0 | 8566 | 8901 | -335 | 8075 | 491 |
Автоматика и управление | 69,9 | 7940 | 7713 | 227 | 7185 | 755 |
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование | 65,2 | 7750 | 6984 | 766 | 6577 | 1173 |
Государственное и муниципальное управление | 66,5 | 7354 | 6901 | 453 | 1800 | 5554 |
Психология | 68,3 | 7187 | 5960 | 1227 | 3185 | 4002 |
Сфера обслуживания | 68,8 | 6823 | 7043 | -220 | 3919 | 2904 |
Архитектура и градостроительство | 71,2 | 6800 | 6381 | 419 | 4250 | 2550 |
Технологические машины и оборудование | 63,2 | 6418 | 6550 | -132 | 6231 | 187 |
Международные отношения | 74,1 | 5928 | 6069 | -141 | 1349 | 4579 |
Журналистика и литературное творчество | 74,4 | 5666 | 5625 | 41 | 1362 | 4304 |
Физика | 75,0 | 5502 | 5249 | 253 | 5085 | 417 |
Геология | 64,8 | 5443 | 5357 | 86 | 5265 | 178 |
Филология | 77,4 | 5095 | 5019 | 76 | 3028 | 2067 |
Авиационная и ракетно-космическая техника | 70,4 | 4886 | 4672 | 214 | 4711 | 175 |
Биология | 68,8 | 4679 | 4412 | 267 | 3990 | 689 |
Бизнес-информатика | 69,6 | 4173 | 3453 | 720 | 1017 | 3156 |
Дизайн | 76,8 | 4052 | 3851 | 201 | 1138 | 2914 |
Химия | 72,7 | 4024 | 3922 | 102 | 3672 | 352 |
Лесное дело | 60,4 | 3978 | 3736 | 242 | 3813 | 165 |
Приборостроение и оптотехника | 69,5 | 3931 | 3555 | 376 | 3674 | 257 |
Социология | 75,8 | 3879 | 3280 | 599 | 2320 | 1559 |
Нефтегазовое дело | 70,9 | 3791 | 3658 | 133 | 3309 | 482 |
Геодезия и землеустройство | 62,4 | 3548 | 3518 | 30 | 3282 | 266 |
Пищевые технологии | 59,5 | 3389 | 3369 | 20 | 3146 | 243 |
История | 75,5 | 3215 | 3121 | 94 | 2389 | 826 |
Социальная работа | 66,8 | 2742 | 2403 | 339 | 2434 | 308 |
Профессиональное обучение | 65,6 | 2657 | 2028 | 629 | 2153 | 504 |
Политология | 77,4 | 2379 | 2355 | 24 | 1023 | 1356 |
Управление качеством | 64,5 | 2373 | 2401 | -28 | 2207 | 166 |
География | 67,6 | 2200 | 2157 | -43 | 2127 | 73 |
Морская техника | 58,5 | 2187 | 2290 | -103 | 2134 | 53 |
Авиационные системы (эксплуатация) | 67,8 | 2016 | 1911 | 105 | 1864 | 152 |
Физическая культура | 64,1 | 1908 | 1717 | 191 | 1561 | 347 |
Машиностроение | 62,0 | 1881 | 1940 | -59 | 1782 | 99 |
Материалы | 64,7 | 1860 | 1844 | 16 | 1813 | 47 |
Ядерные физика и технологии | 74,9 | 1646 | 1469 | 177 | 1598 | 48 |
Востоковедение и африканистика | 81,5 | 1418 | 1572 | -154 | 595 | 823 |
Управление водным транспортом | 59,6 | 1354 | 1309 | 45 | 1243 | 111 |
Металлургия | 60,9 | 1090 | 1095 | -5 | 1064 | 26 |
Технологии легкой промышленности | 64,8 | 924 | 885 | 39 | 841 | 83 |
Философия | 75,9 | 824 | 848 | -24 | 569 | 255 |
Вооружение | 64,5 | 820 | 805 | 15 | 804 | 16 |
Библиотеки и архивы | 69,0 | 686 | 669 | 17 | 576 | 110 |
Теория искусств | 80,9 | 670 | 591 | 79 | 216 | 454 |
Религиеведение и теология | 67,5 | 508 | 616 | -108 | 466 | 42 |
Культурология | 75,9 | 451 | 436 | 15 | 304 | 147 |
Сестринское дело | 61,4 | 402 | 383 | 19 | 237 | 165 |
Полиграфия и упаковка | 65,4 | 355 | 342 | 13 | 344 | 11 |
Издательское дело | 73,2 | 311 | 280 | 31 | 91 | 220 |
Охрана памятников | 69,4 | 263 | 243 | 20 | 229 | 34 |
Почвоведение | 64,7 | 233 | 226 | 7 | 229 | 4 |
В 2021 году самыми крупными направлениями оставались «Здравоохранение» (52477), «Информатика и вычислительная техника» (44377), «Педагогическое образование» (39134), «Юриспруденция» (35191) и «Экономика» (32353).
Значительное увеличение контрольных цифр бюджетного приема на здравоохранение, информатику и педагогику (на 4–5 тысяч мест за один год) отразилось в определенном снижении платного набора. В итоге эти направления все равно «прибавили» по 3–3,3 тысячи студентов.
Юриспруденция выросла на 2,4 тыс. студентов исключительно за счет платного приема, а экономика осталась практически неизменной — что закрепило ее последнее место среди крупнейших направлений.
Еще 9 укрупненных групп приняли от 10 до 20 тысяч студентов, в 2021 году добавилась «Информационная безопасность», увеличившая прием (исключительно за счет новых бюджетных мест) на 11%.
Наибольший рост в 2021 году, кроме них, показали «Строительство», «Сельское и рыбное хозяйство» и «Математика» — все они выросли больше чем на 1000 студентов; «Электронная техника, радиотехника и связь» — на 900, «Бизнес-информатика» — на 720, «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» — на 760 студентов. «Профессиональное обучение» прибавило 630 студентов, «Химическая и биотехнологии» и «Социология» — по 600.
Мы видим два основных фактора роста: увеличение контрольных цифр и рост спроса на соответствующие профессии на региональных рынках труда. В последнем случае увеличивался именно платный набор.
Лидерами роста платного набора в 2021 году стали «Юриспруденция» (2317), «Психология» (почти 1000), «Государственное и муниципальное управление» (почти 700), «Бизнес-информатика» (почти 700), «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика и иностранные языки» (по 500), и «Социология» (почти 400).
Руководитель Мониторинга Ярослав Кузьминов:
«Надо отметить, что Минобрнауки России последние 10 лет проводил последовательную политику, направленную на ограничение образовательных программ, не обеспеченных в должной мере научно-педагогическими кадрами. В первую очередь это относится к социально-экономическим наукам, программы по которым еще недавно предлагал практически каждый вуз. Мы видим, однако, что спрос семей ведет себя более консервативно, нередко воспроизводит картину вчерашнего дня. Речь не идет о том, чтобы не уважать выбор абитуриентов и их родителей. Но государство обязано позаботиться о том, чтобы на рынке высшего образования (это доверительный рынок) все предоставляемые программы обладали достаточно высоким качеством. Если Минобрнауки не считает возможным дать половине вузов государственное задание по экономике, юриспруденции, менеджменту, ГМУ — тогда Рособрнадзору надо серьезно посмотреть на то, достаточно ли высоки по этим направлениям аккредитационные требования. Если семья принимает решение заплатить за обучение своего ребенка значимые деньги — семья ориентируется на то, что вуз имеет государственную гарантию качества в виде аккредитации соответствующей программы».
В 2021 году, несмотря на рост общего приема в вузы, ряд укрупненных предметных групп показали отрицательную динамику. В первую очередь, это «Транспортные средства», потерявшие около 500 студентов — почти 5% от своего большого приема. Эта группа традиционно имеет один из самых низких показателей качества приема, еще больше упавший в 2021 году (58,6). Несмотря на устойчивый рынок труда выпускников, профессия пока не выглядит достаточно привлекательной для сильных абитуриентов.
Вторая группа по размеру потери новых студентов — «Экология» (335 чел.). Несмотря на приоритетность ESG-повестки, рынок труда экологов в России сформировался слабо, перспектива профессиональной карьеры не ясна для абитуриентов.
Третья группа — «Сфера обслуживания» (минус 220 чел.). При быстром росте сферы услуг «профессии руководителей» (менеджер, юрист, экономист) и «креативные профессии» (реклама, дизайн, социолог) воспринимаются как драйверы карьеры, а «Сфера обслуживания» (точно так же, как «Сестринское дело» в медицине или «Социальная работа») — как антидрайверы, закрепляющие работника на месте исполнителя.
12 укрупненных предметных групп приняли меньше 1 тысячи студентов, в том числе половина — меньше 500. Тревожным является тот факт, что среди 12 — три направления, где средний балл платного приема составляет больше 70-ти («пятерка»), в том числе по «Теории искусств» — 78,6! Это явное свидетельство недостаточного предложения бюджетных мест по этим специальностям, причем легко устранимого — речь идет максимум о нескольких сотнях дополнительных мест на всю Россию. Аналогичная ситуация с группой «Востоковедение и африканистика», где прием несколько больше.
Качество приема: педагоги сравнялись с экономистами и юристами
Наиболее значимые направления с самым большим приемом (здравоохранение, информатика и вычислительная техника, экономика, педагогические науки и юриспруденция) в 2021 году показывали близкие и в целом хорошие результаты по качеству, на рубеже «хорошей» и «отличной» оценки. С учетом массовости этих УГН можно быть довольными такими результатами.
При этом в «зоне пятерки» находились только первые — «Здравоохранение» (70 баллов ровно) и «Информатика и вычислительная техника» (72,3 балла), остальные показывали средний результат студентов «на пороге пятерки»: от 68 до 68,5. Это меняет сложившееся в обществе представление о выборе абитуриентов.
ИТ, медицина и педобразование в 2021 году получили большое количество дополнительных бюджетных мест, а юристы серьезно увеличили платный прием. Несмотря на это, качество приема почти не упало у медиков и юристов (меньше 0,5 балла), удержалось на уровне прошлого года у педагогов, а у айтишников — даже выросло на 1,1 балл!
Научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Родители и работодатели должны знать, что отличники теперь идут в медицину и информационные технологии; экономисты и юристы — это в основном люди, учившиеся на хорошую, устойчивую «четверку». Эти группы по качеству абитуриентов такие же, как будущие учителя. Рост репутации направления «Педагогическое образование» за прошедшие 10 лет — это одно из самых значительных изменений как в российском высшем образовании, так и на рынке труда».
По-прежнему, очень высокое качество приема (80+) демонстрируют только две небольших предметных группы: «Востоковедение и африканистика» и «Теория искусств».
Позитивно, что начиная с 2020 года, в России по-прежнему нет УГН со средним баллом ниже минимальной границы «хорошего» уровня (56+) — еще в 2019 году «Сельское и рыбное хозяйство» имело 55,8.
Группа направлений | Средний балл ЕГЭ Б+П 2021 |
Средний балл ЕГЭ Б+П 2020 |
Динамика среднего балла ЕГЭ Б+П 2021–2020 |
Востоковедение и африканистика | 81,5 | 81,2 | 0,3 |
Теория искусств | 80,9 | 81,7 | -0,8 |
Политология | 77,4 | 76,4 | 1 |
Филология | 77,4 | 77,2 | 0,2 |
Дизайн | 76,8 | 76,9 | -0,1 |
Математика | 76 | 75,8 | 0,2 |
Философия | 75,9 | 75,9 | 0 |
Культурология | 75,9 | 74 | 1,9 |
Социология | 75,8 | 76,1 | -0,3 |
История | 75,5 | 76,1 | -0,6 |
Лингвистика и иностранные языки | 75,3 | 75,5 | -0,2 |
Физика | 75 | 76,2 | -1,2 |
Ядерные физика и технологии | 74,9 | 75,5 | -0,6 |
Журналистика и литературное творчество | 74,4 | 73,7 | 0,7 |
Международные отношения | 74,1 | 75,6 | -1,5 |
Издательское дело | 73,2 | 71,2 | 2 |
Химия | 72,7 | 73,2 | -0,5 |
Информатика и вычислительная техника | 72,3 | 71,2 | 1,1 |
Архитектура и градостроительство | 71,2 | 70,8 | 0,4 |
Информационная безопасность | 71,2 | 70,1 | 1,1 |
Нефтегазовое дело | 70,9 | 70,3 | 0,6 |
Реклама и связи с общественностью | 70,5 | 70,5 | 0 |
Авиационная и ракетно-космическая техника | 70,4 | 70,4 | 0 |
Здравоохранение | 70 | 70,5 | -0,5 |
Автоматика и управление | 69,9 | 69,8 | 0,1 |
Химическая и биотехнологии | 69,9 | 71,9 | -2 |
Бизнес-информатика | 69,6 | 70,8 | -1,2 |
Приборостроение и оптотехника | 69,5 | 70,5 | -1 |
Охрана памятников | 69,4 | 69,7 | -0,3 |
Менеджмент | 69,1 | 68,1 | 1 |
Библиотеки и архивы | 69 | 70,2 | -1,2 |
Сфера обслуживания | 68,8 | 68,2 | 0,6 |
Биология | 68,8 | 69,1 | -0,3 |
Педагогическое образование | 68,5 | 68,5 | 0 |
Экономика | 68,4 | 68,1 | 0,3 |
Психология | 68,3 | 67,4 | 0,9 |
Юриспруденция | 68 | 68,3 | -0,3 |
Авиационные системы (эксплуатация) | 67,8 | 67,5 | 0,3 |
География | 67,6 | 67,4 | 0,2 |
Религиеведение и теология | 67,5 | 68,9 | -1,4 |
Социальная работа | 66,8 | 68,4 | -1,6 |
Государственное и муниципальное управление | 66,5 | 66,3 | 0,2 |
Профессиональное обучение | 65,6 | 66,9 | -1,3 |
Полиграфия и упаковка | 65,4 | 64 | 1,4 |
Электронная техника, радиотехника и связь | 65,4 | 66,3 | -0,9 |
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование | 65,2 | 65,3 | -0,1 |
Технологии легкой промышленности | 64,8 | 64,6 | 0,2 |
Геология | 64,8 | 64,7 | 0,1 |
Материалы | 64,7 | 64,9 | -0,2 |
Почвоведение | 64,7 | 65,3 | -0,6 |
Управление качеством | 64,5 | 64 | 0,5 |
Вооружение | 64,5 | 65 | -0,5 |
Физическая культура | 64,1 | 64,4 | -0,3 |
Энергетика и энергетическое машиностроение | 64,1 | 64,6 | -0,5 |
Строительство | 63,3 | 63,6 | -0,3 |
Технологические машины и оборудование | 63,2 | 63,8 | -0,6 |
Экология | 63 | 63,6 | -0,6 |
Геодезия и землеустройство | 62,4 | 62,7 | -0,3 |
Машиностроение | 62 | 62,9 | -0,9 |
Сестринское дело | 61,4 | 62,7 | -1,3 |
Металлургия | 60,9 | 59,5 | 1,4 |
Лесное дело | 60,4 | 60,1 | 0,3 |
Управление водным транспортом | 59,6 | 62,3 | -2,7 |
Пищевые технологии | 59,5 | 62,6 | -3,1 |
Транспортные средства | 58,6 | 59,1 | -0,5 |
Морская техника | 58,5 | 59,4 | -0,9 |
Сельское и рыбное хозяйство | 56,5 | 57,2 | -0,7 |
Платный прием на УГН
В этом году изменился состав пяти самых значимых по размерам платного приема УГН, на каждое из которых по стране поступило больше 10 тыс. платных студентов. В нее вошла «Лингвистика и иностранные языки» и напротив, утратила место в топ-5 «Информатика и вычислительная техника» (потерявшая 1200 студентов, которые перешли на дополнительно открытые в 2021 г. бюджетные места). Аналогичные «потери» понесли «Здравоохранение», «Педагогическое образование» и «Математика». На удивление, совсем немного потеряла «Информационная безопасность» — напомним, все эти направления были обильно обеспечены дополнительными бюджетными местами.
Напротив, УГН социального и гуманитарного профиля, не получившие новых бюджетных мест, значительно приросли платными студентами. Больше всех — 2300 новых студентов — прибавила «Юриспруденция» (+9%), самый быстрый рост показали «Социология» — на 34%, «Психология» — на 32% и «Бизнес-информатика» — на 27%.
25 УГН с крупнейшим платным приемом по стране
Красным выделены случаи кратного превышения платного приема над бюджетным или наоборот.
Группа направлений | Зачислено на платные места, чел. 2021 | Зачислено на платные места, чел. 2020 | Прирост/снижение в 2021 по сравн. с 2020 | Ср. балл ЕГЭ (платный прием) 2021 | Зачислено на бюджетные места, чел. 2021 |
Юриспруденция | 28252 | 25935 | 2317 | 64,3 | 6939 |
Экономика | 24870 | 24951 | -81 | 64,7 | 7483 |
Здравоохранение | 20332 | 21472 | -1140 | 63,5 | 32145 |
Менеджмент | 13249 | 13040 | 209 | 65,5 | 5210 |
Лингвистика и иностранные языки | 10213 | 9738 | 475 | 71,7 | 3468 |
Информатика и вычислительная техника | 9724 | 10927 | -1203 | 66,7 | 34653 |
Реклама и связи с общественностью | 7843 | 7344 | 499 | 69,2 | 996 |
Педагогическое образование | 7019 | 8365 | -1346 | 64,7 | 32115 |
Государственное и муниципальное управление | 5554 | 4872 | 682 | 62,7 | 1800 |
Международные отношения | 4579 | 4708 | -129 | 70,3 | 1349 |
Журналистика и литературное творчество | 4304 | 4257 | 47 | 71,4 | 1362 |
Психология | 4002 | 3034 | 968 | 62,8 | 3185 |
Бизнес-информатика | 3156 | 2491 | 665 | 65,9 | 1017 |
Дизайн | 2914 | 2737 | 177 | 74 | 1138 |
Сфера обслуживания | 2904 | 3098 | -194 | 63,4 | 3919 |
Информационная безопасность | 2731 | 2769 | -38 | 63,9 | 7785 |
Архитектура и градостроительство | 2550 | 2469 | 81 | 63,9 | 4250 |
Математика | 2460 | 2812 | -352 | 72,3 | 12311 |
Филология | 2067 | 2203 | -136 | 72,5 | 3028 |
Социология | 1559 | 1167 | 392 | 68,6 | 2320 |
Строительство | 1480 | 1484 | -4 | 55,4 | 15313 |
Сельское и рыбное хозяйство | 1363 | 1217 | 146 | 58 | 18899 |
Политология | 1356 | 1331 | 25 | 71,7 | 1023 |
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование | 1173 | 1292 | -119 | 59,8 | 6577 |
История | 826 | 909 | -83 | 68,5 | 2389 |
Самые дорогие УГН (в среднем по стране)
Группа направлений | Ср. стоимость обучения (руб. в год) 2021 | Ср. стоимость обучения (руб. в год) 2020 | Зачислено на платные места, чел. 2021 |
Дизайн | 267 344 | 258 955 | 2914 |
Морская техника | 257 611 | 249 483 | 53 |
Управление водным транспортом | 251 941 | 243 429 | 111 |
Авиационные системы (эксплуатация) | 247 473 | 245 424 | 152 |
Востоковедение и африканистика | 238 311 | 220 807 | 823 |
Теория искусств | 226 446 | 233 612 | 454 |
Международные отношения | 209 053 | 196 617 | 4579 |
Политология | 204 670 | 192 581 | 1356 |
Нефтегазовое дело | 197 547 | 200 757 | 482 |
Культурология | 194 950 | 191 623 | 147 |
Авиационная и ракетно-космическая техника | 194 867 | 188 362 | 175 |
Ядерные физика и технологии | 193 472 | 201 252 | 48 |
Здравоохранение | 190 298 | 181 530 | 20332 |
Самые недорогие УГН (в среднем по стране)
Группа направлений | Ср. стоимость обучения (руб. в год) 2021 | Ср. стоимость обучения (руб. в год) 2020 | Зачислено на платные места, чел. 2021 |
Технологии легкой промышленности | 139 214 | 135 142 | 83 |
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование | 137 086 | 132 996 | 1173 |
Педагогическое образование | 134 026 | 128 753 | 7019 |
Социальная работа | 133 570 | 130 541 | 308 |
Библиотеки и архивы | 133 437 | 135 339 | 110 |
Профессиональное обучение | 126 523 | 123 777 | 504 |
Количество вузов, в которых реализуются образовательные программы укрупненных предметных групп
Важной характеристикой системы высшего образования является количество вузов, которые принимают студентов по укрупненным группам направлений и специальностей. Так, например, профессию экономиста можно получить в 452 вузах из 835, ИТ-специальность — в 416 вузах, а вот медика — только в 101.
С другой стороны, 8 УГН представлены меньше, чем в 20 университетах — среди них «Востоковедение и африканистика», «Управление водным транспортом» и «Почвоведение».
Число вузов, принимающих по определенному УГН, показывает доступность соответствующего образования (хотя доступность в большей степени характеризуют такие показатели, как общее количество мест, средний балл ЕГЭ и число регионов, где осуществляется прием), но в первую очередь — уровень конкуренции на «отраслевом» рынке высшего образования.
27 самых распространенных УГН (больше 100 вузов)
Число вузов, принимающих по УГН | Число вузов с бюджетным приемом на УГН | |||||||
УГН | Динамика 21/19 | 2021 | 2020 | 2019 | Динамика 21/19 | 2021 | 2020 | 2019 |
Экономика | -5% | 452 | 469 | 478 | -3% | 237 | 275 | 244 |
Информатика и вычислительная техника | 7% | 416 | 414 | 387 | 12% | 403 | 385 | 361 |
Менеджмент | -8% | 365 | 375 | 395 | -8% | 213 | 224 | 232 |
Юриспруденция | -1% | 341 | 342 | 345 | -16% | 163 | 175 | 194 |
Экология | -11% | 222 | 252 | 250 | -13% | 214 | 247 | 247 |
Государственное и муниципальное управление | -4% | 206 | 208 | 214 | -9% | 115 | 132 | 127 |
Энергетика и энергетическое машиностроение | -7% | 182 | 207 | 196 | -8% | 175 | 202 | 191 |
Педагогическое образование | 5% | 180 | 177 | 171 | 8% | 170 | 165 | 157 |
Сфера обслуживания | -13% | 174 | 197 | 199 | -16% | 121 | 154 | 144 |
Психология | -2% | 172 | 169 | 176 | -11% | 110 | 120 | 123 |
Строительство | -1% | 165 | 175 | 167 | 1% | 161 | 172 | 159 |
Математика | -2% | 164 | 163 | 167 | -1% | 162 | 160 | 164 |
Технологические машины и оборудование | -7% | 162 | 181 | 174 | -6% | 160 | 180 | 170 |
Лингвистика и иностранные языки | 1% | 161 | 164 | 159 | -3% | 109 | 132 | 112 |
Автоматика и управление | -3% | 157 | 169 | 162 | -2% | 154 | 165 | 157 |
Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование | 2% | 149 | 145 | 146 | 4% | 141 | 135 | 136 |
Транспортные средства | -22% | 145 | 184 | 185 | -23% | 139 | 178 | 180 |
Реклама и связи с общественностью | 4% | 144 | 150 | 139 | -11% | 66 | 74 | 74 |
Информационная безопасность | 3% | 136 | 134 | 132 | 3% | 131 | 131 | 127 |
Электронная техника, радиотехника и связь | 7% | 133 | 131 | 124 | 8% | 133 | 131 | 123 |
Химическая и биотехнологии | 1% | 125 | 128 | 124 | 3% | 122 | 122 | 118 |
Бизнес-информатика | -5% | 116 | 114 | 122 | -6% | 64 | 70 | 68 |
Дизайн | 1% | 110 | 131 | 109 | -12% | 67 | 119 | 76 |
Журналистика и литературное творчество | -4% | 110 | 109 | 115 | -15% | 72 | 79 | 85 |
Биология | -7% | 106 | 113 | 114 | -8% | 102 | 111 | 111 |
Сельское и рыбное хозяйство | -3% | 106 | 104 | 109 | -2% | 106 | 103 | 108 |
Здравоохранение | 7% | 101 | 98 | 94 | 6% | 90 | 87 | 85 |
Главная новость 2021 года — сегодня в России исключительно высокая динамика обновления высшего образования. В среднем она составляет около 20% в год
Адаптация вузов к изменениям в государственной политике, к изменениям на рынках труда и ощущаемым ими предпочтениям абитуриентов (в том числе в форме платежеспособного спроса) идет постоянно. С другой стороны, университеты сами инициируют создание новых образовательных программ, при этом движущим фактором является формирование научного или профессионального коллектива, разработки которого могут быть реализованы в образовании. Большинство таких инноваций, трансляций научных результатов (и научных коллективов) в образовательные программы происходит в рамках уже реализуемых вузами направлений и специальностей, но время от времени выходят за их границы.
В этом году мы впервые подробно рассмотрели такой важный для понимания развития системы высшего образования параметр, как динамика участия вузов в укрупненных предметных группах. Пожалуй, главная новость 2021 года — сегодня в России исключительно высокая динамика обновления высшего образования. В среднем она составляет около 20% в год. То есть ежегодно каждый пятый вуз, реализующий программы в любой широкой предметной группе, такой как «Строительство», «Машиностроение», «Менеджмент» или «Биология», не просто объявляет новые программы, а сворачивает их в целой предметной области, — или, наоборот, входит в новую для себя предметную область.
Например, если по УГН «Строительство» в 2021 году прекратили набор 18 вузов (в том числе 13 входивших в «хорошую» группу качества и 5 — в «удовлетворительную»), то вновь начали набор 8 вузов. Соотношение 26 вузов, изменивших свою политику по отношению к данной УГН, и общего числа вузов, участвующих в ней (165), показывает динамику участия вузов в УГН «Строительство» — и в данном случае она значимая — 16%. Если же мы рассмотрим сходную по размерам группу «Транспортные средства» (145 вузов в 2021 году), то сумма «покинувших» и «вновь пришедших» будет уже 57 (причем «ушедших с рынка» значительно больше). Это очень большая динамика — почти 40%. А если посмотреть на «чемпиона динамики» — УГН «Культурология», то в ней из 23 вузов — 8 новых, плюс 11 вузов прекратили в 2021 году набор. Показатель динамики, действительно, поражает — 83%!
Динамика участия вузов в направлениях и специальностях зависит не только от политики ректората и внутреннего научно-образовательного потенциала, но и от объективных, внешних по отношению к вузу факторов. Когда группа ученых (научный центр, лаборатория) инициирует открытие новой для вуза образовательной программы, это практически всегда требует определенной кадровой «достройки»: в образовательной программе появляются предметы, которые действующие коллеги не могут или не хотят преподавать. Образовательная программа высшего образования всегда (даже в профессиональной своей части) шире, чем научное направление, даже несколько научных направлений. Ни один вуз не может (не скатываясь в профанацию) вести такую программу исключительно внутренними силами. Образно говоря, кафедра (или департамент) всегда будет тематически шире научной лаборатории или института. Поэтому важным ограничительным фактором является доступность научно-педагогических кадров, действующих или потенциальных преподавателей.
В крупном городе, где много вузов, научных центров и инновационных предприятий, открывать новые образовательные направления легче, чем в средних и тем более малых населенных пунктах. В последние несколько лет, однако, кадровое ограничение начало смягчаться в результате быстрой цифровизации образования и реализации сетевых программ. В частности — возможности включить в образовательную программу курс другого вуза в форме цифровых курсов, в гибридной форме (цифровой курс вместо лекций, семинары и контроль — за местными преподавателями) или в форме удаленного преподавания видного специалиста из другого города и даже страны. В 2021 г. мы еще находимся в самом начале массовой реализации вузами этих возможностей. Цифровые или удаленные курсы активно импортируют в основном лидеры отечественной высшей школы, создатели собственных цифровых курсов, не опасающиеся потерять на этом свою репутацию — МГУ, ВШЭ, СПбГУ, ИТМО, УрФУ, Томский государственный университет, Питерский политех. Но наблюдаемый МКП в 2020–2021 гг. рост динамики участия в УГН в целом по России показывает, что масштаб таких изменений гораздо шире. В данном контексте отдельно стоит упомянуть пример Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, в котором с 2019 г. онлайн-курсы сторонних вузов активно включаются в образовательные программы. Среди вузов-разработчиков MOOC — ВШЭ, СПбГУ, МИСиС, УрФУ, СПбПУ и ТюмГУ. Спектр дисциплин, реализуемых в формате онлайн-курсов, весьма широк и включает в себя как гуманитарные («Основы права», «Философия», «Основы педагогической деятельности» и др.), так и ИТ-дисциплины («Базы данных»). В течение 2019/20 и 2020/21 уч. годов онлайн-курсы сторонних вузов прослушали более 800 студентов, обучающихся на 9 УГН. При этом по итогам 2021/22 уч. года Калужский государственный университет планирует довести охват MOOC сторонних вузов до 1,5 тыс. студентов и 15 УГН.
Открывшаяся возможность почти безграничного расширения рынка кадров/учебных курсов может стать через несколько лет ключевым фактором выравнивания качества высшего образования в разных субъектах Российской Федерации и даже в «обычных» городах применительно к мегаполисам.
Второй важный внешний фактор, потенциально ограничивающий структурные изменения высшего образования — это ресурсная база профессиональных образовательных программ. Такая база может быть внутри вуза или вовне, у предприятий и организаций — партнеров, но она должна быть доступна студентам соответствующих образовательных программ. Технические (технологические) направления, медицина, естественные науки, транспорт и строительство вообще не представимы без выполнения этого условия.
В принципе, укрупненные предметные группы можно разделить на более или менее капиталоемкие, завязанные на дорогостоящий набор оборудования, много лет выстраиваемые отношения с производственными базами (базами практики), — или напротив, зависящие только от привлечения квалифицированных преподавателей. Соответственно, первая группа гораздо более инерционна, находящийся в ней вуз с трудом расстается с набором по такому направлению — слишком велики издержки омертвления оборудования. Вторая группа более динамична, вузы легче принимают решение об уходе с рынка или наоборот входе на него, ориентируясь в основном на платежеспособный спрос абитуриентов.
Внутри второй группы в свою очередь существует разделение по степени сложности привлечения квалифицированных преподавателей. Узких специалистов по восточным языкам или теории искусств найти можно далеко не во всех регионах, в то время как преподавателей менеджмента, иностранных языков или ГМУ — значительно проще.
Можно привести пример групп «Здравоохранение» и «Информатика и вычислительная техника», сопоставимых по масштабам приема (первое и второе место по стране) и явно находящихся на подъеме. Группа «Здравоохранение» потеряла только один вуз и приобрела четыре новых, «Информатика и вычислительная техника» за то же время потеряла 20 и приобрела 22.
Из 67 укрупненных групп в 2021 году оказалось только 14 таких, число вузов в которых выросло. 5 предметных групп сохранили число вузов (в том числе в составе участников группы «Авиационная и ракетно-космическая техника» вообще не было никаких изменений). Еще 5 УГН «потеряли» по числу участников только по одному вузу. При этом, надо отметить, это часто сопровождалось значительной динамикой. Например, в УГН «Государственное и муниципальное управление» за год появилось 19 новых вузов, но 22 — ушло с рынка.
Абсолютное большинство УГН — 43 — потеряли больше вузов-участников, чем приобрели. «Чемпионами» выступают здесь «Экономика» (ушло 54 вуза, пришло 37), «Менеджмент» (ушло 47, пришло 37), «Транспортные средства» (ушло 48, добавилось только 9) и «Сфера обслуживания» (ушло 39, пришло 16).
Подробные таблицы по всем вузам и направлениям подготовки см. на сайте мониторинга: http://ege.hse.ru