Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет третью часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2024 году, посвященную региональному разрезу. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

 

Выпуск 2. Укрупненные предметные группы (направления и специальности)

Всего в Мониторинге качества приема в российские вузы (далее – Мониторинг) в 2024 году приняли участие 80 субъектов РФ. При этом для анализа результатов Мониторинга шесть субъектов РФ объединены в три группы: г. Москва объединена с Московской областью, г. Санкт-Петербург − с Ленинградской областью, г. Севастополь − с Республикой Крым. В Мониторинге отсутствуют данные о Ненецком автономном округе (Архангельская область) и Ямало-Ненецком автономном округе (Тюменская область), а также о Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Херсонской области, Запорожской области.

Образовательный ландшафт российских регионов демонстрирует позитивную динамику: регионы-лидеры продолжают увеличивать число студентов (Москва и МО, Санкт-Петербург, Свердловская область, Республика Татарстан, Новосибирская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Воронежская область, Красноярский край). Исключение составляют Ростовская область (−5,4%) и Самарская область (−3,2%), где наблюдается снижение численности обучающихся. К списку регионов-лидеров по численности впервые присоединилась Саратовская область, преодолев отметку в 10 тысяч зачисленных.

Рост бюджетного набора сопровождается значительным увеличением спроса на платное образование (+8% с 2022 года), причем в 9 регионах этот рост превышает 50%. Особенно заметен скачок в Тульской и Волгоградской областях, где платный набор удвоился. Это свидетельствует о готовности абитуриентов инвестировать в образование внутри своих регионов, а не только в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

Региональные университетские центры сохраняют высокое качество приема, причем список лидеров остается стабильным. Среди них – Москва, Санкт-Петербург, а также Казань, Уфа, Томск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Калуга, Новосибирск. В 2024 году к ним присоединился Калининград.

Цифры совокупного приема. Регионы-лидеры продолжают наращивать численность студентов.

По сравнению с предыдущими годами к числу регионов-лидеров присоединилась Саратовская область, преодолев отметку в 10 тысяч студентов. Всего в 2024 году в 12 регионах число зачисленных студентов превысило 10 тысяч человек. Крупнейшим образовательным центром остается Москва и Московская область, где совокупный прием увеличился на 8,1% и достиг 121 тысяч человек. Санкт-Петербург также демонстрирует активный рост (6,1%), что подтверждает устойчивый интерес к высшему образованию в ведущих мегаполисах страны.

В целом по сравнению с 2022 годом в десяти крупнейших студенческих регионах наблюдается рост приема, что свидетельствует об увеличении спроса на высшее образование в этих субъектах.

Наибольший прирост отмечен в Саратовской области (на 10,6%), Свердловской области (на 9,1%). Однако в двух регионах зафиксировано снижение численности приема: в Ростовской области (−5,4%) и Самарской области (−3,2%).

Что касается качества приема, то средний балл ЕГЭ остается стабильным в списке регионов-лидеров, испытывая снижение в пределах 1-2 баллов, преимущественно связанное с увеличением совокупного набора. Наибольшее падение среднего балла отмечается в Саратовской (падение на 2 балла), Нижегородской (на 1,7 балл) областях. При этом в Москве и Московской области, несмотря на рост совокупного приема, средний балл ЕГЭ сохранился на уровне 74,9. В двух регионах – Ростовской и Самарской областях – он также остался неизменным на фоне сокращения совокупного приема.

Таблица 1. Итоги совокупного приема в регионах с максимальным набором студентов в 2024 г. (набор более 10 тыс.)

Регион

Совокупный прием,
чел.

Рост/падение совокупного приема, %

Средний балл ЕГЭ (совокупный прием)

Разница средних баллов ЕГЭ

2024

2024/2022

2024

2024/2022

Москва и Московская область

121 088

8,1

74,9

0

Санкт-Петербург

51 771

6,1

73,1

−1,2

Свердловская область

18 696

9,1

67,2

−1,5

Республика Татарстан

18 419

8,3

69,5

−1,1

Новосибирская область

16 105

8,4

66,7

−0,4

Ростовская область

14 214

-5,4

64,7

0

Самарская область

13 205

-3,2

67,1

0

Краснодарский край

12 662

8,6

66,2

−1,5

Нижегородская область

12 331

4,3

67,6

−1,7

Воронежская область

11 860

0,4

63,9

−1,5

Красноярский край

10 786

1,9

64,2

−1,1

Саратовская область

10 117

10,6

64,1

−2

Среди 70 регионов с набором более 1000 студентов в 2024 году большинство − 46 регионов (65,7%) − показали рост общего числа зачисленных. Наибольший прирост отмечен в Карачаево-Черкесской Республике (на 97,3%), Волгоградской (на 36,5%), Смоленской (на 24,5%) и Тульской (на 23,2%) областях. Особенно заметен рост в регионах Центрального федерального округа, где увеличение приема зафиксировано в 11 субъектах. В то же время в 24 регионах (34,3%) наблюдается снижение числа зачисленных. Наиболее значительное сокращение произошло в Кабардино-Балкарской Республике (−24,5%), Республике Коми (−15,5%) и Оренбургской области (−15,4%). Среди территорий, где сократился прием, есть крупные университетские центры, такие как уже упомянутые Ростовская (−5,4%) и Самарская (−3,2%) области, а также Республика Башкортостан (−3,6%) и Челябинская область (−2,7%), где число зачисленных превышает 9 тысяч студентов. Снижение числа абитуриентов преимущественно затронуло регионы Приволжского и – вновь − Центрального федеральных округов (7 и 6 субъектов соответственно). При этом в Центральном федеральном округе в 11 субъектах прием вырос, а в 6 – упал, что говорит о перераспределении студентов внутри федерального округа.

Рисунок 1. Прирост совокупного числа зачисленных 2024/2022 гг. (набор более 1000 студентов)

Цифры бюджетного приема

В регионах растет бюджетный прием: рост показали 42 региона из 74, принявших на бюджетные места более 500 человек. Наибольший рост отмечен в Карачаево-Черкесской Республике (более чем в два раза), наименьший – в Республике Саха (0,3%). Значительный рост бюджетного набора в 2024 году по сравнению с 2022 годом отмечен также в Смоленской (44%), Сахалинской (30%), Пензенской (24%), Белгородской (23%) областях, Приморском крае (21%). В среднем темп прироста бюджетных мест по регионам составил примерно 10%.

В то же время в 32 регионах зафиксировано снижение бюджетного приема. Наиболее значительное падение наблюдается в Республике Калмыкия (−21,7%), Республике Коми (−18,2%).

Рисунок 2. Прирост числа зачисленных на бюджетные места 2024/2022 гг. (набор более 500 студентов)

Цифры платного приема

Наряду с ростом бюджетного набора, в региональных вузах растет спрос и на платное образование. За последние три года общее число зачисленных на бюджетные места в региональных университетах выросло на 3,1% (с 348,2 до 358,9 тысяч человек), в то время как зачисленных на платные места – на 8% (с 182,4 до 197 тысяч человек). В девяти регионах рост платного набора превышает 50%. К их числу относятся: Тульская и Волгоградская области (рост платного приема более чем в два раза), Орловская область (83,8%), Калининградская область (67,7%), Чеченская Республика (67,6%), Кемеровская область (58,6%), Республика Крым (57%), Республика Адыгея (51%), Ставропольский край (50,5%). Таким образом, абитуриенты и их семьи готовы инвестировать в образование, не только уезжая учиться в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга, но и оставаясь для обучения в вузах своего региона. Это, в том числе, может быть связано с тем, что региональным университетам удается сохранять качество приема (см. таблицы 2–7) и удерживать рост стоимости обучения (в 2024 году 49 регионов показали рост стоимости обучения ниже уровня инфляции, см. рис. 5).

Рисунок 3. Прирост числа зачисленных на платные места 2024/2022 гг. (регионы с набором более 500 студентов)

Группировка регионов по динамике бюджетного и платного приема

Регионы распределились по четырем группам в зависимости от изменений в цифрах бюджетного и платного приема.

1. Регионы с ростом бюджетного и платного приема. Такую динамику демонстрируют 22 региона из 70 рассматриваемых (с совокупным приемом более 1000 студентов). В эту категорию вошли такие крупные университетские центры, как Москва и Санкт-Петербург, а также регионы с ведущими университетами – Республика Татарстан, Московская область и Свердловская области, которые традиционно являются центрами притяжения наибольшего числа студентов со всей России.

В 2022 году аналогичную группу составляли 23 региона, при этом в составе группы произошли заметные изменения: так, отсутствовал Санкт-Петербург, Татарстан, но входила Нижегородская, Самарская и Саратовская области. Регионы, которые стабильно входят в данную группу: Волгоградская область, Москва и Московская область, Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия − Алания, Свердловская область, Чеченская Республика. Это может указывать на то, что в перечисленных регионах сохраняются благоприятные условия для расширения обоих форматов набора.

2. Регионы со снижением бюджетного и платного приема. Такая динамика наблюдается в 13 регионах, в основном представляющих собой небольшие субъекты с миграционной убылью 18-летнего населения. Однако в этой группе присутствуют и крупные студенческие центры, такие как Ростовская область и Республика Башкортостан.

В 2022 году в группу входило всего пять регионов, при этом стабильным ее участником является Владимирская область. Увеличение числа регионов с сокращением одновременно бюджетного и платного приема может указывать на ухудшение демографической ситуации или снижение привлекательности некоторых региональных систем высшего образования.

3. Регионы с ростом бюджетного приема при снижении платного. Такая динамика характерна для 18 регионов. Из категории крупных университетских центров в эту группу вошли регионы с ведущими университетами Нижегородской области (рост бюджетного приема на 7%, падение платного на 1,2%), Воронежской (+6,7%, −8,4%) и Самарской (+1,6%, −11,1%) области.

По сравнению с 2022 годом список регионов существенно уменьшился: в 2022 году в группе было 39 регионов. Однако стабильно в группу входят семь областей: Архангельская, Белгородская, Вологодская, Новгородская, Псковская, Тамбовская, Ярославская, а также Хабаровский край. Сокращение числа регионов с падением платного приема на фоне роста бюджетного может говорить о снижении популярности бюджетного образования в пользу платного.

4. Регионы со снижением бюджетного приема при росте платного. Такая динамика зафиксирована в 17 регионах. В эту группу входят Краснодарский край (падение бюджетного приема на 0,4%, рост платного на 18,5%), Красноярский край (−0,9%, +10,2%), Саратовская область (−2,4%, +30,8%), Новосибирская область (−4,3%, +32,8%).

По сравнению с 2022 годом список входящих в эту группу регионов существенно пополнился: в 2022 году он состоял всего из двух. Это говорит о том, что все больше абитуриентов готовы платить за высшее образование в условиях сужения бюджетного набора.

Рисунок 4. Группы регионов по динамике бюджетного и платного приема 2024/2022 гг. (совокупный набор более 1000 студентов)

Качество приема

Региональные университетские центры устойчиво сохраняют качество набора. Список регионов, демонстрирующих наиболее высокое качество приема, в целом является стабильным. Среди них – Москва, Санкт-Петербург, а также Казань, Уфа, Томск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Калуга, Новосибирск. В число лидеров по бюджетному набору в 2024 году впервые вошла Калининградская область со средним баллом ЕГЭ по бюджетному набору 71,1. Среди лидеров по платному приему – Кабардино-Балкарская Республика (средний балл ЕГЭ по платному приему 66,9), Рязанская область (64,7), Пермский край (63,4) Краснодарский край (63,1).

Таблица 2. Топ-10 регионов по качеству совокупного приема

Регион

Средний балл ЕГЭ (Б+П),

2024 г.

Средний балл ЕГЭ (Б+П),

2022 г.

Рост/падение баллов, 2024/2022 гг.

Зачислено всего (Б+П), чел., 2024 г.

Москва и Московская область

74,8

74,9

−0,1

121 376

Санкт-Петербург и Ленобласть

73,1

74,3

−1,2

51 771

Республика Татарстан

69,5

70,6

−1,1

18 419

Томская область

69,5

71,3

−1,8

9 680

Республика Башкортостан

69,5

69,9

−0,4

9 503

Калининградская область

68,8

69,7

−0,9

3 392

Республика Карелия

68,1

69,4

−1,3

1 476

Нижегородская область

67,6

69,3

−1,7

12 331

Свердловская область

67,2

68,7

−1,5

18 696

Самарская область

67,1

67,1

0

13 205

Таблица 3. Топ-10 регионов по качеству бюджетного приема

Регион

Средний балл ЕГЭ (бюджет), 2024 г.

Средний балл ЕГЭ (бюджет), 2022 г.

Рост/падение баллов, 2024/2022 гг.

Зачислено на бюджетные места, чел., 2024 г.

Москва и Московская область

80,9

80,2

0,7

60 810

Санкт-Петербург и Ленобласть

78,1

78,3

−0,2

29 267

Республика Татарстан

71,8

72,2

−0,4

12 370

Томская область

71,1

72,8

−1,7

7 844

Калининградская область

71,1

71,8

−0,7

2 473

Калужская область

70,8

70,1

0,7

1 619

Новосибирская область

70,7

70

0,7

9 367

Свердловская область

70,6

71,7

−1,1

11 281

Республика Башкортостан

70,6

71

−0,4

7 649

Нижегородская область

69,8

71,3

−1,5

8 428

Таблица 4. Топ-10 регионов по качеству платного приема

Регион

Средний балл ЕГЭ (платный прием), 2024 г.

Средний балл ЕГЭ (платный прием), 2022 г.

Рост/падение баллов, 2024/2022 гг.

Зачислено на платные места,
чел., 2024 г.

Москва и Московская область

68,7

69,5

−0,8

60 566

Кабардино-Балкарская Республика

66,9

63,5

3,4

858

Санкт-Петербург и Ленобласть

66,7

69

−2,3

22 504

Республика Татарстан

65,1

67,9

−2,8

6 049

Рязанская область

64,7

64,4

0,3

1 193

Республика Башкортостан

64,6

65,9

−1,3

1 854

Самарская область

64,5

64,8

−0,3

4 631

Пермский край

63,4

64,8

−1,4

1 676

Краснодарский край

63,1

65,3

−2,2

6 634

Нижегородская область

62,8

65,3

−2,5

3 903

Если рассматривать качество приема в динамике, то в большинстве регионов изменения среднего балла оказались незначительными – в пределах 1 балла (в основном в сторону понижения). Основной фактор повышения среднего балла – снижение числа зачисленных студентов. Наибольший рост среднего балла в совокупном и платном приеме показала Кабардино-Балкарская Республика. Здесь снижение совокупного приема на 24,5% привело к росту среднего балла на 2,5 балла, а падение платного приема на 36,2% – к росту среднего балла на 3,4 единицы.

Интересны случаи, где рост приема сопровождается ростом баллов (при этом число вузов – участников Мониторинга не менялось за рассматриваемые годы). Так, в Чеченской Республике совокупный средний балл вырос на 2,4 пункта при увеличении приема на 12,4%, а в Северной Осетии – на 1,7 пункта при увеличении приема на 14,9%. Аналогичная тенденция прослеживается и в бюджетном приеме: в Чеченской Республике средний балл повысился на 4,2 пункта при росте приема на 3,5%, в Республике Тыва − на 3,4 пункта при росте приема на 15,7%, в Северной Осетии − на 3 пункта при росте приема на 2,2%, а в Бурятии − на 2,8 пункта при росте приема на 2%.

В платном приеме такой эффект отмечен в Калининградской области, где при значительном увеличении набора, на 67,7%, средний балл вырос на 2 пункта.

Таблица 5. Топ-10 регионов по росту качества совокупного приема 2024/2022 гг. (набор более 1000 студентов)

Регион

Динамика баллов ЕГЭ 2024/2022 гг.

Средний балл ЕГЭ (Б+П), 2024 г.

Средний балл ЕГЭ (Б+П), 2022 г.

Зачислено всего (Б+П), чел., 2024 г.

Кабардино-Балкарская Республика

2,5

66

63,5

2 029

Чеченская Республика

2,4

62,7

60,3

4 647

Белгородская область

1,7

65,4

63,7

5 292

Республика Северная Осетия − Алания

1,7

63,7

62

3 275

Курганская область

1,5

63,4

61,9

1 373

Владимирская область

1,4

63,5

62,1

2 518

Республика Саха (Якутия)

1,1

63

61,9

3 560

Оренбургская область

0,7

65,2

64,5

3 890

Хабаровский край

0,5

62

61,5

4 791

Республика Бурятия

0,3

60,8

60,5

2 870

Таблица 6. Топ-10 регионов по росту качества бюджетного приема 2024/2022 гг. (набор более 500 студентов)

Регион

Динамика баллов ЕГЭ 2024/2022 гг.

Средний балл ЕГЭ (бюджет), 2024 г.

Средний балл ЕГЭ (бюджет), 2022 г.

Зачислено на бюджетные места, чел., 2024 г.

Республика Калмыкия

5

63

58

605

Чеченская Республика

4,2

64,5

60,3

3 685

Республика Тыва

3,4

61,4

58

772

Республика Северная Осетия − Алания

3

66,2

63,2

1 950

Республика Бурятия

2,8

63,7

60,9

1 935

Владимирская область

2,1

64,8

62,7

1 850

Кабардино-Балкарская Республика

1,7

65,3

63,6

1 171

Республика Саха (Якутия)

1,7

63,9

62,2

3 075

Курганская область

1,3

63,8

62,5

1 200

Калужская область

0,7

70,8

70,1

1 619

Таблица 7. Топ-10 регионов по динамике платного приема 2024/2022 гг. (набор более 500 студентов)

Регион

Динамика баллов ЕГЭ 2024/2022 гг.

Средний балл ЕГЭ (платный прием),
2024 г.

Средний балл ЕГЭ (платный прием),
2022 г.

Зачислено на платные места, чел., 2024 г.

Кабардино-Балкарская Республика

3,4

66,9

63,5

858

Калининградская область

2

62,7

60,7

919

Республика Северная Осетия − Алания

0,6

60,2

59,6

1 325

Хабаровский край

0,6

57,5

56,9

1 031

Забайкальский край

0,3

55,6

55,3

543

Рязанская область

0,3

64,7

64,4

1 193

Самарская область

−0,3

64,5

64,8

4 631

Владимирская область

−0,4

59,9

60,3

668

Москва и Московская область

−0,5

69

69,5

60 414

Новосибирская область

−0,5

61,2

61,7

6 738

Несмотря на небольшой рост численности бюджетного набора в региональные университеты в течение последних трех лет (на 1,6%, с 244 560 человек в 2022 году до 248 690 человек в 2024-м), университеты, расположенные за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, сохраняют качество набора (динамика среднего балла бюджетного приема – от 67,1 балла в 2022 году до 66,7 балла в 2024-м). Это говорит о том, что региональным университетам удается сохранить качество приема на фоне роста доступности высшего образования.

Таблица 8. Число зачисленных на бюджетный и платный прием в Москве, Санкт-Петербурге, регионах РФ и РФ в целом, 2018–2024 гг., чел.

Регион

Бюджет

2024 г.

2023 г.

2022 г.

2021 г.

2020 г.

2019 г.

2018 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

В целом по РФ

337 205

335 208

327 381

324 772

297 502

281 372

273 950

Москва и Московская область

59 753

59 334

55 835

56 174

53 714

52 105

50 756

Санкт-Петербург и Ленобласть

28 762

27 676

26 986

26 139

25 893

24 406

23 980

Остальные регионы

248 690

248 198

244 560

242 459

217 895

204 861

199 214

Продолжение Таблица 8

Регион

Платный прием

2024 г.

2023 г.

2022 г.

2021 г.

2020 г.

2019 г.

2018 г.

1

9

10

11

12

13

14

15

В целом по РФ

171 348

156 057

157 380

156 060

155 339

172 579

175 462

Москва и Московская область

54 125

47 676

48 296

46 417

44 252

45 480

42 435

Санкт-Петербург и Ленобласть

20 176

18 888

18 487

20 314

18 561

18 814

17 816

Остальные регионы

97 047

89 493

90 597

89 329

92 526

108 285

115 211

Стоимость приема

В 2024 году по сравнению с 2023 годом динамика изменения стоимости обучения в российских регионах демонстрирует три ключевые тенденции.

1. Рост стоимости обучения выше уровня инфляции (8,4%). Наибольший рост зафиксирован в Сахалинской (40,1%), Белгородской (16,9%) областях и Республике Татарстан (16,6%). Всего в эту категорию входят 27 регионов, включая располагающие крупными университетскими центрами, такие как Свердловская 13%), Новосибирская (10,6%) области, Москва и Московская область (10,1%), Красноярский край (9,2%).

2. Рост стоимости обучения ниже уровня инфляции. В эту группу, где рост стоимости обучения остается умеренным, попадают 43 региона, включая такие крупные образовательные центры притяжения как Саратовская (7,6%), Нижегородская (6,5%), Самарская (5,8%), Ростовская (5,4%) области и Санкт-Петербург (3,4%).

3. Снижение стоимости обучения. Падение средней стоимости обучения по сравнению с 2023 годом зафиксировано в шести регионах. Наиболее заметна эта тенденция в Мурманской (−18,6%), Псковской (−6,1%) и Архангельской (−5,5%) областях. Это может свидетельствовать о снижении платежеспособного спроса, демографическом спаде или стратегическом пересмотре стоимости образовательных услуг в попавших в эту группу субъектах.

Рисунок 5. Соотношение роста средней стоимости обучения в 2024/2023 гг. и среднегодовой инфляции

Источник: Среднегодовая инфляция по данным Макроэкономического опроса Банка России. Декабрь 2024. www.cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/

Если доступность платного образования оценивать через количество месяцев, которые необходимо отработать для оплаты обучения, то наиболее доступное образование (менее двух месяцев работы) в Тюменской области (включая ЯНАО), где требуется всего один месяц работы благодаря высоким зарплатам (241 911 рублей) и сравнительно низкой стоимости обучения (231 714 рублей) В Москве и Московской области необходимо будет работать 2,5 месяца за счет средней зарплаты 139 396 рублей, а в Санкт-Петербурге – 2,7 месяца, благодаря средней зарплате 101 815 рублей.

К регионам с наименее доступным платным высшим образованием, в которых необходимо отработать более трех месяцев для оплаты обучения в вузе, можно отнести следующие регионы: Республика Северная Осетия – Алания – 3,1 месяца работы (средняя зарплата 45 371 рублей), Республика Тыва – 3,1 месяца работы (63 662 рублей), Кабардино-Балкарская Республика – 3 месяца работы (44 277 рублей).

В большинстве регионов зафиксирован рост средней зарплаты и стоимости обучения. Несмотря на рост доходов, доступность обучения улучшилась лишь в некоторых регионах за счет роста зарплат. Среди регионов, показавших рост доступности образования, стоит отметить Амурскую область (уменьшение с 2,7 до 2,3 месяцев работы благодаря росту зарплаты на 25%), Забайкальский край (уменьшение с 2,3 до двух месяцев), Иркутскую область (уменьшение с 2,4 до двух месяцев). Два региона продемонстрировали снижение доступности образования: Республика Северная Осетия – Алания (рост с трех до 3,1 месяцев работы, Республика Тыва (те же цифры).

Таблица 9. Необходимое количество месяцев отработки в году для обеспечения оплаты обучения ребенка

 

Средняя зарплата, 2024 г.[1]

Стоимость обучения, 2024 г.

Необходимое кол-во месяцев отработки
для покрытия стоимости обучения в 2024 г.

Средняя зарплата, 2022 г.[2]

Стоимость обучения, 2022 г.

Необходимое кол-во месяцев отработки для покрытия стоимости обучения в 2022 г.

Российская Федерация

83 574

209 532

2,5

64 092

191 836

3,0

Алтайский край

51 734

138 656

2,7

38 076

119 341

3,1

Амурская область

82 389

187 120

2,3

65 923

178 836

2,7

Архангельская область вкл. Ненецкий АО

82 349

199 355

2,4

67 021

169 403

2,5

Астраханская область

58 819

144 894

2,5

46 620

129 310

2,8

Белгородская область

63 284

141 920

2,2

47 518

106 357

2,2

Брянская область

55 931

128 628

2,3

40 710

113 048

2,8

Владимирская область

60 655

145 666

2,4

44 868

115 010

2,6

Волгоградская область

56 834

145 180

2,6

42 614

127 568

3,0

Вологодская область

69 353

172 569

2,5

53 072

125 744

2,4

Воронежская область

60 567

135 537

2,2

46 027

117 663

2,6

Еврейская автономная область

73 362

150 000

2,0

56 050

138 265

2,5

Забайкальский край

79 048

160 604

2,0

59 234

137 821

2,3

Ивановская область

46 880

132 262

2,8

36 139

116 484

3,2

Иркутская область

82 732

164 844

2,0

63 474

153 772

2,4

Кабардино-Балкарская Республика

44 277

133 981

3,0

34 578

111 186

3,2

Калининградская область

61 515

165 775

2,7

46 926

150 722

3,2

Калужская область

68 366

168 752

2,5

52 646

144 681

2,7

Камчатский край

126 186

292 704

2,3

102 802

249 039

2,4

Карачаево-Черкесская Республика

45 855

131 166

2,9

35 292

110 444

3,1

Кемеровская область - Кузбасс

74 707

165 720

2,2

56 593

146 662

2,6

Кировская область

55 177

142 571

2,6

40 436

120 211

3,0

Костромская область

53 356

116 782

2,2

39 476

120 571

3,1

Краснодарский край

64 862

162 231

2,5

48 222

140 909

2,9

Красноярский край

89 777

222 766

2,5

70 868

176 292

2,5

Курганская область

59 784

137 699

2,3

40 539

112 291

2,8

Курская область

61 224

141 280

2,3

45 926

124 556

2,7

Липецкая область

63 276

137 066

2,2

46 177

122 986

2,7

Магаданская область

141 505

267 986

1,9

118 990

 

 

Москва и Московская область

139 396

347 794

2,5

96 444

290 054

3

Мурманская область

109 717

230 000

2,1

86 852

207 428

2,4

Нижегородская область

63 004

180 587

2,9

46 364

151 506

3,3

Новгородская область

61 026

149 553

2,5

46 985

135 422

2,9

Новосибирская область

71 816

181 703

2,5

51 990

151 749

2,9

Омская область

61 631

154 693

2,5

46 555

135 813

2,9

Оренбургская область

60 848

181 833

3,0

43 482

132 104

3,0

Орловская область

53 225

134 858

2,5

40 459

119 022

2,9

Пензенская область

55 078

128 783

2,3

41 236

112 439

2,7

Пермский край

69 571

163 813

2,4

51 783

138 880

2,7

Приморский край

80 761

218 558

2,7

62 416

204 376

3,3

Псковская область

52 198

117 887

2,3

38 741

117 206

3,0

Республика Адыгея

53 510

136 121

2,5

40 081

117 008

2,9

Республика Алтай

58 919

 

 

43 444

 

 

Республика Башкортостан

64 617

149 416

2,3

48 242

129 765

2,7

Республика Бурятия

69 201

122 254

1,8

53 112

85 868

1,6

Республика Дагестан

42 589

113 288

2,7

35 286

102 099

2,9

Республика Ингушетия

39 088

105 071

2,7

32 749

98 454

3,0

Республика Калмыкия

46 858

110 228

2,4

35 971

100 153

2,8

Республика Карелия

71 996

183 388

2,5

55 489

151 355

2,7

Республика Коми

84 663

207 545

2,5

67 811

148 485

2,2

Республика Крым

51 863

147 455

2,8

41 430

121 552

2,9

Республика Марий Эл

57 003

128 492

2,3

40 091

118 348

3,0

Республика Мордовия

54 511

123 872

2,3

39 481

113 975

2,9

Республика Саха (Якутия)

118 340

321 513

2,7

95 372

267 513

2,8

Республика Северная Осетия - Алания

45 371

140 296

3,1

36 196

121 405

3,4

Республика Татарстан

71 441

188 502

2,6

51 970

148 206

2,9

Республика Тыва

63 662

196 825

3,1

51 320

168 530

3,3

Республика Хакасия

67 767

163 730

2,4

53 978

143 580

2,7

Ростовская область

59 280

159 628

2,7

44 665

127 435

2,9

Рязанская область

61 012

149 258

2,4

45 195

138 516

3,1

Самарская область

65 070

157 163

2,4

47 591

139 728

2,9

Санкт-Петербург и Ленинградская область

101 815

274 499

2,7

71 568

235 289

3,3

Саратовская область

55 905

132 280

2,4

42 313

116 073

2,7

Сахалинская область

127 100

294 552

2,3

103 078

 

 

Свердловская область

74 898

191 714

2,6

55 201

156 408

2,8

Смоленская область

56 831

148 693

2,6

40 958

131 735

3,2

Ставропольский край

54 380

154 886

2,8

41 245

131 150

3,2

Тамбовская область

52 126

129 636

2,5

38 523

122 209

3,2

Тверская область

61 478

142 540

2,3

44 836

123 450

2,8

Томская область

73 466

194 103

2,6

56 198

165 884

3,0

Тульская область

68 849

148 906

2,2

49 316

127 000

2,6

Тюменская область вкл. ЯНАО

241 911

231 714

1,0

192 194

200 415

1,0

Удмуртская Республика

61 907

150 351

2,4

44 626

128 425

2,9

Ульяновская область

56 053

133 891

2,4

41 028

119 975

2,9

Хабаровский край

80 796

213 440

2,6

64 288

186 812

2,9

Ханты-Мансийский авт. округ - Югра

119 254

268 607

2,3

97 353

225 894

2,3

Челябинская область

68 509

166 162

2,4

49 998

143 712

2,9

Чеченская Республика

40 575

113 245

2,8

33 765

101 583

3,0

Чувашская Республика

57 680

127 322

2,2

41 078

107 551

2,6

Ярославская область

62 129

152 523

2,5

46 513

135 261

2,9


[1] Показатель рассчитан на основе данных Росстата «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации с 2013 года (по месяцам)», как средняя арифметическая за 10 месяцев 2024 г.
[2] Показатель рассчитан на основе данных Росстата «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации с 2013 года (по месяцам)», как средняя арифметическая за 12 месяцев 2022 г.

Представленность укрупненных групп в регионах

В 2024 году наиболее широко представленные укрупненные группы (УГ) направлений в регионах остаются стабильными. В первую очередь это «Информатика и вычислительная техника», «Педагогическое образование» и «Экономика» − они реализуются в 79–80 регионах. Устойчивое присутствие этих направлений в региональных вузах объясняется их востребованностью.

На высоких позициях также находятся «Юриспруденция» (77 регионов), «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» (76 регионов), «Энергетика и энергетическое машиностроение» (76 регионов) и «Строительство» (75 регионов). Несмотря на небольшие колебания в охвате регионов за последние годы, эти направления сохраняют свою востребованность.

В числе направлений, имеющих ограниченную представленность в регионах, остаются «Полиграфия и упаковка» (7 регионов), «Теория искусств» (8 регионов) и «Почвоведение» (11 регионов). Эти УГ традиционно имеют низкую представленность в регионах, что связано с их узкой специализацией и меньшим спросом на региональных рынках труда.

Некоторые направления демонстрируют тенденцию к сокращению охвата регионов. Например, «Культурология» сократилась с 19 регионов в 2022 году до 12 регионов в 2024 году, что может говорить о снижении интереса к данной специальности или о перераспределении ресурсов.

В целом, ключевые тенденции сохраняются: наиболее массовые УГ остаются востребованными и присутствуют практически во всех регионах, в то время как узкоспециализированные направления либо стабильно редки, либо их предложение в регионах сокращается.

Таблица 10. Укрупненные группы с наибольшей и наименьшей представленностью в российских регионах, 2024–2022 гг.

Укрупненная группа

Число регионов, реализующих УГ

2024 г.

2023 г.

2022 г.

Информатика и вычислительная техника

80

79

78

Педагогическое образование

79

79

78

Экономика

79

79

78

Юриспруденция

77

78

78

Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование

76

76

75

Энергетика и энергетическое машиностроение

76

75

74

Строительство

75

76

74

Математика

74

76

76

Биология

73

71

70

Лингвистика и иностранные языки

73

72

71

 

 

 

Сестринское дело

16

18

18

Вооружение

15

16

15

Управление водным транспортом

15

14

14

Ядерные физика и технологии

15

15

14

Культурология

12

16

19

Издательское дело

11

10

9

Охрана памятников

11

11

12

Почвоведение

11

12

12

Теория искусств

8

9

9

Полиграфия и упаковка

7

7

9

Из таблицы были удалены шесть УГ: «Актерское исполнительство», «Кинооператорство», «Постановка действа (художественная постановка)», «Прикладное искусство (живопись, скульптура)», «Прикладное искусство (музыка)», «Прикладное искусство (оформление)» и «Хореографическое искусство». Эти направления относятся к творческим, где ключевую роль при поступлении играют вступительные испытания, а не баллы ЕГЭ – в МКП может отсутствовать полная информация о данных направлениях подготовки.

В 2024 году наибольшее разнообразие укрупненных групп ожидаемо наблюдается в крупных образовательных центрах. Москва и Московская область удерживают лидерство с 67 направлениями, что остается неизменным на протяжении последних лет. Санкт-Петербург также демонстрирует стабильность − 66 направлений в 2024 году.

Среди регионов с широким спектром образовательных программ выделяются Республика Татарстан (62 направления), Ростовская область (60), Нижегородская область (59), Свердловская область (59). Некоторые регионы показывают небольшое сокращение числа реализуемых УГ: например, в Ростовской области с 62 в 2022 году до 60 в 2024-м.

Ряд регионов предлагает ограниченное число направлений подготовки. Наименьшее разнообразие традиционно отмечается в Чукотском автономном округе с всего лишь двумя направлениями в 2024 году (в 2022-м было одно). В число регионов с минимальным охватом направлений подготовки входят: Еврейская автономная область (9 направлений в 2024 году), Магаданская область (9 направлений в 2024 году против 12 в 2022-м), Республика Алтай (13 направлений в 2024 году против 16 в 2022-м).

Таблица 11. Максимальное и минимальное разнообразие УГ в российских регионах, 2024–2022 гг.

Регион

Число УГ в регионе

2024 г.

2023 г.

2022 г.

Москва и Московская область

67

67

67

Санкт-Петербург

66

67

66

Республика Татарстан

62

62

61

Ростовская область

60

63

62

Нижегородская область

59

58

58

Свердловская область

59

59

58

Республика Башкортостан

56

55

54

Томская область

56

57

57

Пермский край

55

56

54

Приморский край

55

53

53

 

 

 

Республика Хакасия

20

21

21

Республика Калмыкия

19

23

24

Карачаево-Черкесская Республика

18

23

9

Республика Тыва

18

16

14

Республика Ингушетия

16

16

18

Сахалинская область

15

16

14

Республика Алтай

13

14

16

Еврейская автономная область

9

12

10

Магаданская область

9

13

12

Чукотский автономный округ

2

2

1


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!