Summary of Degree Programme
38.03.02 Management
No
4 года
Full-time, 240 з.е.
RUSENG
Instruction in Russian with some courses in English
Bachelor
No
With online tools
2022/2023 Academic year
Entrepreneurship
ПК-20 Способен формулировать бизнес-идею, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.)
ПК-21 Способен осуществлять координацию планов разработки и продвижения продуктов и согласованной работы подразделений, планировать и организовывать вывод продукта на рынок, управлять показателями успешности и развитием продукта
ПК-22 Способен осуществлять разработку бизнес-планов, ценовой политики и стратегии развития серии продуктов, управлять бюджетом серии продуктов, и группой менеджеров продуктов
Human Resource Management
ПК-17 Способен осуществлять сбор информации о потребности организации в персонале, вести поиск, привлечение, подбор и отбор персонала, а также администрировать сопутствующие процессы и документооборот
ПК-18 Способен организовывать и проводить оценку и аттестацию персонала, а также администрировать сопутствующие процессы и документооборот
ПК-19 Способен организовывать и проводить мероприятия по развитию и построению профессиональной карьеры персонала, по обучению, адаптации и стажировке персонала, администрировать сопутствующие процессы и документооборот
Financial Management
ПК-14 Способен разрабатывать инвестиционные проекты, проводить аналитические этапы экспертизы инвестиционных проектов
ПК-15 Способен осуществлять долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование и бюджетирование деятельности организаций, участвовать в разработке и внедрении систем управления эффективностью деятельности
ПК-16 Способен осуществлять финансовый и управленческий анализ и разрабатывать финансовые решения, нацеленные на рост ценности для собственников организации
2021/2022 Academic year
International Business
ПК-11 Способен собирать и анализировать информацию о требованиях к продукции организации на внешних рынках и определять конкурентные преимущества продукции организации на внешних рынках
ПК-12 Способен участвовать в формулировке и решении управленческих задач в условиях глобальной конкурентной среды
ПК-13 Способен участвовать в разработке внешнеэкономической стратегии компании, основанной на присущих ей конкурентных преимуществах
Entrepreneurship
ПК-20 Способен формулировать бизнес-идею, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.)
ПК-21 Способен осуществлять координацию планов разработки и продвижения продуктов и согласованной работы подразделений, планировать и организовывать вывод продукта на рынок, управлять показателями успешности и развитием продукта
ПК-22 Способен осуществлять разработку бизнес-планов, ценовой политики и стратегии развития серии продуктов, управлять бюджетом серии продуктов, и группой менеджеров продуктов
Financial Management
ПК-14 Способен разрабатывать инвестиционные проекты, проводить аналитические этапы экспертизы инвестиционных проектов
ПК-15 Способен осуществлять долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование и бюджетирование деятельности организаций, участвовать в разработке и внедрении систем управления эффективностью деятельности
ПК-16 Способен осуществлять финансовый и управленческий анализ и разрабатывать финансовые решения, нацеленные на рост ценности для собственников организации
Целью образовательной программы «Управление бизнесом» (далее ОП) является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской деятельности в области управления бизнесом в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
Программа направлена на подготовку специалистов проектных офисов, служб развития бизнеса, отделов клиентского обслуживания, управления персоналом, других подразделений аппарата управления компаниями, а также на подготовку к созданию и развитию собственного бизнес-проекта.
Преимущества программы:
- Международная аккредитация. В декабре 2021 года программа «Управление бизнесом» получила международную аккредитацию EFMD. Система аккредитации образовательных программ в области менеджмента, бизнес-школ и корпоративных университетов по стандартам качества EFMD считается одной из наиболее престижных в современном мире;
- Самостоятельный выбор профессиональной траектории развития. На 3 году обучения студенты программы могут изучать профильные дисциплины, которые соответствуют их индивидуальному профессиональному интересу, за счет выбора одной из предложенных специализаций;
- Тесная связь с бизнесом. Участие в реализации программы представителей бизнеса, практиков из ведущих компаний (топ-50 лучших работодателей) для чтения лекций и проведения мастер-классов. В состав академического совета программы входят эксперты и руководители ведущих российских компаний (Авито, Сбер, Газпром нефть, МТС, Банк «Открытие», Рексофт Консалт, и др.). Члены академического совета участвуют в разработке и утверждении учебных планов программы и программ учебных дисциплин, валидации профиля выпускника с ожиданиями рынка, создают дополнительные возможности по местам практики и стажировкам студентам программы, привлекают к преподаванию на программе представителей бизнеса;
- Фокус на проектной работе. Студенты программы могут получить прикладной опыт проектной работы, реализуемой в формате курсовых проектов (что занимает пятую часть всего учебного плана), за счет обязательных курсовых проектов на материалах бизнес-кейсов работодателей (в т.ч. SWOT-анализ, бизнес-план, консалтинговый проект, и др.);
- Предпринимательская среда. Согласно исследованию Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ 2021 г. среди всех программ бакалавриата Вышки на программе «Управление бизнесом» обучается наибольшее число действующих и потенциальных предпринимателей среди числа студентов;
- Дисциплины на английском языке и международная мобильность. Около 40% дисциплин, предлагаемых на программе, реализуются на английском языке. Кроме того, все дисциплины, а также написание и защита ВКР студентов специализации «Международный бизнес», осуществляются на английском языке. Закрепить владение английским языком студенты программы могут через участие в популярных программах международной мобильности в зарубежных университетах-партнерах.
Профессиональные компетенции, сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников данной программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, в том числе, 08.039 (специалист по внешнеэкономической деятельности), 06.016 (руководитель проектов в области информационных технологий), 08.036 (специалист по работе с инвестиционными проектами), 07.003 (специалист по управлению персоналом), 40.033 (специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства), 07.007 (специалист по процессному управлению) и других стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
ПК | Описание |
| Профессиональные компетенции для всех специализаций |
ПК-1 | Способен осуществлять разработку и утверждение текущих и перспективных планов работы, определять целевые показатели деятельности организации и ее подразделений |
ПК-2 | Способен проводить анализ конкурентной среды |
ПК-3 | Способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса |
ПК-4 | Способен разрабатывать организационные схемы, стандарты и процедуры |
ПК-5 | Способен управлять процессами и руководить выполнением типовых задач организации |
ПК-6 | Способен обеспечить реализацию социальной ответственности бизнеса через тесное взаимодействие в процессе управленческой деятельности со всеми заинтересованными сторонами, включая местные власти, профсоюзные объединения, местные сообщества и т.д. |
ПК-7 | Способен разрабатывать отдельные функциональные направления управления рисками |
ПК-8 | Способен разрабатывать, внедрять, совершенствовать и проводить аудиты сложных кросс-функциональных процессов и административных регламентов |
ПК-9 | Способен выполнять консультационные проекты |
ПК-10 | Способен разрабатывать и вести организационно-методическую документацию при осуществлении профессиональной деятельности |
| Специализация Международный бизнес |
ПК-11 | Способен собирать и анализировать информацию о требованиях к продукции организации на внешних рынках и определять конкурентные преимущества продукции организации на внешних рынках |
ПК-12 | Способен участвовать в формулировке и решении управленческих задач в условиях глобальной конкурентной среды |
ПК-13 | Способен участвовать в разработке внешнеэкономической стратегии компании, основанной на присущих ей конкурентных преимуществах. |
| Специализация Финансовый менеджмент |
ПК-14 | Способен разрабатывать инвестиционные проекты, проводить аналитические этапы экспертизы инвестиционных проектов |
ПК-15 | Способен осуществлять долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование и бюджетирование деятельности организаций, участвовать в разработке и внедрении систем управления эффективностью деятельности. |
ПК-16 | Способен осуществлять финансовый и управленческий анализ и разрабатывать финансовые решения, нацеленные на рост ценности для собственников организации. |
| Специализация Управление человеческими ресурсами |
ПК-17 | Способен осуществлять сбор информации о потребности организации в персонале, вести поиск, привлечение, подбор и отбор персонала, а также администрировать сопутствующие процессы и документооборот |
ПК-18 | Способен организовывать и проводить оценку и аттестацию персонала, а также администрировать сопутствующие процессы и документооборот |
ПК-19 | Способен организовывать и проводить мероприятия по развитию и построению профессиональной карьеры персонала, по обучению, адаптации и стажировке персонала, администрировать сопутствующие процессы и документооборот |
| Специализация Предпринимательство |
ПК-20 | Способен формулировать бизнес-идею, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) |
ПК-21 | Способен осуществлять координацию планов разработки и продвижения продуктов и согласованной работы подразделений, планировать и организовывать вывод продукта на рынок, управлять показателями успешности и развитием продукта. |
ПК-22 | Способен осуществлять разработку бизнес-планов, ценовой политики и стратегии развития серии продуктов, управлять бюджетом серии продуктов, и группой менеджеров продуктов |
Перечень основных объектов профессиональной деятельности выпускников:
- организации различной организационно-правовой формы, включая государственные и общественные учреждения;
- структурные подразделения и функциональные службы организации;
- бизнес-процессы в организации;
- внутриорганизационные и межорганизационные проекты, включая проекты инновационного развития.
Область профессиональной деятельности (код по Реестру Минтруда) |
Типы задач профессиональной деятельности |
Коды профессиональных компетенций |
07, 08, 40 | организационно-управленческий | ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-10, ПК-14, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20,
|
информационно-аналитический | ПК-2, ПК-3, ПК-7, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-15 | |
предпринимательский | ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-24 |
Совокупность всех УК, ОПК, КОР и ПК, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
Модуль | Минимальный объем (кредит) | Характеристика модуля |
1.Major |
|
|
Базовый профессиональный (Major) | 84 | Предметные области: 1. Экономика 2. Математика и статистика 3. Общий и стратегический менеджмент 4. Финансы и учет 5. Маркетинг 6. Организационное поведение и управление человеческими ресурсами 7. Управление процессами и проектами, логистика и управление цепями поставок 8. Принятие решений и этика бизнеса 9. Предпринимательство 10. Социальные навыки менеджера / Лидерство и командообразование |
Вариативный профессиональный (Major вар.) | 85 | Научно-исследовательский семинар (НИС) – определяется ОП; Проектный семинар (ПС) – определяется ОП; Обязательные и вариативные дисциплины специализации (по ОП, предусматривающим специализацию) - определяется ОП; Вариативные дисциплины – определяется ОП. |
2. Практика | 30 |
|
Профессиональная |
| Типы практик и их обязательность определяются ОП. |
Проектная |
| Проекты – определяется ОП; Курсовая работа – определяется ОП; Подготовка ВКР – обязательно (в проектном или исследовательском виде практики – определяется ОП); Другие типы практик и их обязательность определяются ОП. |
Научно- исследовательская |
| Курсовая (курсовые) работа (работы) - определяется ОП; Подготовка ВКР – обязательно (в проектном или исследовательском виде практики – определяется ОП). Другие типы практик и их обязательность определяются ОП. |
3. ДОЦ | 14 | БЖД; Дисциплина по физической культуре и спорту; Не менее трёх из пяти дисциплин общеуниверситетского пула – определяется ОП. |
4. Minor | 20 | Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины. |
5.Английский язык | 1 | Внутренний экзамен по английскому языку Независимый экзамен по английскому языку Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР Дополнительные факультативные учебные дисциплины |
6. Data Culture | 3 | Дисциплины из области наук о данных (Data Science) - уровня подготовки, определяемого в паспорте направления Дисциплины из пула, предложенного в ОП, если такой выбор предусмотрен. |
7. ГИА | 1 | Защита ВКР |
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin