• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology

2024/2025
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructors


Грудинин Всеволод Александрович


Lvova, Elena


Melnikova, Mariia


Пшеничнюк Диана Владимировна


Yudina, Tatiana

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, научными и практическими проблемами психологии и способами их решения. Наиболее общей целью изучения данной дисциплины является введение в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Сюда входит формирование представлений: - о предмете и методах исследования в психологии; - о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития; - о возможностях психологического анализа событий и ситуаций обыденной жизни; прикладные направления психологии. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение классифицировать психологические процессы и явления, анализировать некоторые реальные психологические ситуации. Дисциплина изучается в формате blended learning. Студентам предлагается самостоятельное изучение части лекционных тем курса в онлайн формате.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов базовых представлений о закономерностях психической регуляции деятельности в различных сферах жизни человека.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет специфику и особенности поведения человека и процесса принятия решений при включении в те или иные большие и малые группы
  • использует знания о психологических особенностях мышления и речи при принятии решений и анализе принятых решений
  • объясняет различия между темпераментом, характером и интеллектуальными свойствами и особенностями их формирования и развития
  • Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
  • Характеризует основные потребности, мотивы, способы целеполагания и их роль в достижении профессионального и личного успеха и благополучия
  • Описывает основные методы и принципы научного психологического исследования, объясняет различия между житейским и научным психологическим знанием
  • Характеризует особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
  • характеризует разные виды памяти в психической деятельности.
  • характеризует разные виды памяти в психической деятельности
  • Описывает основные виды, функции и теории эмоциональных процессов, владеет способами их саморегуляции
  • Разъясняет и использует при анализе поведения человека основные положения психоаналитических, бихевиоральных, гуманистических и факторных теорий личности
  • способен дать оценку качеству предоставляемых психологических услуг и консультаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 01. Психология как наука.
  • 02. Ощущение, восприятие и внимание
  • 03. Память, мышление и речь
  • 04. Эмоциональные процессы
  • 05. Потребности и мотивы
  • 06. Личность: подходы к изучению
  • 07. Индивидуальные различия
  • 08. Развитие человека
  • 09. Человек в социальной группе и обществе
  • 10. Практические приложения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
    оценивается участие студентов в обсуждении вопросов семинарского занятия или других видах активности, предлагаемых преподавателем непосредственно на занятии (групповая дискуссия, работа в мини-группах и т.д.). Не допускается вариант замены (отработки) семинарского занятия дополнительным заданием в письменной/электронной форме, без участия в обсуждении на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Содержание домашнего задания определяется ведущими семинарских занятий и зависит от специфики ОП, на которой реализуется дисциплина. Вариантами домашнего задания могут быть: • анализ научной статьи по теме курса из числа рекомендованных или одобренных преподавателями; • защита плана исследования, основанного на анализе существующей литературы и постановке проблемы, в котором должно быть продемонстрировано общее представление о современных исследованиях в выбранной области и знание основ научного метода и специфики эмпирических исследований в социальных науках на материале содержания курса; • защита проекта, связанного с практической реализацией знаний, полученных на курсе, и связанного с содержанием ОП, на которой читается дисциплина; • написание эссе с анализом психологических феноменов и явлений, которые разбираются в курсе, на основании фрагментов художественных произведений (литературного произведения, фильма, биографии и т.д.), рекомендованных и/или утвержденных преподавателями курса. Могут быть предложены и иные варианты домашнего задания, не указанные в данном перечне. Информация о содержании домашнего задания и критериев оценки сообщаются студентам на первом семинарском занятии или позднее, но не позже, чем за 1 месяц до предполагаемого дедлайна сдачи домашнего задания. При выполнении домашнего задания допускается использование методов и алгоритмов искусственного интеллекта и нейросетевых сервисов (ИИ). Однако их использование должно быть явным образом указано в работе (какой конкретно сервис, как и для чего был использован), а в тексте работы должно быть однозначно ясно, какая его часть является результатом работы алгоритмов ИИ, а какая – авторским. Некорректное и/или недобросовестное использование алгоритмов ИИ при написании работы может привести к снижению баллов за работу вплоть до 1 балла в качестве итоговой оценки.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Тест состоит из закрытых вопросов с одним или множественным выбором по материалам первых 5 тем программы. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно, при этом количество вопросов в тесте не может быть меньше 20. Тестирование организуется в системе смартЛМС и проводится оффлайн в компьютерных классах. Учащиеся проходят тест с компьютеров в аудитории, использование личных устройств (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т.д.) для прохождения теста не допускается. При невозможности организации тестирования в системе смартЛМС возможна его замена на письменное тестирование на заранее распечатанных бланках с несколькими вариантами теста для разных студентов. Проведение контрольной работы онлайн допускается исключительно в случае, если вся образовательная программа реализуется в онлайн-формате или студент переведен на онлайн обучение по решению руководства образовательной программы. Во всех остальных случаях проведение контрольной работы в дистанционном (онлайн) формате не допускается.
  • неблокирующий Итоговое тестирование
    Тест состоит из закрытых вопросов с одним или множественным выбором по материалам всего курса. В тест также могут быть включены открытые вопросы. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно, при этом количество вопросов в тесте не может быть меньше 30. Тестирование организуется в системе смартЛМС и проводится оффлайн в компьютерных классах. Учащиеся проходят тест с компьютеров в аудитории, использование личных устройств (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т.д.) для прохождения теста не допускается. По решению преподавателей тестирование может проводиться очно с использованием печатных бланков. Решение о формате проведения итогового теста (в смартЛМС или с использованием печатных бланков), а также количестве и типах вопросов в итоговом тесте преподаватели сообщают студентам на последнем семинарском занятии.
  • неблокирующий Дополнительные задания
    В течение курса преподаватели вправе предложить дополнительные задания. По желанию студента и по согласованию с преподавателем высокая активность и прилежность выполнения таких заданий может быть засчитана как дополнительный балл, который может быть добавлен к итоговой оценке. В этом случае важно, чтобы возможность выполнить такое задание была равной для всех обучающихся. Выполнение всех дополнительных заданий не может привести к повышению итоговой оценки за курс до ее округления более, чем на 0,5 балла.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Активность на занятиях + 0.25 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговое тестирование + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нуркова, В. В.  Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 524 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02583-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468313 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 14504 - И.Якутенко - Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами - 9785961450248 - Альпина нон-фикшн - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/14504
  • Боднар, А. М.  Психология памяти : учебное пособие для вузов / А. М. Боднар ; под научной редакцией А. П. Касатова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 97 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06757-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474317 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — Москва : Высшая школа экономики, 2012. — 526 с. — ISBN 978-5-7598-0731-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/65984 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Восковская, Л. В.  Психология ощущений и восприятия : учебное пособие для вузов / Л. В. Восковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 511 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15156-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487630 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гулевич, О. А.  Социальная психология : учебник и практикум для вузов / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05490-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469052 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Куликов, Л. В., Психология эмоций и чувств : учебное пособие / Л. В. Куликов, Д. А. Донцов. — Москва : Русайнс, 2021. — 246 с. — ISBN 978-5-4365-8276-4. — URL: https://book.ru/book/941652 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Нартова-Бочавер, С. К.  Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472179 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Организационная психология : учебник и практикум для вузов / Е. И. Рогов [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Рогова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 509 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07328-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468669 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Психология эмоций - 978-5-314-00067-0 - Изард К. - 2012 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/28448 - 28448 - iBOOKS
  • Спиридонов, В. Ф.  Психология мышления. Решение задач и проблем : учебное пособие для вузов / В. Ф. Спиридонов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08295-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469100 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Хухлаева, О. В.  Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник и практикум для вузов / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02596-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468721 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Козлов Дмитрий Дмитриевич
  • Львова Елена Николаевна
  • Вечерин Александр Викторович