Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

Качество приема
в российские вузы: 2024

Выпуск 2. Укрупненные предметные группы (направления и специальности)

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» представил вторую часть мониторинга качества приема в вузы в 2024 году (МКП). Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы, широко используется государством, работодателями и самими вузами при анализе рынков и учреждений и планировании образовательной политики. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством Ярослава Кузьминова.

 

Выпуск 1. Качество приема в российские вузы. Основные выводыВыпуск 3. Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты

В 2024 году происходит увеличение совокупного количества студентов на инженерные направления – это тренд года. При этом контингент растет не только за счет традиционно востребованных IT-направлений, но и за счет STEM-специальностей. Так, общее число студентов увеличилось по сравнению с 2022 годом на 72% направлений, особенно в инженерной сфере: «Морская техника» (+20,3%), «Нефтегазовое дело» (+19,5%), и на некоторых социальных дисциплинах, таких как, например, «Психология» (+18,6%), «История» (+8,4%). Напротив, падение совокупного контингента испытали многие востребованные социальные направления, например, «Международные отношения» (−5,2%), «Востоковедение и африканистика» (−6,7%), «Политология» (−10,7%). Наиболее сильное падение произошло на направлении «Теория искусств» (−15%). Совокупный средний балл ЕГЭ (см. таблицу 3) также вырос на инженерных направлениях: «Ядерная физика» (+4 балла), «Авиационная и ракетно-космическая техника» и «Нефтегазовое дело» (+2,1 балла), но снизился на некоторых гуманитарных направлениях, например: «Философия» (−4 балла), «Теория искусств» (−3,7 баллов), «Педагогическое образование» (−2,8 балла).

Это подчеркивает рост доверия к инженерной специальности и свидетельствует о перераспределении стратегии семей в пользу данных направлений.

Сохраняется высокая доступность бюджетных мест, помимо упомянутых инженерных направлений, рост заметен на «Психологии» (18,9%), «Бизнес-информатике» (18,1%), «Истории» (15,2%). Стоимость обучения варьируется: самые дорогие программы несколько подорожали, но рост зарплат увеличил доступность. Например, на 46 из 68 направлений рост стоимости не превысил инфляции и роста зарплат, а на 21 направлении рост стоимости покрыл инфляцию, но не рост зарплат, что позволяет вузам компенсировать увеличение издержек, но не создает чрезмерной нагрузки для семей. При этом прирост платного приема, помимо большинства инженерных специальностей, заметен для таких групп направлений, как «Здравоохранение» (рост платного приема примерно на 30%, рост стоимости обучения на 23%) и даже «Философия» и «Психология» (рост платного приема на 28,2% и 22,5% соответственно).

Количество вузов с инженерными программами увеличилось: например, для «Информатики и вычислительной техники» на 48; в то же время количество вузов с программами «Экономика» и «Менеджмент» сократилось на 63 и 39 соответственно. 52 вуза имеют направления с высоким качеством приема (>90 баллов ЕГЭ), включая МИФИ, МГИМО и НИУ ВШЭ, а также региональных лидеров, таких как, например, УрФУ (15% направлений 90+ баллов).

В целом популярность инженерных и медицинских направлений растет, а интерес к некоторым социально-экономическим и гуманитарным снижается.

Подробные таблицы по всем вузам и направлениям подготовки см. на сайте мониторинга: http://ege.hse.ru.

Баланс бюджетных и платных мест

В 2024 году на большинстве направлений подготовки зафиксирован рост общего числа студентов: увеличение показателя по сравнению с 2022 годом отмечено на 72% направлений. Наибольший прирост показали такие направления, как «Издательское дело» (24,6%), «Морская техника» (20,3%), «Нефтегазовое дело» (19,5%), «Психология» (18,6%) и «Управление водным транспортом» (17,5%).

Среди направлений подготовки, демонстрирующих рост, значительную долю (37%) составляют инженерные специальности. В этой группе помимо УГ «Морская техника» наиболее заметное увеличение числа зачисленных наблюдается на направлениях «Нефтегазовое дело» (19,5%) и «Управление водным транспортом» (17,5%), причем рост здесь обеспечен преимущественно увеличением бюджетного набора.

Помимо инженерных специальностей, заметный прирост наблюдается на направлениях «Психология» (18,6%) и «Здравоохранение» (16,2%); при этом ежегодные темпы прироста на «Психологии» обгоняют темпы на «Здравоохранении», что может отражать современную тенденцию роста внимания к ментальному здоровью и личностному развитию. При этом увеличение на обоих направлениях в основном связано с ростом числа студентов, обучающихся на платной основе.

В гуманитарных и социальных науках наблюдаются разнонаправленные изменения. Так, совокупное число зачисленных увеличилось на направлениях «История» (8,4%) и «Социология» (4,8%), причем рост обусловлен преимущественно увеличением бюджетного набора. В то же время снижение численности отмечено на направлениях «Лингвистика» (−9,4%) и «Журналистика» (−7,1%). В первом случае спад объясняется уменьшением числа студентов на платной основе, а во втором – сокращением бюджетного приема.

Таблица 1. Совокупный размер приема по укрупненным группам

Группа направлений

Средний балл ЕГЭ (Б+П), 2024 г.

Зачислено всего (Б+П), 2024 г.

Зачислено всего (Б+П), 2022 г.

Изменение приема, 2024–2022 г.

Зачислено на бюджетные места, чел., 2024 г.

Зачислено на платные места, чел., 2024 г.

Издательское дело

70,3

456

366

24,6%

126

295

Морская техника

59,5

2 501

2 079

20,3%

2 472

29

Нефтегазовое дело

71,1

5 016

4 196

19,5%

4 388

628

Психология

67,7

9 195

7 752

18,6%

3 849

4 637

Управление водным транспортом

60,9

1 580

1 345

17,5%

1 521

59

Автоматика и управление

70,1

9 493

8 089

17,4%

8 237

1 228

Здравоохранение

68,8

58 935

50 704

16,2%

33 642

22 539

Металлургия

61,3

1 198

1 038

15,4%

1 089

97

Машиностроение

63,6

2 554

2 221

15,0%

2 395

159

Бизнес-информатика

69,8

5 802

5 069

14,5%

1 404

4 047

Архитектура и градостроительство

71,7

8 031

7 050

13,9%

4 941

3 029

Прикладное искусство (живопись, скульптура)

74,6

949

838

13,2%

399

460

Математика

76,4

16 523

14 621

13,0%

12 976

3 201

Технологии легкой промышленности

67

962

859

12,0%

836

126

Химия

72,8

4 425

3 951

12,0%

3 918

507

Информационная безопасность

70,6

11 647

10 505

10,9%

8 451

3 174

Энергетика и энергетическое машиностроение

62,7

13 872

12 627

9,9%

13 082

754

Химическая и биотехнологии

69,3

9 895

9 062

9,2%

9 141

754

Материалы

64,9

1 899

1 749

8,6%

1 840

59

Биология

68,3

4 769

4 399

8,4%

4 215

554

История

73,6

3 611

3 330

8,4%

2 717

863

Физическая культура

63

2 568

2 380

7,9%

2 046

505

Культурология

74,8

429

402

6,7%

274

155

Сфера обслуживания

67,4

7 277

6 845

6,3%

4 375

2 544

Информатика и вычислительная техника

72,5

48 747

45 937

6,1%

35 332

12 010

Философия

73,3

881

833

5,8%

642

223

Управление качеством

63,2

2 258

2 136

5,7%

2 028

169

Экология

62,1

8 976

8 506

5,5%

8 414

562

Дизайн

72,4

5 114

4 863

5,2%

1 069

3 299

Транспортные средства

59,8

12 001

11 409

5,2%

11 278

723

Социология

73,9

3 877

3 698

4,8%

2 481

1 241

Филология

74,1

5 038

4 838

4,1%

2 908

2 024

Профессиональное обучение

65,2

2 791

2 685

3,9%

2 318

473

Технологические машины и оборудование

65

7 110

6 852

3,8%

6 621

475

Геодезия и землеустройство

65,1

3 647

3 520

3,6%

3 297

341

Менеджмент

68,4

18 612

17 997

3,4%

4 818

12 837

Строительство

64,7

16 765

16 234

3,3%

14 881

1 829

Лесное дело

61,4

4 122

4 000

3,1%

3 862

246

Авиационная и ракетно-космическая техника

72,2

5 006

4 884

2,5%

4 747

259

Геология

63,8

5 472

5 350

2,3%

5 251

189

География

66,2

2 151

2 105

2,2%

1 886

265

Религиоведение и теология

67,5

559

547

2,2%

440

53

Реклама и связи с общественностью

68,2

10 659

10 498

1,5%

1 127

8 814

Государственное и муниципальное управление

66,5

7 721

7 655

0,9%

1 916

5 406

Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование

65,1

8 530

8 477

0,6%

7 191

1 085

Сельское и рыбное хозяйство

57,9

19 655

19 598

0,3%

18 288

1 342

Социальная работа

64,5

2 630

2 626

0,2%

2 294

315

Приборостроение и оптотехника

69,4

3 901

3 899

0,1%

3 567

334

Электронная техника, радиотехника и связь

66,3

12 918

12 918

0,0%

12 134

734

Вооружение

65,1

810

812

−0,2%

792

18

Юриспруденция

66,7

37 486

38 097

−1,6%

7 024

27 739

Педагогическое образование

65,5

40 163

40 881

−1,8%

32 876

7 054

Экономика

68

30 785

31 565

−2,5%

7 351

21 976

Авиационные системы (эксплуатация)

65,2

1 603

1 658

−3,3%

1 485

118

Пищевые технологии

60,1

3 276

3 397

−3,6%

2 985

229

Сестринское дело

60,5

351

366

−4,1%

252

99

Прикладное искусство (оформление)

69,6

1 744

1 828

−4,6%

1 462

230

Физика

76,7

4 986

5 250

−5,0%

4 581

405

Международные отношения

72,8

4 855

5 124

−5,2%

1 480

3 272

Востоковедение и африканистика

79,3

1 628

1 745

−6,7%

673

941

Журналистика и литературное творчество

71,7

5 293

5 696

−7,1%

1 223

3 796

Лингвистика и иностранные языки

72,7

12 470

13 763

−9,4%

3 639

8 390

Политология

75,6

2 164

2 423

−10,7%

1 092

1 013

Библиотеки и архивы

68,3

565

663

−14,8%

519

46

Постановка действа (художественная постановка)

70,4

502

590

−14,9%

76

41

Теория искусств

75,8

520

612

−15,0%

219

238

Полиграфия и упаковка

68,3

301

362

−16,9%

285

16

Рост бюджетного приема, сопровождаемый и ростом числа платных студентов, отмечается на многих инженерных направлениях. Среди них выделяются такие как «Нефтегазовое дело», «Архитектура и градостроительство», «Машиностроение», «Автоматика и управление», а также «Технологии легкой промышленности». Этот тренд свидетельствует о высоком спросе на эти специальности со стороны как государства, так и населения. В целом, инженерные направления составляют значительную долю (62%) среди тех направлений, где одновременно растет как бюджетный, так и платный набор.

Одновременно существуют инженерные направления, где наблюдается снижение числа бюджетных мест, но растет набор на платной основе. К такой группе относятся восемь направлений, среди которых особенно крупные – «Электронная техника, радиотехника и связь» (сокращение бюджетного набора на 1,8%, но рост платного на 37,7%) и «Приборостроение и оптотехника» (2,9% и 48,4% соответственно). Это указывает, с одной стороны, на сокращение выделения бюджетных мест со стороны государства, а с другой – на значительное увеличение интереса к этим специальностям населения.

К числу направлений, где наблюдается снижение бюджетного набора, но рост платного приема, относятся и традиционные социальные направления: «Экономика», «Менеджмент», «Философия». При этом на «Менеджменте» и «Философии» рост платного приема компенсировал сокращение бюджетного. На направлении «Экономика» основную роль в увеличении платного набора сыграли ведущие московские вузы, такие как НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовый университет при Правительстве РФ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и другие. Аналогичная ситуация наблюдается и на направлении «Менеджмент», где рост платного приема обеспечен ведущими московскими университетами, включая РАНХиГС, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Финансовый университет и другие.

Вместе с тем, сокращение набора как на бюджетной, так и на платной основе зафиксировано на ряде социально-гуманитарных направлений, которые ранее пользовались устойчивым спросом. К ним относятся «Юриспруденция», «Педагогическое образование», «Журналистика и литературное творчество».

Таблица 2. Распределение платного и бюджетного приема по УГ

Группа направлений

Зачислено на платные места, чел., 2024 г.

Зачислено на платные места, чел., 2022 г.

Прирост/снижение в 2024 г. по сравн. с 2022 г.

Средний балл ЕГЭ (платный прием), 2024 г.

Зачислено на бюджетные места, чел., 2024 г.

География

265

58

356,9%

57,9

1 886

Ядерные физика и технологии

143

49

191,8%

70,4

1 698

Химия

507

200

153,5%

63,6

3 918

Авиационная и ракетно-космическая техника

259

118

119,5%

61,4

4 747

Металлургия

97

45

115,6%

62,1

1 089

Материалы

59

28

110,7%

63,8

1 840

Вооружение

18

9

100,0%

54,4

792

Технологические машины и оборудование

475

242

96,3%

56,9

6 621

Энергетика и энергетическое машиностроение

754

419

80,0%

54,7

13 082

Физика

405

227

78,4%

75,4

4 581

Управление качеством

169

99

70,7%

52,1

2 028

Автоматика и управление

1 228

757

62,2%

59,7

8 237

Химическая и биотехнологии

754

482

56,4%

64,7

9 141

Геология

189

125

51,2%

55,9

5 251

Строительство

1 829

1 219

50,0%

55,3

14 881

Приборостроение и оптотехника

334

225

48,4%

65,2

3 567

Религиоведение и теология

53

36

47,2%

63,3

440

Лесное дело

246

172

43,0%

58,6

3 862

Математика

3 201

2 247

42,5%

71,2

12 976

Электронная техника, радиотехника и связь

734

533

37,7%

62,9

12 134

Технологии легкой промышленности

126

93

35,5%

59,2

836

Экология

562

417

34,8%

57,9

8 414

Транспортные средства

723

538

34,4%

51,8

11 278

Здравоохранение

22 539

17 405

29,5%

63,1

33 642

Философия

223

174

28,2%

65,4

642

Прикладное искусство (живопись, скульптура)

460

362

27,1%

70

399

Психология

4 637

3 786

22,5%

61,8

3 849

Информатика и вычислительная техника

12 010

10 055

19,4%

65,4

35 332

Сельское и рыбное хозяйство

1 342

1 130

18,8%

55,5

18 288

Физическая культура

505

428

18,0%

55,8

2 046

Культурология

155

132

17,4%

67,8

274

Издательское дело

295

252

17,1%

65,9

126

Информационная безопасность

3 174

2 720

16,7%

62,9

8 451

Машиностроение

159

138

15,2%

56,8

2 395

Сфера обслуживания

2 544

2 277

11,7%

61,6

4 375

Архитектура и градостроительство

3 029

2 713

11,6%

63,9

4 941

Бизнес-информатика

4 047

3 639

11,2%

65,9

1 404

Биология

554

500

10,8%

64,8

4 215

Дизайн

3 299

2 995

10,2%

69,7

1 069

Менеджмент

12 837

11 656

10,1%

65,2

4 818

Геодезия и землеустройство

341

310

10,0%

54,6

3 297

Авиационные системы (эксплуатация)

118

108

9,3%

58

1 485

Пищевые технологии

229

212

8,0%

53

2 985

Филология

2 024

1 894

6,9%

67,5

2 908

Нефтегазовое дело

628

588

6,8%

57,2

4 388

Социальная работа

315

300

5,0%

58,6

2 294

Экономика

21 976

21 442

2,5%

64,4

7 351

Реклама и связи с общественностью

8 814

8 657

1,8%

67

1 127

Государственное и муниципальное управление

5 406

5 361

0,8%

63

1 916

Социология

1 241

1 232

0,7%

65,2

2 481

Юриспруденция

27 739

28 295

−2,0%

63,4

7 024

Журналистика и литературное творчество

3 796

3 887

−2,3%

68,9

1 223

Педагогическое образование

7 054

7 487

−5,8%

59,8

32 876

Управление водным транспортом

59

64

−7,8%

49,6

1 521

История

863

948

−9,0%

64,5

2 717

Международные отношения

3 272

3 600

−9,1%

67,9

1 480

Теория искусств

238

265

−10,2%

68,5

219

Сестринское дело

99

113

−12,4%

54,9

252

Профессиональное обучение

473

542

−12,7%

57,6

2 318

Лингвистика и иностранные языки

8 390

9 714

−13,6%

68,6

3 639

Востоковедение и африканистика

941

1 123

−16,2%

73,1

673

Политология

1 013

1 275

−20,5%

70,1

1 092

Полиграфия и упаковка

16

21

−23,8%

58,1

285

Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование

1 085

1 496

−27,5%

57,4

7 191

Прикладное искусство (оформление)

230

350

−34,3%

58,7

1 462

Постановка действа (художественная постановка)

41

64

−35,9%

68,6

76

Библиотеки и архивы

46

92

−50,0%

59,7

519

Морская техника

29

60

−51,7%

48,6

2 472

Качество приема

В последние годы устойчивые показатели роста качества совокупного приема демонстрируют инженерные направления подготовки. Например, в 2024 году по сравнению с 2022 годом баллы выросли на таких направлениях как «Физика» (+2,6 балла), «Авиационная и ракетно-космическая техника» (+2,1 балла), «Геодезия и землеустройство» (+1,8 балла), Строительство (+1,5 балла). Особенно заметным – и самым высоким среди всех направлений подготовки – стал рост на направлении «Ядерная физика и технологии» (+4 балла).

Медицинские специальности в целом удерживают средние баллы: по направлению «Сестринское дело» баллы остались почти неизменными – 60,5 в 2024 году по сравнению с 60,6 в 2022-м, а по направлению «Здравоохранение» составили 68,8 и 69 соответственно.

Социально-гуманитарные, а также творческие специальности показывают преимущественно снижение среднего балла ЕГЭ в 2024 году по сравнению с 2022 годом. Наиболее значимое снижение балла наблюдается на «Философии» (−4 балла), «Теории искусств (−3,7 балла), «Социальной работе» (−2,9 балла) и «Педагогическом образовании» (−2,8 балла).

Таблица 3. Качество совокупного приема

Группа направлений

Средний балл ЕГЭ (Б+П), 2024 г.

Средний балл ЕГЭ (Б+П), 2022 г.

Динамика среднего балла ЕГЭ (Б+П)

 Прирост среднего балла ЕГЭ (Б+П)

Ядерные физика и технологии

77,4

73,4

4

5,4%

Физика

76,7

74,1

2,6

3,5%

Авиационная и ракетно-космическая техника

72,2

70,1

2,1

3,0%

Нефтегазовое дело

71,1

69

2,1

3,0%

Геодезия и землеустройство

65,1

63,3

1,8

2,8%

Технологические машины и оборудование

65

63,5

1,5

2,4%

Строительство

64,7

63,2

1,5

2,4%

Химия

72,8

71,4

1,4

2,0%

Архитектура и градостроительство

71,7

70,5

1,2

1,7%

Машиностроение

63,6

62,4

1,2

1,9%

Управление водным транспортом

60,9

59,7

1,2

2,0%

Полиграфия и упаковка

68,3

67,2

1,1

1,6%

Транспортные средства

59,8

58,7

1,1

1,9%

Сельское и рыбное хозяйство

57,9

57,1

0,8

1,4%

Приборостроение и оптотехника

69,4

68,7

0,7

1,0%

Электронная техника, радиотехника и связь

66,3

65,7

0,6

0,9%

Вооружение

65,1

64,5

0,6

0,9%

Автоматика и управление

70,1

69,8

0,3

0,4%

Бизнес-информатика

69,8

69,5

0,3

0,4%

Материалы

64,9

64,6

0,3

0,5%

Математика

76,4

76,2

0,2

0,3%

Авиационные системы (эксплуатация)

65,2

65,2

0

0,0%

Металлургия

61,3

61,3

0

0,0%

Технологии легкой промышленности

67

67,1

−0,1

−0,1%

Лесное дело

61,4

61,5

−0,1

−0,2%

Сестринское дело

60,5

60,6

−0,1

−0,2%

Информатика и вычислительная техника

72,5

72,7

−0,2

−0,3%

Химическая и биотехнологии

69,3

69,5

−0,2

−0,3%

Здравоохранение

68,8

69

−0,2

−0,3%

Психология

67,7

67,9

−0,2

−0,3%

Физическая культура

63

63,2

−0,2

−0,3%

Геология

63,8

64,1

−0,3

−0,5%

Экология

62,1

62,4

−0,3

−0,5%

Прикладное искусство (живопись, скульптура)

74,6

75

−0,4

−0,5%

Прикладное искусство (оформление)

69,6

70

−0,4

−0,6%

Культурология

74,8

75,3

−0,5

−0,7%

Биология

68,3

68,8

−0,5

−0,7%

Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование

65,1

65,6

−0,5

−0,8%

Морская техника

59,5

60

−0,5

−0,8%

Информационная безопасность

70,6

71,3

−0,7

−1,0%

Менеджмент

68,4

69,1

−0,7

−1,0%

Религиоведение и теология

67,5

68,2

-0,7

-1,0%

Пищевые технологии

60,1

60,8

-0,7

-1,2%

Государственное и муниципальное управление

66,5

67,3

−0,8

−1,2%

Экономика

68

68,9

−0,9

−1,3%

Энергетика и энергетическое машиностроение

62,7

63,6

−0,9

−1,4%

Журналистика и литературное творчество

71,7

72,7

−1

−1,4%

Библиотеки и архивы

68,3

69,4

−1,1

−1,6%

География

66,2

67,3

−1,1

−1,6%

Востоковедение и африканистика

79,3

80,6

−1,3

−1,6%

Управление качеством

63,2

64,7

−1,5

−2,3%

Сфера обслуживания

67,4

69

−1,6

−2,3%

Международные отношения

72,8

74,5

−1,7

−2,3%

Дизайн

72,4

74,3

−1,9

−2,6%

Юриспруденция

66,7

68,6

−1,9

−2,8%

Профессиональное обучение

65,2

67,1

−1,9

−2,8%

Политология

75,6

77,6

−2

−2,6%

История

73,6

75,7

−2,1

−2,8%

Филология

74,1

76,3

−2,2

−2,9%

Социология

73,9

76,1

−2,2

−2,9%

Издательское дело

70,3

72,6

−2,3

−3,2%

Реклама и связи с общественностью

68,2

70,6

−2,4

−3,4%

Постановка действа (художественная постановка)

70,4

73,1

−2,7

−3,7%

Лингвистика и иностранные языки

72,7

75,5

−2,8

−3,7%

Педагогическое образование

65,5

68,3

−2,8

−4,1%

Социальная работа

64,5

67,4

−2,9

−4,3%

Теория искусств

75,8

79,5

−3,7

−4,7%

Философия

73,3

77,3

−4

−5,2%

В 2024 году 13 направлений подготовки продемонстрировали высокое качество бюджетного приема, превышающее 80 баллов. Лидерами по этому показателю, как и в предыдущие годы, остаются «Востоковедение и африканистика» (88,8 баллов) и «Теория искусств» (87,3 балла).

Среди направлений с баллами выше 80 в большинстве случаев наблюдается снижение баллов приема по сравнению с 2022 годом, однако эти программы по−прежнему сохраняют высокий уровень качества приема. Наиболее заметное снижение зафиксировано на таких направлениях, как «Издательское дело» (−3,3 балла), «Политология» (−3,1 балла) и «Теория искусств» (−3,1 балла). Тем не менее эти программы остаются в числе лидеров по качеству бюджетного приема (таблица 4), что свидетельствует о сохранении их привлекательности для абитуриентов с высоким уровнем подготовки.

Стоит отметить три направления, которые, вопреки общему тренду на снижение, продемонстрировали положительную динамику среднего балла за последние два года. К ним относятся «Бизнес−информатика» (+1,7 балла), «Прикладное искусство» (+1,2 балла) и «Реклама и связи с общественностью» (+0,2 балла). Это указывает на растущую востребованность названных специальностей среди абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ, а также на усиление конкуренции среди поступающих.

Важно подчеркнуть, что направления с наиболее высоким качеством бюджетного приема преимущественно представлены социальными, гуманитарными, экономическими и творческими направлениями. Инженерные специальности пока не входят в эту группу, что может отражать различия в профиле абитуриентов и перечне вступительных испытаний.

Таблица 4. Направления подготовки с качеством бюджетного приема более 80 баллов

Группа направлений

Средний балл ЕГЭ (бюджет) 2024 г.

Средний балл ЕГЭ (бюджет) 2022 г.

Динамика среднего балла ЕГЭ

Прирост среднего балла ЕГЭ

Зачислено на бюджетные места, чел., 2024 г.

Востоковедение и африканистика

88,8

90,7

−1,9

−2,1%

673

Теория искусств

87,3

90,4

−3,1

−3,4%

219

Реклама и связи с общественностью

85,5

85,3

0,2

0,2%

1 127

Международные отношения

84,6

85,9

−1,3

−1,5%

1 480

Дизайн

84,2

84,3

−0,1

−0,1%

1 069

Бизнес−информатика

83,6

81,9

1,7

2,1%

1 404

Лингвистика и иностранные языки

83,1

85,6

−2,5

−2,9%

3 639

Издательское дело

83

86,3

−3,3

−3,8%

126

Юриспруденция

82,8

83,9

−1,1

−1,3%

7 024

Журналистика и литературное творчество

82,5

82,7

−0,2

−0,2%

1 223

Политология

81,1

84,2

−3,1

−3,7%

1 092

Прикладное искусство (живопись, скульптура)

80

78,8

1,2

1,5%

399

Экономика

80

81,2

−1,2

−1,5%

7 351

Среди топ-5 направлений обучения по качеству совокупного приема наиболее заметен рост интереса к техническим специальностям, таким как «Ядерные физика и технологии» и «Физика», в то время как гуманитарные направления, такие как «Теория искусств» и «Востоковедение и африканистика», сталкиваются со снижением средних баллов совокупного приема. Тем не менее, гуманитарные специальности сохраняют лидерские позиции.

Наиболее высокое качество совокупного приема имеет направление «Востоковедение и африканистика». Среди вузов-лидеров по данному направлению наблюдается стабильность (НИУ ВШЭ) или небольшое снижение среднего балла (МГУ и НГУ), за исключением ДВФУ, где произошел резкий рост (+5,9 балла). На направлении «Теория искусств» отмечается снижение среднего балла на 4,7%, что может свидетельствовать о сложности привлечения сильных абитуриентов. Однако некоторые вузы, например РАНХиГС, напротив, показали значительный рост качества приема (таблица 5).

На направлении «Ядерная физика и технологии» средний балл вырос на 5,4%, что говорит о повышенном интересе к этой области. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» продолжает удерживать лидирующую позицию, увеличив свои средние баллы, а региональные вузы, такие как Воронежский государственный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет, демонстрируют значительное улучшение, вплоть до роста среднего балла на 9–10%. Аналогичная динамика наблюдается и на направлении «Физика», где лидеры — МФТИ, НИЯУ МИФИ и МГУ им. М.В. Ломоносова — сохранили свои позиции, а общий рост среднего балла составил 3,5%.

Математическое направление остается стабильным, с минимальным ростом среднего балла ЕГЭ (+0,1%). Лидерскую позицию удерживает МФТИ с его рекордным, несмотря на незначительное снижение, средним баллом. При этом филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге показал значительный рост (+5,5 балла), что может указывать на повышение популярности региональных кампусов ведущих вузов.

В целом лидеры российского образования, такие как МФТИ, НИЯУ МИФИ, МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ ВШЭ, продолжают удерживать свои позиции. Вместе с тем региональные вузы, например, Дальневосточный федеральный университет и Воронежский государственный университет, демонстрируют значительный рост качества приема, что указывает на постепенное выравнивание образовательных возможностей по всей стране.

Таблица 5. Качество приема на направления подготовки по вузам (топ-5 вузов по топ-5 направлениям)

Группа направлений

Вуз

Средний балл ЕГЭ (Б+П), 2024 г.

Средний балл ЕГЭ (Б+П), 2022 г.

Динамика среднего балла ЕГЭ (Б+П)

Востоковедение и африканистика

 

79,3

80,6

-1,3

 

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г. Москва

88,8

88,6

0,2

 

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

86,2

87,7

-1,5

 

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", филиал, г. Санкт-Петербург

86,1

85,9

0,2

 

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

84,0

84,1

-0,1

 

Дальневосточный федеральный университет

83,6

77,7

5,9

Ядерные физика и технологии

 

77,4

73,4

4,0

 

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г. Москва

90,5

88,5

2,0

 

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

84,7

77,4

7,3

 

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

81,9

77,3

4,6

 

Воронежский государственный университет

79,8

72,6

7,1

 

Казанский государственный энергетический университет

79,3

76,1

3,2

Физика

 

76,7

74,1

2,6

 

Московский физико-технический институт

96,8

97,1

−0,3

 

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г. Москва

93,1

90,6

2,5

 

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

90,5

89,2

1,3

 

Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург

90,0

93,5

-3,5

 

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г. Москва

89,9

87,0

3,0

Математика

 

76,4

76,2

0,2

 

Московский физико-технический институт

97,1

97,3

-0,2

 

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", филиал, г. Санкт-Петербург

93,8

88,3

5,5

 

Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург

92,7

94,4

−1,7

 

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г. Москва

92,5

92,2

0,2

 

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г. Москва

89,5

92,1

−2,6

Теория искусств

 

75,8

79,5

−3,7

 

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г. Москва

92,0

91,9

0,0

 

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

90,3

90,8

−0,6

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

83,6

77,2

6,4

 

Российский университет дружбы народов, г. Москва

82,6

82,5

0,1

 

Санкт−Петербургский государственный университет

82,1

87,9

−5,8

Стоимость обучения и повышение доступности платного образования

В 2024 году направлением с наиболее высокой стоимостью обучения – 294,9 тыс. руб. – стал «Дизайн», при этом стоимость по сравнению с 2022 годом выросла на 12,7%. Также в топ-10 направлений с наиболее высокой стоимостью обучения вошли «Международные отношения», «Востоковедение и африканистика», «Реклама и связи с общественностью», «Политология». Медицинские программы также относятся к списку наиболее дорогих. Отметим, что на всех топовых направлениях подготовки наблюдается увеличение стоимости по сравнению с 2022 годом.

В список наиболее дорогих также вошли технические специальности, включая «Авиационные системы (эксплуатация)», «Морскую технику» и «Управление водным транспортом». Они однако отличаются более умеренным ростом стоимости обучения по сравнению с 2022 годом: так, средняя стоимость обучения на «Авиационных системах» увеличилась с 247,4 до 294,9 тыс. рублей (на 19,2%), а на «Морской технике» – с 257,6 до 289,7 тыс. рублей (на 12,5%).

Таблица 6. Топ-10 укрупненных групп с наиболее высокой стоимостью обучения

 Группа направлений

Средняя стоимость обучения (руб. в год), 2024 г.

Средняя стоимость обучения (руб. в год), 2022 г.

Зачислено на платные места, чел., 2024 г.

Дизайн

294 852

247 426

3 299

Авиационные системы (эксплуатация)

273 736

231 758

118

Морская техника

268 599

258 481

29

Теория искусств

241 158

203 550

238

Управление водным транспортом

567 030

296 309

59

Международные отношения

294 852

247 426

3 272

Востоковедение и африканистика

289 700

257 594

941

Здравоохранение

239 273

194 347

22 539

Реклама и связи с общественностью

237 899

196 265

8 814

Политология

236 003

222 424

1 013

Большинство самых недорогих направлений подготовки относятся к образованию и педагогическим наукам («Профессиональное обучение», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое и специальное образование») или социальным областям «Социальная работа». Стоимость обучения здесь колеблется в пределах 146–175 тыс. рублей в год, что существенно ниже (на 23-45%) средней стоимости обучения в России.

Рост стоимости обучения в 2024 году по сравнению с 2022 годом для наиболее недорогих укрупненных групп остается умеренным. Например, для «Профессионального обучения» он составил примерно 14% (с 128,8 до 146,4 тыс. рублей), а для «Строительства» – 5,6%.

Таблица 7. Топ-10 укрупненных групп с наиболее низкой стоимостью обучения

Группа направлений

Средняя стоимость обучения (руб. в год), 2024 г.

Средняя стоимость обучения (руб. в год), 2022 г.

Зачислено на платные места, чел., 2024 г.

Профессиональное обучение

146 372

128 754

473

Педагогическое образование

154 695

137 155

7 054

Сельское и рыбное хозяйство

160 112

145 825

1 342

Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование

161 789

137 991

1 085

Социальная работа

162 411

136 380

315

Пищевые технологии

168 357

147 264

229

Лесное дело

168 582

146 679

246

Технологии легкой промышленности

172 525

151 797

126

Транспортные средства

175 238

152 332

723

Строительство

177 182

167 767

1 829

Если доступность платного образования оценивать через количество месяцев, которые необходимо отработать для оплаты обучения, то наиболее доступно образование на УГ «Профессиональное обучение» (1,8 месяца, благодаря низкой стоимости обучения в 146,4 тыс. рублей). Схожие показатели доступности демонстрируют направления «Педагогическое образование», «Сельское хозяйство», «Психолого-педагогическое образование», «Социальная работа» и «Библиотеки и архивы». Для них характерна умеренная стоимость обучения (в пределах 154–162 тыс. рублей).

К наименее доступным направлениям подготовки, требующим около 4 месяцев работы для оплаты обучения, относится «Дизайн» – 3,8 месяцев работы за счет высокой стоимости обучения. В группу наименее доступных программ по стоимости обучения также можно отнести две инженерные специальности, требующие 3,5 месяцев работы для оплаты обучения, – это «Авиационные системы (эксплуатация)» и «Морская техника».

Большинство образовательных программ имеют доступность в диапазоне от 2 до 2,5 месяцев работы. Сюда входят как технические специальности, такие как «Автоматика и управление», «Машиностроение», «Электронная техника и радиотехника», так и естественнонаучные дисциплины, например «Биология», «География», «Химия». Это направления с относительно сбалансированной стоимостью обучения, что обеспечивает их доступность.

Два последние года показывают общий тренд на увеличение доступности образования. В основном это связано с ростом средней зарплаты. Например, доступность таких программ, как «Управление водным транспортом» и «Востоковедение и африканистика» повысилась с 4 до 3,2 и с 3,8 до 3,1 месяцев работы для оплаты обучения, соответственно. Положительная динамика наблюдается также на «Политологии», где доступность выросла с 3,5 до 2,8 месяцев работы для оплаты обучения.

Таблица 8. Необходимое количество месяцев отработки в году для обеспечения оплаты обучения ребенка

Средняя зарплата, 2024 г.[1]

Стоимость обучения, 2024 г.

Необходимое кол-во месяцев отработки для покрытия стоимости обучения в 2024 г.

Средняя зарплата, 2022 г.[2]

Стоимость обучения, 2022 г.

Необходимое кол-во месяцев отработки для покрытия стоимости обучения в 2022 г.

Авиационная и ракетно-космическая техника

83 574

225 283

2,7

64 092

197 714

3,1

Авиационные системы (эксплуатация)

83 574

294 852

3,5

64 092

247 426

3,9

Автоматика и управление

83 574

200 590

2,4

64 092

169 611

2,6

Архитектура и градостроительство

83 574

194 034

2,3

64 092

165 632

2,6

Библиотеки и архивы

83 574

162 454

1,9

64 092

135 823

2,1

Бизнес-информатика

83 574

196 785

2,4

64 092

166 340

2,6

Биология

83 574

191 774

2,3

64 092

162 541

2,5

Вооружение

83 574

203 163

2,4

64 092

188 377

2,9

Востоковедение и африканистика

83 574

255 544

3,1

64 092

241 957

3,8

География

83 574

193 556

2,3

64 092

163 727

2,6

Геодезия и землеустройство

83 574

209 481

2,5

64 092

179 451

2,8

Геология

83 574

224 804

2,7

64 092

192 629

3,0

Государственное и муниципальное управление

83 574

189 934

2,3

64 092

161 799

2,5

Дизайн

83 574

321 073

3,8

64 092

284 861

4,4

Журналистика и литературное творчество

83 574

203 570

2,4

64 092

170 993

2,7

Здравоохранение

83 574

239 273

2,9

64 092

194 347

3,0

Издательское дело

83 574

177 302

2,1

64 092

143 854

2,2

Информатика и вычислительная техника

83 574

198 013

2,4

64 092

163 567

2,6

Информационная безопасность

83 574

197 240

2,4

64 092

168 641

2,6

История

83 574

178 810

2,1

64 092

151 261

2,4

Культурология

83 574

233 029

2,8

64 092

192 359

3,0

Лесное дело

83 574

168 582

2,0

64 092

146 679

2,3

Лингвистика и иностранные языки

83 574

195 163

2,3

64 092

169 435

2,6

Математика

83 574

203 816

2,4

64 092

168 938

2,6

Материалы

83 574

211 897

2,5

64 092

175 597

2,7

Машиностроение

83 574

191 039

2,3

64 092

163 083

2,5

Международные отношения

83 574

265 466

3,2

64 092

229 867

3,6

Менеджмент

83 574

202 974

2,4

64 092

172 988

2,7

Металлургия

83 574

195 403

2,3

64 092

160 366

2,5

Морская техника

83 574

289 700

3,5

64 092

257 594

4,0

Нефтегазовое дело

83 574

222 785

2,7

64 092

198 271

3,1

Педагогическое образование

83 574

154 695

1,9

64 092

137 155

2,1

Пищевые технологии

83 574

168 357

2,0

64 092

147 264

2,3

Полиграфия и упаковка

83 574

226 633

2,7

64 092

190 027

3,0

Политология

83 574

236 003

2,8

64 092

222 424

3,5

Постановка действа (художественная постановка)

83 574

567 030

6,8

64 092

296 309

4,6

Приборостроение и оптотехника

83 574

197 171

2,4

64 092

162 705

2,5

Прикладное искусство (живопись, скульптура)

83 574

307 087

3,7

64 092

255 252

4,0

Прикладное искусство (оформление)

83 574

241 158

2,9

64 092

203 550

3,2

Профессиональное обучение

83 574

146 372

1,8

64 092

128 754

2,0

Психология

83 574

186 762

2,2

64 092

156 157

2,4

Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование

83 574

161 789

1,9

64 092

137 991

2,2

Реклама и связи с общественностью

83 574

237 899

2,8

64 092

196 265

3,1

Религиоведение и теология

83 574

178 265

2,1

64 092

144 178

2,2

Сельское и рыбное хозяйство

83 574

160 112

1,9

64 092

145 825

2,3

Сестринское дело

83 574

214 664

2,6

64 092

167 354

2,6

Социальная работа

83 574

162 411

1,9

64 092

136 380

2,1

Социология

83 574

189 573

2,3

64 092

166 502

2,6

Строительство

83 574

177 182

2,1

64 092

152 391

2,4

Сфера обслуживания

83 574

179 209

2,1

64 092

157 235

2,5

Теория искусств

83 574

273 736

3,3

64 092

231 758

3,6

Технологии легкой промышленности

83 574

172 525

2,1

64 092

151 797

2,4

Технологические машины и оборудование

83 574

187 609

2,2

64 092

162 649

2,5

Транспортные средства

83 574

175 238

2,1

64 092

152 332

2,4

Управление водным транспортом

83 574

268 599

3,2

64 092

258 481

4,0

Управление качеством

83 574

191 014

2,3

64 092

174 398

2,7

Физика

83 574

211 744

2,5

64 092

180 266

2,8

Физическая культура

83 574

208 462

2,5

64 092

185 605

2,9

Филология

83 574

181 123

2,2

64 092

157 436

2,5

Философия

83 574

185 612

2,2

64 092

168 230

2,6

Химическая и биотехнологии

83 574

195 809

2,3

64 092

166 301

2,6

Химия

83 574

183 554

2,2

64 092

154 665

2,4

Экология

83 574

192 365

2,3

64 092

159 785

2,5

Экономика

83 574

187 869

2,2

64 092

162 158

2,5

Электронная техника, радиотехника и связь

83 574

193 048

2,3

64 092

161 951

2,5

Энергетика и энергетическое машиностроение

83 574

186 831

2,2

64 092

164 772

2,6

Юриспруденция

83 574

194 373

2,3

64 092

169 649

2,6

Ядерные физика и технологии

83 574

221 491

2,7

64 092

192 463

3,0


[1] Показатель рассчитан на основе данных Росстата «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации с 2013 года (по месяцам)», как средняя арифметическая за 10 месяцев 2024 г.

[2] Показатель рассчитан на основе данных Росстата «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации с 2013 года (по месяцам)», как средняя арифметическая за 12 месяцев 2022 г.

В 2024 году по сравнению с 2023 годом средняя стоимость обучения увеличилась на всех направлениях подготовки, за исключением одного, где она снизилась, – «Управление водным транспортом».

В целом средний рост стоимости обучения составил 8,8% по всем УГ. Технические и инженерные направления, например, «Машиностроение» или «Информатика и вычислительная техника», в среднем показали умеренный рост стоимости обучения (примерно 5–10%), что близко к среднему уровню, но все еще ниже прироста зарплаты. Такие направления являются более стабильными и доступными с точки зрения затрат на обучение.

Только на одном направлении наблюдается рост средней стоимости обучения выше среднего роста зарплат. Это направление, связанное с искусством – «Постановка действа» (116,9%), где наблюдается резкий рост стоимости обучения, который не компенсируется аналогичным ростом заработной платы, что делает обучение менее доступным для студентов.

Таблица 9. Соотношение роста стоимости обучения и заработных плат

Группа направлений

Средняя стоимость обучения, руб. в год, 2024 г

Средняя стоимость обучения, руб. в год, 2023 г.

Прирост средней стоимости обучения в 2024 г. по сравнению с 2023 г.

Рост средней зарплаты в номинальном выражении в 2024 г. по сравнению с 2023 г.[1]

Управление водным транспортом

268 599

287 165

−6,5%

17,5%

Вооружение

203 163

201 810

0,7%

17,5%

Нефтегазовое дело

222 785

220 838

0,9%

17,5%

Морская техника

289 700

284 274

1,9%

17,5%

Педагогическое образование

154 695

151 146

2,3%

17,5%

Профессиональное обучение

146 372

142 463

2,7%

17,5%

Управление качеством

191 014

184 931

3,3%

17,5%

Транспортные средства

175 238

168 902

3,8%

17,5%

Машиностроение

191 039

182 597

4,6%

17,5%

Геология

224 804

214 865

4,6%

17,5%

Востоковедение и африканистика

255 544

243 925

4,8%

17,5%

Менеджмент

202 974

193 408

4,9%

17,5%

Сельское и рыбное хозяйство

160 112

152 388

5,1%

17,5%

Физическая культура

208 462

198 375

5,1%

17,5%

Информационная безопасность

197 240

187 581

5,1%

17,5%

Энергетика и энергетическое машиностроение

186 831

177 628

5,2%

17,5%

Строительство

177 182

167 767

5,6%

17,5%

Лесное дело

168 582

159 616

5,6%

17,5%

Экономика

187 869

177 467

5,9%

17,5%

Филология

181 123

171 091

5,9%

17,5%

Технологические машины и оборудование

187 609

177 213

5,9%

17,5%

Прикладное искусство (живопись, скульптура)

307 087

289 996

5,9%

17,5%

Бизнес-информатика

196 785

185 803

5,9%

17,5%

Философия

185 612

175 195

5,9%

17,5%

Дизайн

321 073

302 155

6,3%

17,5%

Пищевые технологии

168 357

158 434

6,3%

17,5%

Полиграфия и упаковка

226 633

213 264

6,3%

17,5%

Сфера обслуживания

179 209

168 561

6,3%

17,5%

Металлургия

195 403

183 091

6,7%

17,5%

Лингвистика и иностранные языки

195 163

182 807

6,8%

17,5%

Математика

203 816

190 576

6,9%

17,5%

Прикладное искусство (оформление)

241 158

225 344

7,0%

17,5%

Технологии легкой промышленности

172 525

161 128

7,1%

17,5%

Социология

189 573

176 966

7,1%

17,5%

Библиотеки и архивы

162 454

151 568

7,2%

17,5%

Химическая и биотехнологии

195 809

182 681

7,2%

17,5%

Авиационная и ракетно-космическая техника

225 283

210 108

7,2%

17,5%

Социальная работа

162 411

151 453

7,2%

17,5%

Ядерные физика и технологии

221 491

205 600

7,7%

17,5%

Физика

211 744

196 523

7,7%

17,5%

Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование

161 789

150 083

7,8%

17,5%

Юриспруденция

194 373

180 295

7,8%

17,5%

Архитектура и градостроительство

194 034

179 950

7,8%

17,5%

Биология

191 774

177 705

7,9%

17,5%

География

193 556

178 843

8,2%

17,5%

Химия

183 554

169 542

8,3%

17,5%

Журналистика и литературное творчество

203 570

187 650

8,5%

17,5%

Теория искусств

273 736

251 784

8,7%

17,5%

Электронная техника, радиотехника и связь

193 048

177 564

8,7%

17,5%

Приборостроение и оптотехника

197 171

181 170

8,8%

17,5%

Экология

192 365

176 705

8,9%

17,5%

Международные отношения

265 466

243 079

9,2%

17,5%

Автоматика и управление

200 590

183 601

9,3%

17,5%

Геодезия и землеустройство

209 481

191 463

9,4%

17,5%

Психология

186 762

170 621

9,5%

17,5%

Политология

236 003

215 225

9,7%

17,5%

Авиационные системы (эксплуатация)

294 852

267 469

10,2%

17,5%

История

178 810

162 094

10,3%

17,5%

Информатика и вычислительная техника

198 013

179 413

10,4%

17,5%

Реклама и связи с общественностью

237 899

214 273

11,0%

17,5%

Сестринское дело

214 664

192 742

11,4%

17,5%

Материалы

211 897

188 719

12,3%

17,5%

Здравоохранение

239 273

212 686

12,5%

17,5%

Государственное и муниципальное управление

189 934

167 780

13,2%

17,5%

Издательское дело

177 302

155 429

14,1%

17,5%

Культурология

233 029

202 981

14,8%

17,5%

Религиоведение и теология

178 265

154 787

15,2%

17,5%

Постановка действа (художественная постановка)

567 030

261 416

116,9%

17,5%


[1] Макроэкономический опрос Банка России. Декабрь 2024. www.cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/

Среди 68 укрупненных групп направлений с совокупным приемом выше 300 человек на 46 направлениях стоимость обучения в 2024 году выросла меньше, чем заработные платы и уровень инфляции. Это свидетельствует о том, что образовательные программы в большинстве сфер остаются сравнительно доступными.

Самый незначительный рост стоимости зафиксирован на направлении «Вооружение», где цены увеличились лишь на 0,7%. Как уже было отмечено выше, на направлении «Управление водным транспортом» стоимость обучения даже снизилась на 6,5%. Рост стоимости, близкий к уровню инфляции (8,4%), отмечен на направлениях «Химия» и «География», где рост составил 8,3% и 8,2% соответственно.

В целом в данную группу попало большинство направлений подготовки, включая довольно крупные области: «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Педагогическое образование» и другие, традиционно востребованные у абитуриентов. Например, стоимость обучения на «Менеджменте» увеличилась на 4,9%, что практически вдвое меньше инфляции, а на «Экономике» — на 5,9%.

Таблица 10. Группа 1. Направления подготовки с ростом стоимости обучения ниже роста зарплат и инфляции

Группа направлений

Средняя стоимость обучения, руб. в год, 2024 г.

Средняя стоимость обучения, руб. в год, 2023 г.

Прирост средней стоимости в 2024 г. по сравнению с 2023 г.

Рост средней зарплаты в номинальном выражении в 2024 г. по сравнению с 2023 г.[1]

Среднегодовая инфляция в 2024 г.[2]

Управление водным транспортом

268 599

287 165

-6,5%

17,5%

8,4%

Вооружение

203 163

201 810

0,7%

17,5%

8,4%

Нефтегазовое дело

222 785

220 838

0,9%

17,5%

8,4%

Морская техника

289 700

284 274

1,9%

17,5%

8,4%

Педагогическое образование

154 695

151 146

2,3%

17,5%

8,4%

Профессиональное обучение

146 372

142 463

2,7%

17,5%

8,4%

Управление качеством

191 014

184 931

3,3%

17,5%

8,4%

Транспортные средства

175 238

168 902

3,8%

17,5%

8,4%

Машиностроение

191 039

182 597

4,6%

17,5%

8,4%

Геология

224 804

214 865

4,6%

17,5%

8,4%

Востоковедение и африканистика

255 544

243 925

4,8%

17,5%

8,4%

Менеджмент

202 974

193 408

4,9%

17,5%

8,4%

Сельское и рыбное хозяйство

160 112

152 388

5,1%

17,5%

8,4%

Физическая культура

208 462

198 375

5,1%

17,5%

8,4%

Информационная безопасность

197 240

187 581

5,1%

17,5%

8,4%

Энергетика и энергетическое машиностроение

186 831

177 628

5,2%

17,5%

8,4%

Строительство

177 182

167 767

5,6%

17,5%

8,4%

Лесное дело

168 582

159 616

5,6%

17,5%

8,4%

Экономика

187 869

177 467

5,9%

17,5%

8,4%

Филология

181 123

171 091

5,9%

17,5%

8,4%

Технологические машины и оборудование

187 609

177 213

5,9%

17,5%

8,4%

Прикладное искусство (живопись, скульптура)

307 087

289 996

5,9%

17,5%

8,4%

Бизнес-информатика

196 785

185 803

5,9%

17,5%

8,4%

Философия

185 612

175 195

5,9%

17,5%

8,4%

Дизайн

321 073

302 155

6,3%

17,5%

8,4%

Пищевые технологии

168 357

158 434

6,3%

17,5%

8,4%

Полиграфия и упаковка

226 633

213 264

6,3%

17,5%

8,4%

Сфера обслуживания

179 209

168 561

6,3%

17,5%

8,4%

Металлургия

195 403

183 091

6,7%

17,5%

8,4%

Лингвистика и иностранные языки

195 163

182 807

6,8%

17,5%

8,4%

Математика

203 816

190 576

6,9%

17,5%

8,4%

Прикладное искусство (оформление)

241 158

225 344

7,0%

17,5%

8,4%

Технологии легкой промышленности

172 525

161 128

7,1%

17,5%

8,4%

Социология

189 573

176 966

7,1%

17,5%

8,4%

Библиотеки и архивы

162 454

151 568

7,2%

17,5%

8,4%

Химическая и биотехнологии

195 809

182 681

7,2%

17,5%

8,4%

Авиационная и ракетно-космическая техника

225 283

210 108

7,2%

17,5%

8,4%

Социальная работа

162 411

151 453

7,2%

17,5%

8,4%

Ядерные физика и технологии

221 491

205 600

7,7%

17,5%

8,4%

Физика

211 744

196 523

7,7%

17,5%

8,4%

Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование

161 789

150 083

7,8%

17,5%

8,4%

Юриспруденция

194 373

180 295

7,8%

17,5%

8,4%

Архитектура и градостроительство

194 034

179 950

7,8%

17,5%

8,4%

Биология

191 774

177 705

7,9%

17,5%

8,4%

География

193 556

178 843

8,2%

17,5%

8,4%

Химия

183 554

169 542

8,3%

17,5%

8,4%


[1]  Макроэкономический опрос Банка России. Декабрь 2024. www.cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/

[2]  Там же.

По 21 направлению подготовки в 2024 году рост стоимости обучения находился в пределах между среднегодовой инфляцией и ростом средней заработной платы населения. Такой рост позволяет образовательным учреждениям компенсировать увеличение издержек, но не создает чрезмерной нагрузки для семей.

По направлениям «Журналистика и литературное творчество» и «Теория искусств» прирост стоимости обучения составил всего 8,5% и 8,7% соответственно, что минимально превышает уровень инфляции (8,4%). Это указывает на сохранение доступности этих программ и их ценовую конкурентоспособность. «Культурология» (14,8%) и «Религиоведение и теология» (15,2%), напротив, демонстрируют максимальный рост стоимости обучения в данной группе. Их прирост наиболее близок к росту средней заработной платы, составляющей 17,5%.

В эту группу направлений попали такие крупные направления как «Информатика и вычислительная техника», «Здравоохранение», «История» и другие, которые демонстрируют прирост от 9% до 12%.

Таблица 11. Группа 2. Направления подготовки с ростом средней стоимости обучения выше инфляции, но ниже, чем рост темпа доходов

Группа направлений

Средняя стоимость обучения, руб. в год, 2024 г.

Средняя стоимость обучения, руб. в год, 2023 г.

Прирост средней стоимости в 2024 г. по сравнению с 2023 г.

Рост средней зарплаты в номинальном выражении в 2024 г. по сравнению с 2023 г.[1]

Среднегодовая инфляция в 2024 г.[2]

Журналистика и литературное творчество

203 570

187 650

8,5%

17,5%

8,4%

Теория искусств

273 736

251 784

8,7%

17,5%

8,4%

Электронная техника, радиотехника и связь

193 048

177 564

8,7%

17,5%

8,4%

Приборостроение и оптотехника

197 171

181 170

8,8%

17,5%

8,4%

Экология

192 365

176 705

8,9%

17,5%

8,4%

Международные отношения

265 466

243 079

9,2%

17,5%

8,4%

Автоматика и управление

200 590

183 601

9,3%

17,5%

8,4%

Геодезия и землеустройство

209 481

191 463

9,4%

17,5%

8,4%

Психология

186 762

170 621

9,5%

17,5%

8,4%

Политология

236 003

215 225

9,7%

17,5%

8,4%

Авиационные системы (эксплуатация)

294 852

267 469

10,2%

17,5%

8,4%

История

178 810

162 094

10,3%

17,5%

8,4%

Информатика и вычислительная техника

198 013

179 413

10,4%

17,5%

8,4%

Реклама и связи с общественностью

237 899

214 273

11,0%

17,5%

8,4%

Сестринское дело

214 664

192 742

11,4%

17,5%

8,4%

Материалы

211 897

188 719

12,3%

17,5%

8,4%

Здравоохранение

239 273

212 686

12,5%

17,5%

8,4%

Государственное и муниципальное управление

189 934

167 780

13,2%

17,5%

8,4%

Издательское дело

177 302

155 429

14,1%

17,5%

8,4%

Культурология

233 029

202 981

14,8%

17,5%

8,4%

Религиоведение и теология

178 265

154 787

15,2%

17,5%

8,4%


[1] Макроэкономический опрос Банка России. Декабрь 2024. www.cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/

[2] Там же.

Представленность укрупненных групп в российских вузах

Среди укрупненных групп, демонстрирующих значительный рост (увеличение числа вузов на 10 и более), снова выделяется тренд на рост инженерных и естественнонаучных специальностей. Например, число вузов, реализующих программы по направлению «Информатика и вычислительная техника», увеличилось на 48, «Энергетика и энергетическое машиностроение» – на 32, а по «Химической и биотехнологии» – на 39.

Заметные изменения произошли и в традиционных сферах, таких как «Педагогическое образование», «Психология» и «Психолого-педагогическое образование». Здесь наблюдается устойчивый рост числа вузов по сравнению с 2022 годом, однако темпы увеличения в 2024 году по сравнению с предыдущим замедлились.

Интересным примером являются направления «Физика», «Экология», «Математика», «Строительство», «Технологические машины и оборудование». Здесь сокращение числа вузов с бюджетными программами компенсировалось ростом числа вузов с платными программами.

В то же время в областях социально-экономических наук, таких как «Экономика» и «Менеджмент», наблюдается сокращение как бюджетных, так и платных программ. Общее число вузов, предлагающих программы по этим направлениям, уменьшилось на 39 и 63 соответственно.

Таблица 12. 45 самых распространенных укрупненных групп (100 и более вузов)

Группа направлений

Число вузов, принимающих по УГ

Число вузов с бюджетным приемом на УГ

Динамика 24/22 гг.

2024 г.

2023 г.

2022.

г.

Динамика 24/22 гг.

2024 г.

2023 г.

2022 г.

Информатика и вычислительная техника

7,6%

680

655

632

3,8%

383

373

369

Экономика

−6,2%

586

625

625

−5,6%

234

253

248

Менеджмент

−12,1%

456

504

519

−16,7%

180

209

216

Юриспруденция

−4,6%

437

456

458

−17,0%

156

183

188

Педагогическое образование

2,5%

324

330

316

5,9%

179

179

169

Экология

1,6%

324

314

319

−1,7%

227

221

231

Государственное и муниципальное управление

4,1%

302

299

290

−0,8%

119

123

120

Энергетика и энергетическое машиностроение

12,1%

296

274

264

9,2%

201

189

184

Психология

4,2%

274

278

263

3,2%

129

134

125

Строительство

5,1%

269

279

256

−1,8%

165

173

168

Математика

2,7%

268

266

261

−1,9%

156

158

159

Лингвистика и иностранные языки

−4,0%

264

273

275

−8,9%

113

123

124

Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование

9,6%

251

247

229

4,3%

146

146

140

Сфера обслуживания

−5,3%

250

273

264

−8,3%

122

139

133

Автоматика и управление

8,3%

247

270

228

3,3%

155

172

150

Транспортные средства

9,4%

245

258

224

6,6%

162

163

152

Информационная безопасность

4,7%

244

239

233

3,1%

135

131

131

Технологические машины и оборудование

7,1%

226

221

211

−1,9%

158

162

161

Химическая и биотехнологии

22,5%

212

190

173

13,8%

140

132

123

Реклама и связи с общественностью

−2,9%

202

214

208

−3,8%

76

88

79

Электронная техника, радиотехника и связь

7,1%

197

191

184

−0,7%

133

133

134

Здравоохранение

2,1%

193

194

189

4,3%

96

95

92

Биология

15,8%

183

166

158

13,1%

112

110

99

Сельское и рыбное хозяйство

4,7%

178

175

170

3,8%

110

108

106

Бизнес−информатика

3,0%

174

173

169

6,1%

70

70

66

Журналистика и литературное творчество

−8,5%

173

179

189

−15,6%

76

83

90

Дизайн

−4,7%

161

170

169

−13,0%

67

75

77

Социология

−5,9%

159

162

169

−6,8%

82

87

88

Архитектура и градостроительство

−6,1%

154

166

164

−5,9%

80

85

85

Филология

1,3%

152

154

150

−2,5%

79

82

81

Химия

7,5%

143

139

133

1,1%

89

90

88

Геодезия и землеустройство

2,9%

142

143

138

−1,1%

94

92

95

История

−7,3%

139

158

150

−7,3%

76

88

82

Международные отношения

−3,5%

137

143

142

−1,6%

61

66

62

Социальная работа

−15,2%

134

162

158

−9,2%

89

101

98

Приборостроение и оптотехника

8,7%

125

110

115

0,0%

83

78

83

Физика

1,7%

123

124

121

−4,3%

88

92

92

Лесное дело

11,1%

120

115

108

11,8%

85

80

76

Физическая культура

16,0%

116

122

100

13,3%

68

72

60

Пищевые технологии

−4,2%

115

118

120

−8,0%

80

83

87

Управление качеством

5,5%

115

104

109

−2,3%

85

80

87

Нефтегазовое дело

27,4%

107

91

84

24,5%

61

55

49

Геология

14,0%

106

95

93

0,0%

69

66

69

Политология

−10,6%

101

109

113

−5,5%

52

54

55

Машиностроение

11,1%

100

97

90

3,1%

66

63

64

Вузы, имеющие качество бюджетного приема 90+ по одной или нескольким УГН

Всего в 2024 году можно выделить 52 вуза, имеющих направления подготовки с качеством приема 90 и более баллов. Абсолютные лидеры — МИФИ, МГИМО, НИУ ВШЭ — привлекли студентов со средними баллами 90 и более на 90–92% своих бюджетных направлений.

В число вузов, имеющих направления 90+, входят не только московские и петербургские вузы, такие как МИФИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ и ИТМО, но также региональные, например, УрФУ, где доля таких направлений составляет 15%, Новосибирский государственный технический университет (10%), Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (8%).

Однако, наряду с этим, в ряде вузов, привлекающих сильных студентов, сохраняется доля направлений с качеством приема ниже 56 баллов, это, в частности, три вуза: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (15% направлений имеют качество приема <56 баллов), Волгоградский государственный технический университет (12%), Самарский государственный технический университет (3%).

Таблица 13. Рейтинг вузов с качеством бюджетного приема 90+ по одной или нескольким укрупненным группам, 2024 г.

 

Доля УГ 90+  

Доля УГ

80–89

 

Доля УГ 70–79

Доля УГ 56–69  

Доля УГ менее 56

Всего бюдж. УГ

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", г. Москва

92%

8%

0%

0%

0%

13

Московский государственный институт международных отношений

91%

0%

0%

0%

0%

11

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г. Москва

90%

3%

0%

0%

0%

30

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", филиал, г. Санкт-Петербург

80%

13%

0%

0%

0%

15

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

79%

0%

0%

0%

0%

19

Московский физико-технический институт

63%

0%

0%

0%

0%

8

Университет ИТМО, г. Санкт-Петербург

63%

31%

0%

0%

0%

16

Российский университет дружбы народов, г. Москва

54%

39%

0%

0%

0%

41

Центральный университет

50%

0%

0%

0%

0%

2

Университет Иннополис

50%

0%

0%

0%

0%

2

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

47%

40%

0%

0%

0%

15

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

42%

48%

6%

0%

0%

33

Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", г. Москва

42%

50%

8%

0%

0%

12

Санкт-Петербургский государственный университет

37%

53%

2%

0%

0%

43

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", филиал, г. Нижний Новгород

33%

44%

0%

0%

0%

9

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

25%

55%

5%

0%

0%

20

Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений

25%

25%

0%

0%

0%

8

Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва

25%

33%

25%

0%

0%

12

Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

23%

46%

8%

0%

0%

13

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ”

17%

50%

33%

0%

0%

12

Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина

15%

27%

25%

29%

0%

52

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", филиал, г. Пермь

14%

43%

0%

0%

0%

7

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург

14%

14%

45%

14%

0%

22

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

12%

48%

39%

0%

0%

33

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

12%

52%

16%

0%

0%

25

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

12%

36%

16%

0%

0%

25

Новосибирский государственный технический университет

10%

21%

31%

31%

0%

29

Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова

10%

30%

50%

10%

0%

10

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

10%

80%

10%

0%

0%

20

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва

10%

0%

70%

20%

0%

10

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

9%

0%

18%

45%

0%

11

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

9%

17%

17%

17%

0%

23

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

8%

8%

46%

23%

0%

13

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

7%

29%

21%

0%

0%

14

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар

7%

7%

29%

36%

0%

14

Московский государственный лингвистический университет

7%

50%

21%

0%

0%

14

Российский государственный социальный университет, г . Москва

7%

10%

28%

3%

0%

29

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

7%

33%

20%

13%

0%

30

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), г. Москва

6%

44%

25%

13%

0%

32

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева

6%

33%

27%

33%

0%

33

Московский городской педагогический университет

6%

78%

11%

6%

0%

18

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул

5%

0%

20%

40%

15%

20

МИРЭА - Российский технологический университет

5%

27%

45%

23%

0%

22

Московский педагогический государственный университет

4%

38%

21%

0%

0%

24

Московский политехнический университет

4%

32%

20%

44%

0%

25

Волгоградский государственный технический университет

4%

8%

24%

48%

12%

25

Самарский государственный технический университет

3%

9%

22%

53%

3%

32

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

3%

38%

34%

13%

0%

32

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

3%

12%

24%

44%

0%

34

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

3%

31%

28%

21%

0%

39

Национальный исследовательский Томский государственный университет

2%

19%

45%

33%

0%

42

Казанский (Приволжский) федеральный университет

2%

39%

39%

16%

0%

44

Если смотреть процент замещения новых программ, в технической сфере особенно выделяются такие направления, как «Нефтегазовое дело» (650% замещения), «Биология» (567%), «Ядерные физика и технологии» (400%), «Химическая и биотехнологии» (357%). Более традиционные инженерные программы, такие как «Энергетика» (188%) и «Автоматика и управление» (150%), также продолжают устойчиво развиваться. В совокупности это демонстрирует стабильный спрос на специалистов технических направлений.

Направления, связанные с медициной, также показывают положительную динамику. Например, на направлении «Здравоохранение» процент замещения новых программ составляет 400%, а уровень закрытия программ минимален (1%). Однако в смежном направлении «Сестринское дело» процент закрытия остается относительно высоким (17%).

Популярные направления, такие как «Информатика и вычислительная техника», «Юриспруденция» и «Психология», продолжают наращивать численность программ. Для них характерен высокий процент замещения новых программ (от 153% до 205%) и сравнительно низкий уровень закрытия (5–7%). Напротив, такие массовые и остающиеся популярными направления, как «Экономика» и «Менеджмент» сталкиваются с более высоким уровнем закрытия (14% и 16% соответственно), что может быть связано с перенасыщением рынка.

Гуманитарные направления, такие как «Культурология», «Библиотековедение и архивное дело», находятся в стадии спада: программы демонстрируют высокий процент закрытия (до 30%) и низкий уровень замещения (25–46%).

Таблица 14. Демография программ

 

Всего программ в 2024 г.

Всего программ с 2022 по 2024 гг.

Закрылись в 2024 г.

Открылись в 2024 г.

Процент замещения

Процент закрытия

Информатика и вычислительная техника

430

472

32

49

153%

7%

Экономика

424

515

71

42

59%

14%

Юриспруденция

359

381

19

39

205%

5%

Менеджмент

335

417

66

30

45%

16%

Экология

230

269

32

21

66%

12%

Государственное и муниципальное управление

216

243

17

29

171%

7%

Энергетика и энергетическое машиностроение

208

228

16

30

188%

7%

Педагогическое образование

199

211

7

22

314%

3%

Психология

190

213

18

25

139%

8%

Строительство

171

189

15

15

100%

8%

Лингвистика и иностранные языки

170

180

9

10

111%

5%

Математика

166

184

16

16

100%

9%

Сфера обслуживания

165

208

35

21

60%

17%

Транспортные средства

164

189

18

24

133%

10%

Технологические машины и оборудование

163

189

20

20

100%

11%

Автоматика и управление

161

192

18

27

150%

9%

Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование

158

166

7

13

186%

4%

Реклама и связи с общественностью

154

176

18

17

94%

10%

Информационная безопасность

145

149

3

10

333%

2%

Химическая и биотехнологии

145

156

7

25

357%

4%

Электронная техника, радиотехника и связь

134

142

7

6

86%

5%

Бизнес-информатика

125

139

14

20

143%

10%

Биология

117

122

3

17

567%

2%

Дизайн

116

137

19

19

100%

14%

Журналистика и литературное творчество

112

124

11

5

45%

9%

Сельское и рыбное хозяйство

111

119

7

10

143%

6%

Здравоохранение

107

108

1

4

400%

1%

Геодезия и землеустройство

99

119

16

15

94%

13%

Социальная работа

97

125

20

14

70%

16%

Социология

94

107

11

4

36%

10%

Архитектура и градостроительство

91

99

5

7

140%

5%

Химия

91

97

5

7

140%

5%

Физика

90

97

5

3

60%

5%

Управление качеством

89

115

22

21

95%

19%

Филология

87

91

4

5

125%

4%

Лесное дело

86

91

4

12

300%

4%

Международные отношения

86

94

7

5

71%

7%

Пищевые технологии

86

107

19

12

63%

18%

Приборостроение и оптотехника

83

93

7

7

100%

8%

История

81

94

8

4

50%

9%

Физическая культура

71

83

9

15

167%

11%

Геология

70

79

7

7

100%

9%

Материалы

67

72

3

9

300%

4%

Машиностроение

67

76

7

10

143%

9%

Нефтегазовое дело

61

64

2

13

650%

3%

Прикладное искусство (оформление)

61

69

4

2

50%

6%

Профессиональное обучение

61

72

9

11

122%

13%

Политология

60

67

5

3

60%

7%

География

53

61

5

3

60%

8%

Авиационная и ракетно-космическая техника

40

45

5

3

60%

11%

Философия

34

40

5

6

120%

13%

Металлургия

32

36

3

3

100%

8%

Религиоведение и теология

31

37

4

7

175%

11%

Прикладное искусство (живопись, скульптура)

30

34

3

5

167%

9%

Морская техника

28

31

3

4

133%

10%

Библиотеки и архивы

26

44

13

6

46%

30%

Востоковедение и африканистика

25

26

0

5

-

0%

Технологии легкой промышленности

25

32

5

6

120%

16%

Ядерные физика и технологии

25

26

1

4

400%

4%

Авиационные системы (эксплуатация)

22

26

4

5

125%

15%

Культурология

20

30

8

2

25%

27%

Сестринское дело

20

24

4

3

75%

17%

Вооружение

19

20

1

1

100%

5%

Теория искусств

19

21

2

2

100%

10%

Управление водным транспортом

19

20

1

3

300%

5%

Издательское дело

14

15

1

4

400%

7%

Полиграфия и упаковка

10

13

3

1

33%

23%

Постановка действа (художественная постановка)

9

11

1

2

200%

9%


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!