We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Persian Language

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
8
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов, изучающих персидский язык как второй восточный. Основное внимание уделяется современному персидскому языку в его литературной форме, а также тегеранскому диалекту. Студенты осваивают грамматику современного персидского языка, отрабатывают навыки чтения, устного и письменного перевода, восприятия на слух и разговора на современном персидском языке. После освоения базовой грамматики современного персидского языка студенты знакомятся с особенностями грамматики классического персидского языка, учатся читать и переводить прозаические и поэтические тексты на классическом персидском.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Персидский язык» являются овладение студен-тами основ грамматики и фонетики изучаемого языка на начальном уровне, формирование лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих работать со специфическими текстами средней степени сложности, написанными на современном персидском языке, а также формирование у студентов знаний о культуре, языке и литературе Ирана.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • должен владеть: общей страноведческой информацией, сведениями об истории распростра-нения изучаемого языка, а также о культуре, истории и традициях страны изучаемого языка
  • должен уметь: правильно читать пройденные тексты с соблюдением правил произноше-ния, понимать прочитанное, переводить и пересказывать; писать под дик-товку и самостоятельно, читать и понимать учебные тексты, адаптирован-ные и несложные неадаптированные тексты на персидском языке; читать и переводить со словарем литературные тексты современных авторов; пони-мать несложную речь на изучаемом языке и общаться на повседневно-бытовые темы;
  • письменно или устно переводить с персидского и обратно отдельные предложения и тексты в пределах пройденного материала; поль-зоваться различными двуязычными и одноязычными словарями персидско-го языка;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Год 2. Тема 1. Повторение
  • Год 2. Тема 2. Путешествия
  • Год 2. Тема 3. Ресторан, иранская кухня
  • Год 2. Тема 4. Покупки, иранский базар
  • Год 2. Тема 5. Страноведение: ислам
  • Год 2. Тема 6. Страноведение: Иран
  • Тема 1: Введение; Основы традиционных наук о метрике и рифме персидского стиха
  • Тема 2: Глагольные и именные категории
  • Тема 3: Глагольные и именные категории (продолжение)
  • Тема 4: Местоименные энклитики
  • Тема 5: Структурные типы глагола
  • Тема 6: Местоимения
  • Тема 7: Предлоги
  • Тема 8: Союзы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятии, домашние задания, диктанты
  • неблокирующий Экзамен 1_год 1
    В письменную часть экзамена входит проверка навыков восприятия на слух и письменного перевода (с русского на персидский и с персидского на русский); вес оценки за письменную часть составляет 20% от общей оценки (10% - восприятие на слух, 10% - перевод). Устный экзамен представляет собой беседу с экзаменатором на заданную тему (10%) и ответ на теоретический вопрос по грамматике персидского языка (5%).
  • неблокирующий Экзамен 2_год 1
    В письменную часть экзамена входит проверка навыков восприятия на слух и письменного перевода (с русского на персидский и с персидского на русский); вес оценки за письменную часть составляет 20% от общей оценки (10% - восприятие на слух, 10% - перевод). Устный экзамен представляет собой беседу с экзаменатором на заданную тему (10%) и ответ на теоретический вопрос по грамматике персидского языка (5%).
  • неблокирующий Подготовка домашних заданий и работа на занятии
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен 1_год 3
  • неблокирующий Экзамен 2_год 3
  • неблокирующий Экзамен 1_год 2
  • неблокирующий Экзамен 2_год 2
  • неблокирующий Экзамен 1_год 4
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Преподаватель оценивает работу студентов с помощью трёх видов оценки: – оценка за аудиторную работу: устные сообщения, диктанты, письменные работы, чтение и пересказ текстов, активность на занятии - оценка за самостоятельную работу (письменные и устные домашние задания) - контрольные и самостоятельные работы Работа на занятии: Оценка выставляется на каждом занятии. Оценка 9-10 ставится в случае, если студент демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления. Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Оценка 7 ставится в случае, если студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Оценка 6 ставится в случае, если студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины. Оценка 4-5 ставится, если студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Оценка 2-3 ставится, если студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией. Оценка 1 ставится, если студент демонстрирует слабое понимание предмета. Оценка 0 ставится, если студент отсутствует на занятии и/или отказывается отвечать.. – оценка за экзамен Оитоговый= 0,25 * Оэкзамен+ 0,25 * Одомашние задания + 0,25 * Оауд+ 0,25 * контрольн. рбты Блокирующая оценка не применяется. Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: полноту и правильность ответов, результатов выполнения заданий и активность студентов на занятиях. При этом определяется средний балл за письменные работы и средний балл за устные ответ и домашние задания. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – НОМ. 2. Накопленная оценка за модуль рассчитывается по формуле: НОМ = (ДЗ*0,4) + (ИК*0,6), где: ДЗ – Итог за домашние задания и работу на занятии (вычисляется как среднее арифметическое всех оценок за домашние задания и работу на занятии) – 50 %; ИК – Итог за контрольные работы (вычисляется как среднее арифметическое всех оценок за контрольные работы) – 50 %. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5-2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы.
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Преподаватель оценивает работу студентов с помощью трёх видов оценки: – оценка за аудиторную работу: устные сообщения, диктанты, письменные работы, чтение и пересказ текстов, активность на занятии - оценка за самостоятельную работу (письменные и устные домашние задания) - контрольные и самостоятельные работы Работа на занятии: Оценка выставляется на каждом занятии. Оценка 9-10 ставится в случае, если студент демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления. Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Оценка 7 ставится в случае, если студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Оценка 6 ставится в случае, если студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины. Оценка 4-5 ставится, если студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Оценка 2-3 ставится, если студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией. Оценка 1 ставится, если студент демонстрирует слабое понимание предмета. Оценка 0 ставится, если студент отсутствует на занятии и/или отказывается отвечать.. – оценка за экзамен Оитоговый= 0,25 * Оэкзамен+ 0,25 * Одомашние задания + 0,25 * Оауд+ 0,25 * контрольн. рбты Блокирующая оценка не применяется. Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: полноту и правильность ответов, результатов выполнения заданий и активность студентов на занятиях. При этом определяется средний балл за письменные работы и средний балл за устные ответ и домашние задания. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – НОМ. 2. Накопленная оценка за модуль рассчитывается по формуле: НОМ = (ДЗ*0,4) + (ИК*0,6), где: ДЗ – Итог за домашние задания и работу на занятии (вычисляется как среднее арифметическое всех оценок за домашние задания и работу на занятии) – 50 %; ИК – Итог за контрольные работы (вычисляется как среднее арифметическое всех оценок за контрольные работы) – 50 %. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5-2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Для выставления итоговой оценки за работу в модуле используется рабочая ведомость преподавателя, которая может вестись как в бумажном, так и в электронном виде, которая в любой момент времени должна быть доступна для контроля со стороны руководителя языкового направления, учебной части, заместителя заведующего Отделением по УМР, руководителя Департамента и, по первому требованию предоставляться для ознакомления студентам в части, касающейся конкретного студента, от которого поступает соответствующий запрос.
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.35 * Работа на занятии, домашние задания, диктанты + 0.35 * Работа на занятии, домашние задания, диктанты + 0.35 * Работа на занятии, домашние задания, диктанты + 0.35 * Работа на занятии, домашние задания, диктанты + 0.3 * Экзамен 1_год 2 + 0.3 * Экзамен 1_год 2
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.35 * Работа на занятии, домашние задания, диктанты + 0.35 * Работа на занятии, домашние задания, диктанты + 0.35 * Работа на занятии, домашние задания, диктанты + 0.35 * Работа на занятии, домашние задания, диктанты + 0.3 * Экзамен 2_год 2 + 0.3 * Экзамен 2_год 2
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Подготовка домашних заданий и работа на занятии + 0.3 * Подготовка домашних заданий и работа на занятии + 0.3 * Подготовка домашних заданий и работа на занятии + 0.3 * Подготовка домашних заданий и работа на занятии + 0.2 * Экзамен 1_год 3 + 0.2 * Экзамен 1_год 3
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    Преподаватель оценивает работу студентов с помощью трёх видов оценки: – оценка за аудиторную работу: устные сообщения, диктанты, письменные работы, чтение и пересказ текстов, активность на занятии - оценка за самостоятельную работу (письменные и устные домашние задания) - контрольные и самостоятельные работы Работа на занятии: Оценка выставляется на каждом занятии. Оценка 9-10 ставится в случае, если студент демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления. Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Оценка 7 ставится в случае, если студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Оценка 6 ставится в случае, если студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины. Оценка 4-5 ставится, если студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Оценка 2-3 ставится, если студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией. Оценка 1 ставится, если студент демонстрирует слабое понимание предмета. Оценка 0 ставится, если студент отсутствует на занятии и/или отказывается отвечать.. – оценка за экзамен Оитоговый= 0,25 * Оэкзамен+ 0,25 * Одомашние задания + 0,25 * Оауд+ 0,25 * контрольн. рбты Блокирующая оценка не применяется. Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: полноту и правильность ответов, результатов выполнения заданий и активность студентов на занятиях. При этом определяется средний балл за письменные работы и средний балл за устные ответ и домашние задания. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – НОМ. 2. Накопленная оценка за модуль рассчитывается по формуле: НОМ = (ДЗ*0,4) + (ИК*0,6), где: ДЗ – Итог за домашние задания и работу на занятии (вычисляется как среднее арифметическое всех оценок за домашние задания и работу на занятии) – 50 %; ИК – Итог за контрольные работы (вычисляется как среднее арифметическое всех оценок за контрольные работы) – 50 %. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5-2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Для выставления итоговой оценки за работу в модуле используется рабочая ведомость преподавателя, которая может вестись как в бумажном, так и в электронном виде, которая в любой момент времени должна быть доступна для контроля со стороны руководителя языкового направления, учебной части, заместителя заведующего Отделением по УМР, руководителя Департамента и, по первому требованию предоставляться для ознакомления студентам в части, касающейся конкретного студента, от которого поступает соответствующий запрос.
  • 2025/2026 учебный год 4 модуль
    3. Оценивание Преподаватель оценивает работу студентов с помощью трёх видов оценки: – оценка за аудиторную работу: устные сообщения, диктанты, письменные работы, чтение и пересказ текстов, активность на занятии - оценка за самостоятельную работу (письменные и устные домашние задания) - контрольные и самостоятельные работы Работа на занятии: Оценка выставляется на каждом занятии. Оценка 9-10 ставится в случае, если студент демонстрирует знания, выходящие за пределы дисциплины, демонстрирует превосходный уровень оригинальности мышления. Оценка 8 ставится в случае, если студент демонстрирует широкий диапазон владения информацией по теме и глубокое понимание предмета, высокий уровень самостоятельности мышления, умение синтезировать новые знания. Оценка 7 ставится в случае, если студент демонстрирует полное и детальное владение информацией, допускающей минимальные неточности в структурировании знаний. Оценка 6 ставится в случае, если студент демонстрирует полное, но не детальное владение информацией, общее понимание материала в рамках дисциплины. Оценка 4-5 ставится, если студент владеет неполной, неточной или частично ошибочной информацией и плохо структурированными знаниями. Оценка 2-3 ставится, если студент демонстрирует существенные пробелы во владении информацией. Оценка 1 ставится, если студент демонстрирует слабое понимание предмета. Оценка 0 ставится, если студент отсутствует на занятии и/или отказывается отвечать.. – оценка за экзамен Оитоговый= 0,25 * Оэкзамен+ 0,25 * Одомашние задания + 0,25 * Оауд+ 0,25 * контрольн. рбты Блокирующая оценка не применяется. Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: полноту и правильность ответов, результатов выполнения заданий и активность студентов на занятиях. При этом определяется средний балл за письменные работы и средний балл за устные ответ и домашние задания. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – НОМ. 2. Накопленная оценка за модуль рассчитывается по формуле: НОМ = (ДЗ*0,4) + (ИК*0,6), где: ДЗ – Итог за домашние задания и работу на занятии (вычисляется как среднее арифметическое всех оценок за домашние задания и работу на занятии) – 50 %; ИК – Итог за контрольные работы (вычисляется как среднее арифметическое всех оценок за контрольные работы) – 50 %. В случае, если студент проявил себя как прилежный учащийся, активно работал на занятиях, регулярно выполнял домашние задания в соответствии с требованиями, пропускал занятия только по уважительным причинам, преподаватель может повысить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Если студент, напротив, проявлял небрежность в отношении работы в аудитории и дома, пропускал занятия без уважительных причин, преподаватель может понизить накопленную оценку, рассчитанную по приведенной выше формуле, на любую дробную или целую величину в пределах 2 баллов, но не более. Повышение или понижение оценки на величину 1,5-2 балла должно рассматриваться как исключительная мера и сопровождаться пояснительной запиской в адрес академического руководителя программы. Для выставления итоговой оценки за работу в модуле используется рабочая ведомость преподавателя, которая может вестись как в бумажном, так и в электронном виде, которая в любой момент времени должна быть доступна для контроля со стороны руководителя языкового направления, учебной части, заместителя заведующего Отделением по УМР, руководителя Департамента и, по первому требованию предоставляться для ознакомления студентам в части, касающейся конкретного студента, от которого поступает соответствующий запрос.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abrahams, S. (2005). Modern Persian: A Course-Book. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=116262
  • Yousef, S., & Torabi, H. (2012). Basic Persian : A Grammar and Workbook (Vol. 1st ed). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=495967
  • Yousef, S., & Torabi, H. (2015). Intermediate Persian : A Grammar and Workbook. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1013981
  • Персидский язык : элементарная грамматика, Жирков, Л. И., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Atoofi, S., & Recorded Books, I. (2015). Farsi (Persian) for Beginners : Mastering Conversational Farsi. North Clarendon, Vermont: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1568815
  • Rafiee, A. (2015). Colloquial Persian (Vol. [Third revised edition]). Milton Park, Abingdon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1053972

Авторы

  • Никитенко Евгения Леонидовна