We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Safe Living Basics

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
1
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Безопасность жизнедеятельности — вводный курс, направленный на знакомство первокурсников с особенностями обучения в НИУ ВШЭ в учебной и внеучебной сферах. В рамках данной дисциплины студенты изучают правила личной безопасности в мегаполисе. Обучение и оценивание по дисциплине проводится в электронной образовательной среде по цифровым материалам; курс сопровождается мастер-классами представителей университета, ответственных за тематические разделы программы дисциплины. Методическое сопровождение дисциплины осуществляется Центром поддержки студенческих инициатив. Менеджер учебного процесса оказывает организационное и консультационное сопровождение прохождения дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • содействовать овладению студентами основных концепций и методов обеспечения безопасности жизнедеятельности человека
  • сформировать у студентов целостное представление о современных механизмах воздействия на важнейшие сферы безопасности в общественной и образовательной жизни
  • способствовать получению практических навыков в аспектах обеспечения безопасности студентов в рамках жизнедеятельности в университете, в большом городе (Москва), а также навыков соблюдения личной безопасности в информационной и психологической сферах
  • дать студентами знания, умения и навыки по обеспечению безопасности, необходимой для социальной и профессиональной деятельности
  • дать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сфере
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Действует по верному алгоритму и использует средства индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях (в т.ч. в учебном режиме); может оказать первую помощь пострадавшим
  • Демонстрирует знания (в т.ч. самостоятельно приобретенные) основных подходов к определению, изучению и пониманию безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
  • Демонстрирует знания о здоровье и здоровом образе жизни и понимание его ценности для человека и общества, способах обеспечения информационной и психологической безопасности личности
  • Демонстрирует навыки публичной устной и письменной аргументации, анализа и интерпретации
  • Демонстрирует понимание и стремление к развитию черт личности, необходимых для безопасного поведения, как в чрезвычайных ситуациях, так и повседневной жизни в большом городе; соблюдения здорового образа жизни
  • Знает особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ
  • Называет и использует способы развития научных и внеучебных компетенций студента в НИУ ВШЭ
  • Называет особенности структуры НИУ ВШЭ
  • Называет ценности НИУ ВШЭ, в т.ч. зафиксированные в декларации ценностей
  • Осуществляет отбор источников информации, верифицирует полученную информацию и обрабатывает ее, комплексно оценивая проблемные ситуации или процессы
  • Соблюдает адекватные нормы и правила безопасности при осуществлении групповой деятельности
  • Формулирует требования, предъявляемые к безопасности общества и среды обучения/проживания в большом городе
  • Демонстрирует информированность о государственной системе защиты населения и её правовых рамках
  • Сформировано общее представление об учебных процессах НИУ ВШЭ
  • Сформировано общее представление о внеучебной жизни в университете
  • Называет особенности устройства образовательного процесса в НИУ ВШЭ
  • Называет особенности организационной структуры НИУ ВШЭ
  • Называет цифровые сервисы НИУ ВШЭ
  • Называет права и обязанности студента НИУ ВШЭ
  • Называют форматы обратной связи
  • Называют правила пересдач и итоговой аттестации
  • Называют правила оформления корректного цитирования
  • Называют дисциплины общего цикла, профессиональные и практические модули, модули Minor
  • Называет треки развития внеучебной жизни в НИУ ВШЭ
  • Называет и использует корректные приемы оформления цитирования
  • Называет треки развития внеучебной жизни НИУ ВШЭ
  • Называет основные правила поведения в условиях ЧС
  • Называет правила профилактики вирусных заболеваний
  • Называет правила антитеррористической и противопожарной безопасности
  • Называет навыки ведения здорового образа жизни в городе
  • Называет формы социальной помощи студентам в НИУ ВШЭ
  • Называет формы и сервисы психологической помощи студентам в НИУ ВШЭ
  • Называет способы получения материальной помощи в НИУ ВШЭ
  • Называет и использует приемы саморефлексии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1: Адаптационная программа от Кураторов Вышки
  • Раздел 2: Жизнь в Вышке. Часть 1
  • Раздел 3: Жизнь в Вышке. Часть 2
  • Раздел 4: Жизнь в Вышке. Часть 3
  • Домашнее задание №1: Корректное цитирование
  • Домашнее задание №2: Альбом «Экстра. Проектирование студенческого опыта»
  • Раздел 5: Жизнь в городе
  • Раздел 6: Жизнь и поддержка
  • Домашнее задание №3: «Эссе-рефлексия»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование
    Тестирование, включающее в себя вопросы по курсу БЖД
  • неблокирующий Домашнее задание №1
    Домашнее задание, направленное на выработку навыка корректного оформления цитирования в академических текстах
  • неблокирующий Домашнее задание №2
    Домашнее задание, направленное на ознакомление с треками развития внеучебной жизни
  • неблокирующий Домашнее задание №3
    Домашнее задание, направленное на оценку студентами курса БЖД и рефлексию пути развития студента в университете
  • неблокирующий Просмотр онлайн-курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Домашнее задание №1 + 0.3 * Домашнее задание №2 + 0.2 * Домашнее задание №3 + 0.1 * Просмотр онлайн-курса + 0.25 * Тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Айзман, Р. И.  Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, Н. О. Новикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 214 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11943-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518604 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для студентов вузов, Муравей, Л. А., 2002
  • Безопасность жизнедеятельности. Пожарная безопасность : учебное пособие / С. Л. Пушенко, С. Г. Демченко, А. С. Пушенко [и др.]. — Ростов-на-Дону : Донской ГТУ, 2017. — 137 с. — ISBN 978-5-7890-1338-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/238232 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Буслаев, С. И., Аспекты теорий безопасности жизнедеятельности, безопасность в ЧС и методы расчета компенсации ущерба населения при ЧС : учебное пособие / С. И. Буслаев, М. В. Данилина, Л. Н. Романченко. — Москва : Русайнс, 2021. — 194 с. — ISBN 978-5-4365-7674-9. — URL: https://book.ru/book/940586 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Каракеян, В. И.  Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для вузов / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 313 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05849-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449720 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Поляков, Р. Ю. Охрана труда. Пожарная безопасность. Промышленная безопасность : учебное пособие / Р. Ю. Поляков, К. А. Полякова. — Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2022. — 87 с. — ISBN 978-5-00151-286-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/331937 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Понкин, И. В. Цитирование как метод сопровождения и обеспечения научного исследования : монография / И.В. Понкин, А.И. Редькина. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 86 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/10.12737/monography_5bffa313a6f0b3.99378392. - ISBN 978-5-16-014750-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2030895
  • Фролова, Н. А. Защита в чрезвычайных ситуациях: пожарная безопасностьтехнологических процессов : учебное пособие / Н. А. Фролова. — Благовещенск : АмГУ, 2021. — 182 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/345053 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них : учеб. пособие для вузов, Баринов, А. В., 2003

Авторы

  • Маховая Эмилия Олеговна